Дело № 2а-598/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 30 ноября 2017г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.
при секретаре Николаевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС №12 по Красноярскому краю к Атманской ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №12 по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Атманской Е.В. о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления на взыскание с Атманской Е.В. задолженности по требованию от 15.11.2016 г., взыскании с Атманской Е.В. задолженности по обязательным платежам на общую сумму 18972,23 руб., в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на страховую часть трудовой пенсии в сумме 18972,23 руб., по тем основаниям, что административный ответчик Атманская Е.В. с 16.10.2013 г. по 30.07.2015 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и страхователя в системе УПФР в Балахтинском районе и обязана на основании п. 1 ч. 2 ст. 28 закона №212-ФЗ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. С 2017 года полномочия по администрированию взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, переданы от Пенсионного Фонда РФ в ФНС РФ, что указано в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об оплате, по которому общая сумма задолженности превысила 3 000 руб. Сумма налога при выставлении требования от 15.11.2016 г. № об уплате образовавшейся задолженности в добровольном порядке, не позднее 05.12.2016 г. превысила 3000 руб., следовательно, инспекция был вправе обратиться в суд с заявлением не позднее 05.06.2017 г. Срок на подачу административного искового заявления истек 05.06.2017 г. Это обусловлено тем, что Пенсионным Фондом РФ в налоговые органы переданы требования об оплате страховых взносов, по которым еще до передачи их в налоговые органы, срок на обращение в суд истек. На задолженность, взыскиваемую в рамках настоящего административного дела инспекцией пропущен срок обращения в суд, что в силу подп. 3 пункта 3 ст. 134.4 КАС РФ лишает права налогового органа на обращение за взысканием в рамках приказного судопроизводства. Руководствуясь ст.ст. 94,95,125 КАС РФ административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного заявления в силу того, что оплата обязательных платежей (налогов, сборов) является конституционной обязанностью, поэтому нарушение налоговым органом (пенсионным фондом) сроков взыскания задолженности не может освобождать административного ответчика от обязанности оплатить задолженность.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС №12 по Красноярскому краю не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Атманская Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства, извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «б» ч.1 ст.5 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно ч.2 ст.28 Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.
В силу ч.ч.2, 3,6 ст.16 указанного Закона страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
Как следует из ст.25 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд (часть 1.1).
Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи. (часть 1.2).
В соответствии с ч. 2 данной нормы заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 9 ст. 21 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
По смыслу норм ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 138 КАС РФ, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Согласно ч. 2 ст. 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР России), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР России и ФСС России.
При исследовании письменных материалов дела судом установлено, что административный ответчик Атманская Е.В. согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в период с 16.10.2013 г. по 30.07.2015 г. была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и должна была оплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда России, в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в территориальные фонды ОМС.
15 ноября 2016г. Управлением Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Балахтинском районе Красноярского края в адрес ответчика было направлено требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 15.11.2016 г. в сумме 18972 рубля 23 копейки. Срок исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов был установлен до 05.12.2016 г.
В установленный Управлением Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Балахтинском районе Красноярского края срок требование ответчиком в части уплаты пени выполнено не было, пени не уплачены.
Управлением Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Балахтинском районе Красноярского края в соответствии п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. №243-ФЗ в 2017 году переданы полномочия по администрированию взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе и на административного ответчика Атманскую Е.В.
Межрайонной ИФНС России №12 по Красноярскому краю в адрес налогоплательщика Атманской Е.В. требования не посылались, о имеющейся задолженности и сроках погашения задолженности она административным истцом не уведомлялась.
Между тем, указанные обстоятельства свидетельствуют о пропуске административным истцом срока обращения в суд с иском о взыскании с Атманской Е.В. задолженности по обязательным платежам, поскольку данный срок истек 05.06.2017 г., что составляет более шести месяцев на подачу административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, ссылку административного истца на технические затруднения, имевшие место с начала 2017 года при передаче Пенсионным Фондом РФ в налоговые органы переданы требования об оплате страховых взносов, по которым еще до передачи их в налоговые органы срок на обращение в суд истек, суд не может признать в качестве уважительной причины, а иных доказательств уважительности пропуска срока истец не предоставил.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Суд считает, что, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, ст. 48 Налогового Кодекса РФ, пропущен Межрайонным ИФНС №12 по Красноярскому края без уважительных причин.
В связи с вышеизложенным, суд отказывает в ходатайстве Межрайонной ИФНС №12 по Красноярскому краю о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Атманской задолженности по обязательным платежам.
В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180, 209 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС №12 по Красноярскому краю к Атманской ФИО6 о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: