Дело № 10RS0011-01-2020-014812-96 (2а- 605/2021 (2а-7440/2020))
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.02.2021 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Бурдужа Инге Анатольевне о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Бурдужа Инге Анатольевне (далее – административный ответчик, налогоплательщик), о взыскании, как с лица, зарегистрированного в период с 14.03.2009 по 12.10.2015 в качестве индивидуального предпринимателя, обязательных платежей, а именно:
штрафа за несвоевременное предоставление налоговых деклараций за 2014 -2015 гг в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее- УСН) в общей сумме 1000 руб., взысканного решениями налогового органа №№ 3898,3899 от 12.10.2016 (по 500 руб. каждым из решений),
обязанность по уплате которого не была исполнена административным ответчиком согласно выставленным требованиям № №4501,4502 со сроком исполнения до 17.01.2017,
недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее- ОМС) за 2015 год размере 2855,70 руб. и пени в размере 1131,62 руб., начисленных на недоимку в размере 19378,56 руб. за период с 02.01.2017 по 01.08.2017,
обязанность по уплате которой не была исполнена административным ответчиком согласно выставленному требованию № 101007 со сроком исполнения до 25.09.2017.
Помимо требований о взыскании вышеназванных обязательных платежей, административным истцом испрашивается о восстановлении срока на подачу административного иска, как пропущенного по уважительным причинам, к которым относятся интересы государства, необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности, соблюдение интересов налогоплательщика для назначения страховой пенсии и определения размера соответствующей выплаты.
Определением от 18.11.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Налогоплательщик в период с 14.03.2009 по 12.10.2015 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (статус прекращен на основании заявления).
В силу взаимосвязанных положений ст.ст. 23, 45, пп. 1,6 ст. 80, ст. 346.23 НК РФ на административного ответчика, применяющего УСН, возлагалась обязанность предоставить налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В нарушение установленного законодательством срока (за 2014 г – до 30.04.2015, за 2015- 04.05.2016)) налоговая декларация была предоставлена 23.05.2016, в связи с чем налогоплательщик решениями налогового органа №№ 3898,3899 от 12.10.2016 был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа – по 500 руб. каждым из решений.
Поскольку обязанность по уплате штрафных санкций добровольно исполнена не была, налогоплательщику заказными письмами по месту его регистрации были направлены требования от 29.11.2016 №№ 4501,4502, которые в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, с предложением уплатить в срок до 17.01.2017 задолженность по штрафу по УСН (500 руб. по каждом требованию).
Также на административного ответчика в силу взаимосвязанных положений ст. ст. 5, 14, 16, 18 Федерального закона от 24.07.20109 № 212-ФЗ возлагалась обязанность по уплате страховых взносов: в фиксированном размере - не позднее 31 декабря текущего года, а страховых взносов, исчисленных с суммы дохода - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В установленный законодательством срок обязанность по уплате страховых взносов на ОМС исполнена не была, в связи с чем налогоплательщику заказным письмом по месту его регистрации, которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, было направлено требование от 11.08.2017 № 101007 с предложением уплатить в срок до 25.09.2017 недоимку, в том числе, по страховым взносам на ОМС за 2015 г в размере 2855,70 руб. и пени в размере 1311,62 руб.
Учитывая вышеизложенное, положения ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Инспекция должна была обратиться в суд для взыскания вышеназванных недоимок и пени не позднее 25.03.2018, однако обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа, в принятии которого было отказано в связи с пропуском срока, лишь 05.08.2020.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 18.11.2020.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемой задолженности уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что таковых Инспекцией не указано.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
Указанные в административном иске причины не могут являться основанием для восстановления столь значительно пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.
Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.
Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.
Установленное судом является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева