25RS0001-01-2021-002587-82
Дело № 2а-2764/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи С. А. Юлбарисовой
при секретаре Д. М. Любецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с вышеназванным административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на сайте с URL-адресом: https://prostitutkivladivostokalist.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование административного иска указал, что на данном сайте размещена информация о возможности получить различные услуги интимного характера от лиц, занимающихся проституцией, стоимость таких услуг, контактные данные, а также размещены фотографии обнаженных женщин.
Определением от 05.04.2021 данный административный иск принят Ленинским районным судом г. Владивостока к своему производству, возбуждено соответствующее административное дело (л. д. 1-2).
Извещение о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела размещено на интернет-портале ГАС «Правосудие» (л. д. 16, 17).
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Владивостока Вишня А. А. в судебном заседании настаивала на заявленном требовании по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что доступ к сетевому ресурсу https://prostitutkivladivostokalist.com/ не ограничен (л. д. 14-15).
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора Ленинского района г. Владивостока, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Закона о защите информации определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 Закона о защите информации).
В силу частей 1, 5 статьи 15 Закона о защите информации на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Частью 2 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По смыслу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, может являться решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, при получении вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обеспечивает исполнение такого судебного решения путем внесения в реестр соответствующих сведений.
Оценивая изложенные в обоснование административного иска доводы, суд учитывает следующее.
Прокурором Ленинского района г. Владивостока представлен акт проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, которым зафиксировано наличие в сети «Интернет» свободного доступа к сайту по электронному адресу: https://prostitutkivladivostokalist.com/, содержащему информацию порнографического характера (л. д. 6).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры Ленинского района г. Владивостока, также установлено, что на вышеназванном сайте размещена информация о возможности получить различные услуги интимного характера от лиц, занимающихся проституцией, стоимость таких услуг, контактные данные, а также размещены фотографии обнаженных женщин, что подтверждается соответствующими скриншотами (л. д. 7).
Статьей 240 УК РФ установлена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией, а статьей 241 УК РФ – за организацию занятия проституцией.
Занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, являются административными правонарушениями (статьи 6.11, 6.12 КоАП РФ).
Кроме того, судом принимается во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Пунктом «e» статьи 17 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990) установлено, что государства – участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
По смыслу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях прав ребенка) целями государственной политики в интересах детей являются, в частности: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Оборотом информационной продукции, согласно пункту 12 статьи 2 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, является предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей.
Пунктами 2, 5, 7 части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, установлено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в частности: информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; информация, оправдывающая противоправное поведение; информация порнографического характера.
В силу части 1 статьи 11 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, определено, что оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
Содержание приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что законодателем установлен прямой запрет на свободное неограниченное распространение посредством сети «Интернет» информации, способной вызвать у детей желание заниматься проституцией.
Предоставление свободного, не ограниченного при помощи организационных мер, а также технических и программно-аппаратных средств защиты, доступа к интернет-ресурсам, содержащим подобную информацию (в рассматриваемом случае таковым является размещенный в сети «Интернет» сайт с URL-адресом: https://prostitutkivladivostokalist.com/), запрещено законом, нарушает право несовершеннолетних на информационную безопасность, может оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Ленинского района г. Владивостока являются законными и обоснованными, направленными на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд считает необходимым признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: https://prostitutkivladivostokalist.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: https://prostitutkivladivostokalist.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07.05.2021.
Судья С. А. Юлбарисова