Дело № 2а-218/ 2020
Решение
Именем Российской Федерации
с. Сюмси 20 мая 2020 года
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
под председательством судьи Микрюкова О.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к неустановленному ответчику о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Сюмсинского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://spravka-shop-med.com размещена противоправная и запрещенная к распространению на территории Российской Федерации информация, а именно размещены предложения о возможности оформления и получения за плату медицинских справок и заключений любого содержания в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения, без медицинского обследования, в том числе водительской медицинской справки. Вход на сайт свободный и доступен для неограниченного круга лиц. Опубликованные на указанном сайте сведения, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения медицинских справок, не указывая на противоправность действий, в обход установленным законодательством требованиям. Установить собственника сайта для привлечения его к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика не представляется возможным.
Правовое обоснование иска – ст. 39, глава 27.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), ст. ст. 5, 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ, Закон о БДД), ст. ст. 22, 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), ст. ст. 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ, Закон об информации), ст. ст. 324, 327 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), ст. 19.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02 мая 2012 года № 441н (далее – Приказ МЗ РФ № 441н) и от 15 июня 2015 № 344н (далее – Приказ МЗ РФ № 344н).
Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не просил рассмотреть дело без его участия, просил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия и не возражает против рассмотрения дела в упрощенном производстве.
На основании ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих деле в порядке упрощённого (письменного) производства.
Из исследованных материалов дела установлено следующее.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения; проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основы приобретения медицинских справок в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», регулируются Приказом МЗ РФ № 441н, которым утвержден Порядок выдачи медицинскими работниками справок и медицинских заключений.
Для определения наличия или отсутствия у водителей (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами проводится медицинское освидетельствование. По его результатам выдается медицинское заключение (ст.23 Федерального закона от № 196-ФЗ; п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утв. Приказом МЗ РФ № 344н). В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 22 Федерального закона от № 323-ФЗ каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом МЗ РФ № 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п. 2) или с согласия пациента в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо (п. 7). Справки оформляются с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом, заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации (п. 10).
Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения (п. 12). Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина (п. 13). Медицинские заключения оформляются в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (п. 14).
Таким образом, законом предусмотрен специальный порядок выдачи медицинских справок и заключений, в том числе для получения водительской медицинской справки, который предполагает наличие медицинского обследования пациента. В ином порядке получение и выдача медицинских справок и заключений будет являться противозаконным.
В суд представлен скриншот страницы с сайта с доменным именем https://spravka-shop-med.com, согласно которому любому обратившемуся на сайт пользователю предлагается приобрести за плату медицинские справки с печатями и подписями без медицинского обследования, в обход установленного законом порядка получения указанного документа.
Таким образом, пользователю предлагается приобрести подделку медицинских справок и медицинских заключений.
За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков, а также использование заведомо подложного документа предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст.327 УК РФ. При этом подделка представляет собой незаконное изготовление удостоверения или иного официального документа независимо от способа её изготовления (подчистка, дописка, подделка подписи, заверение поддельной печатью, переклеивание фотографии). Подделкой признается и полное изготовление фальшивого документа.
За подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.23 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, направленной на распространение поддельных медицинских справок, в том числе позволяющих управлять транспортным средством ведет к нарушению законодательства и угрозе здоровья граждан, нарушению законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, информация, опубликованная на сайте с доменным именем https://spravka-shop-med.com с предложениями о возможности оформления и получения за плату медицинских справок и заключений любого содержания в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения, без медицинского обследования подлежит запрещению.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникациям (далее - Роскомнадзор) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент рассмотрения дела, по сведениям Роскомнадзора, сайт с доменным именем https://spravka-shop-med.com в реестре не значится.
Соответственно требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 265.4 КАС РФ, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением данного административного дела не подлежат распределению судом.
В соответствии ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://spravka-shop-med.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Микрюков О.В.
Копия верна _________________ судья Микрюков О.В.
_________________ секретарь Морозова Е.А.