Решение по делу № 3а-459/2020 от 26.06.2020

Дело №3а-459/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 24 июля 2020 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Осиповой А.А. к Финансовому управлению администрации муниципального образования «Северодвинск», Министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Осипова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок к Финансовому управлению администрации муниципального образования «Северодвинск» и Министерству финансов Архангельской области в размере по 100 000 рублей к каждому.

В обоснование требований указала, что решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 5 июля 2018 г. удовлетворены ее исковые требования к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего указанным в решении суда характеристикам. Судебное решение не исполнено. Полагает, что неисполнение вступившего в силу судебного постановления на протяжении длительного времени привело к нарушению права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, что является основанием для выплаты соответствующей компенсации.

Административный истец Осипова А.А. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена.

Административные ответчики Финансовое управление администрации муниципального образования «Северодвинск», Министерство финансов Архангельской области, администрация муниципального образования «Северодвинск», Министерство образования и науки Архангельской области, заинтересованное лицо Управление муниципального жилищного фонда администрации муниципального образования «Северодвинск» о времени и месте извещены, в судебное заседание представителя не направили.

В письменном отзыве администрация муниципального образования «Северодвинск» с иском не согласилась. Заявленный к взысканию размер компенсации считала чрезмерно завышенным. 18 октября 2018 г. с Осиповой А.А. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г.Северодвинск, Архангельское шоссе, д. 40, комн. 38.

Министерство финансов Архангельской области в письменном отзыве возражало относительно удовлетворения административного иска, указывая на отсутствие оснований для взыскания испрашиваемой административным истцом компенсации за счет средств бюджета Архангельской области, поскольку решением суда какие-либо обязанности на органы государственной власти Архангельской области не возлагались.

Министерство образования и науки Архангельской области в письменном отзыве возражало относительно удовлетворения административного иска.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу частей 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного Постановления).

Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Закон Архангельской области №591-36-ОЗ) имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом установлено, что вступившим в законную силу 10 августа 2018 г. решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 5 июля 2018 г. по делу №2-3013/2018 удовлетворены исковые требования Осиповой А.А. к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. На ответчика возложена обязанность предоставить истцу по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 14 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г. Северодвинска, расположенное в границах г. Северодвинска за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

16 октября 2018 г., выданный на основании указанного решения Северодвинского городского суда Архангельской области исполнительный лист, предъявлен в ОСП по г.Северодвинску.

22 октября 2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Северодвинску на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Решение суда не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением истец обратилась в суд в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.

Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет более 1 года 9 месяцев (с 16 октября 2018 г. по дату вынесения настоящего решения суда).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Поведение истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.

В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 закона Архангельской области №591-36-ОЗ).

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 г. №84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее - Закон Архангельской области №84-5-ОЗ) органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона Архангельской области №84-5-ОЗ в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.

Финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области, в том числе, администрации муниципального образования «Северодвинск», субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые соответствующим получателям в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

По сведениям администрации муниципального образования «Северодвинск» у ответчика по состоянию на 13 июля 2020 г. на территории муниципального образования «Северодвинск» учитывается 164 решения о предоставлении жилых помещений для детей-сирот, при этом решение, вынесенное в пользу административного истца значится под №112.

По сведениям Министерства образования и науки Архангельской области по состоянию на 1 июля 2020 г. число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включенных в список на обеспечение жилыми помещениями на территории муниципального образования «Северодвинск», составляет 271 человек. В отношении 163 человек судебные постановления, обязывающие администрацию муниципального образования предоставить им благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, не исполнены. Общая потребность в денежных средствах на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории на территории названного муниципального образования составляет 523 836 588 рублей, в том числе, 388 115 290 рублей 20 копеек – для исполнения принятых в отношении администрации муниципального образования судебных постановлений.

Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные постановления о предоставлении жилья. В частности, в 2019 году на финансирование осуществления данных государственных полномочий выделена сумма, явно недостаточная для покрытия потребности в денежных средствах на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок.

В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В связи с изложенным, несмотря на недостаточность денежных средств, выделяемых уполномоченным органом государственной власти Архангельской области на цели предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, оснований для освобождения муниципального образования «Северодвинск» от ответственности в виде возложения обязанности по выплате компенсации на основании Федерального закона №68-ФЗ суд не усматривает.

Так, согласно пункту 2 статьи 46 Закона Архангельской области №84-5-ОЗ, пункту 3 статьи 14 Закона Архангельской области №591-36-ОЗ именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении конкретному лицу, относящемуся к указанной льготной категории граждан, жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают с ним договор найма такого жилого помещения.

Федеральный закон №159-ФЗ, как и Закон Архангельской области №591-36-ОЗ связывают возникновение права указанной категории лиц на предоставление жилого помещения с наступлением восемнадцатилетнего возраста либо приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда подлежит предоставлению таким гражданам во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на такое же обеспечение.

Аналогичная правовая позиция выражена и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.

С учетом изложенных обстоятельств и с учетом того, что обязанность по предоставлению административному истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда решением суда возложена на администрацию муниципального образования «Северодвинск», на органы государственной власти Архангельской области такая обязанность не возложена, то суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности выплатить административному истцу требуемую компенсацию на муниципальное образование «Северодвинск».

Оснований для удовлетворения административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок к Министерству финансов Архангельской области и другим ответчикам суд не усматривает.

По смыслу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона №68-ФЗ настоящее судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должно быть исполнено соответствующим финансовым органом, каковым является Финансовое управление Администрации Северодвинска, за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Суд считает, что разумный срок исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения являлся значимым для истца. Вместе с тем судом учитывается, что 18 октября 2018 г. с Осиповой А.А. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г.Северодвинск, Архангельское шоссе, д. 40, комн. 38 для временного проживания.

Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного акта, недостаточность и неэффективность принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов по делам данной категории, мер, продолжительность нарушения и значимость его последствий для истца, поведение сторон на протяжении всего периода исполнения судебного акта, а также принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека и размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения, суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Определяя размер такой компенсации, подлежащей выплате за счет средств бюджета муниципального образования «Северодвинск», суд полагает необходимым взыскать с муниципального образования «Северодвинск» 25 000 рублей.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ, части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с частью 1 статьи 103, частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Финансового управления администрации муниципального образования «Северодвинск» за счет средств местного бюджета в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в возврат в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Осиповой А.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с Финансового управления администрации муниципального образования «Северодвинск» за счет средств местного бюджета в пользу Осиповой А.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет Осиповой А.А. <данные изъяты>.

Взыскать с Финансового управления администрации муниципального образования «Северодвинск» за счет средств местного бюджета в пользу Осиповой А.А. государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.

Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий: судья А.В. Вершинин

3а-459/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ОСИПОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Ответчики
Министерство финансов Архангельской области
администрация муниципального образования «Северодвинск»
Финансовое Управление Администрации Северодвинска
Другие
Управление муниципального жилищного фонда Администрации Северодвинска
Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска
Министерство образования и науки Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Вершинин Аркадий Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
28.06.2020Регистрация административного искового заявления
28.06.2020Передача материалов судье
29.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2020Судебное заседание
24.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее