мотивированное решение изготовлено
03 июля 2020 года
Дело № 2-68/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года г. Сосновый Бор
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева М.А.,
при секретаре Полыниной Е.А.,
с участием истца Смирновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Юлии Анатольевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Гермес» о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании стоимости товара и компенсации морального вреда,
установил:
Смирнова Ю.А. обратилась в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к ООО «Гермес», в котором просит:
расторгнуть договор купли-продажи товара № 050619/1М-922 от 05 июня 2019 года;
взыскать с ответчика стоимость товара в сумме 118 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей и штраф в сумме 64 000 рублей.
Иск мотивирован тем, что 05 июня 2019 года между сторонами заключен договор купли-продажи товара № 050619/1М-922, а именно: вибромассажной накидки (НМ 2187) по цене 118 000 рублей. Оплата по договору была осуществлена истцом в полном объеме посредством банковской карты. 07 июня 2019 года на основании ст. 25 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» Смирнова Ю.А. обратилась к ООО «Гермес» с требованием о возврате денежных средств, поскольку приобретенный товар не подошел ей по размеру. Соответствующее заявление было направлено продавцу почтой и получено им 17 июня 2019 года. Вместе с тем, до настоящего времени возврат денежных средств Смирновой Ю.А. не произведен. Истец также указывает, что неправомерными действиями ответчика ей был причинен моральный вред.
В судебное заседание истец Смирнова Ю.А. явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик ООО «Гермес» в судебное заседание представителя не направил, о слушании дела извещен. В письменных возражениях на иск ООО «Гермес» указывает, что оснований для расторжения договора купли-продажи не имеется, поскольку перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, включает технически сложные товары бытового назначения к которым относятся электробытовые товары, в том числе приборы для массажа.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено и материалами дела подтверждено, что 05 июня 2019 года между ООО «Гермес» (продавец) и Смирновой Ю.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи товара № 050619/1М-922, а именно: вибромассажной накидки (НМ 2187) по цене (с учетом скидки) - 118 000 рублей.
В п. 5.4 названного договора купли-продажи указано, что товар является технически-сложным товаром бытового назначения (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55).
Согласно акту приема-передачи товара, являющегося приложением № 1 к договору купли-продажи товара № 050619/1М-922, Смирновой Ю.А. передана вибромассажная накидка (НМ 2161), а также приложения к товару: декларация соответствия товара требованиям ГОСТ и инструкция по использованию на русском языке.
В качестве подарков истцу были также переданы: одеяло, 2 подушки, ручной массажер НМ 1005 и пылесос.
118 000 рублей Смирновой Ю.А. уплачены ООО «Гермес» 05 июня 2019 года в безналичной форме, что подтверждено представленными квитанциями.
07 июня 2019 года Смирнова Ю.А. направила почтой в ООО «Гермес» заявление, в котором указала, что приобретенный товар не подошел ей по размеру и в связи с отсутствием товара подходящего размера просила на основании ст. 25 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» возвратить ей денежные средства на банковскую карту.
Названное заявление получено ООО «Гермес» 17 июня 2019 года.
Денежные средства Смирновой Ю.А. ответчиком не были возвращены.
В ходе рассмотрения дела Смирнова Ю.А. последовательно оспаривала утверждение ООО «Гермес» о том, что приобретенная ею вибромассажная накидка является технически сложным товаром бытового назначения и ходатайствовала о назначении по делу судебной товароведческой экспертизы.
В целях ее проведения судом 10 октября 2019 года у ООО «Гермес» истребованы следующие документы: декларация соответствия товара требованиям ГОСТ, инструкция по использованию на русском языке, а также сведения о производителе товара.
Судебный запрос получен ООО «Гермес» 23 октября 2019 года и оставлен без реакции.
12 ноября 2019 года судом повторно в ООО «Гермес» истребованы: декларация соответствия товара требованиям ГОСТ и сведения о производителе.
Повторный судебный запрос получен ООО «Гермес» 25 ноября 2019 года и также оставлен без ответа.
В этой связи судебная экспертиза назначена 19 декабря 2019 года по имеющимся в деле документам и фактически представленной истцом вибромассажной накидке (НМ 2187), принимая во внимание пояснения Смирновой Ю.А. о том, что декларацию соответствия товара требованиям ГОСТ ответчик ей в действительности не передавал.
Из заключения эксперта ООО «ПетроЭксперт» № 20-16-Д-2-802/2019 от 18 марта 2020 года и дополнения к нему следует, что вибромассажная накидка (НМ 2187), приобретенная Смирновой Ю.А. на основании договора купли-продажи от 05 июня 2019 года, не является технически сложным товаром бытового назначения. Представленная на исследование вибромассажная накидка (НМ 2187) является электромеханическим бытовым устройством.
В силу ст. 25 Закона РФ от 07 февраля 1192 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Соответствующий перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55.
В указанный перечень, помимо прочего, входят технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями).
Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Положения ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела доводы Смирновой Ю.А. о том, что приобретенная ею 05 июня 2019 года вибромассажная накидка не является технически сложным товаром бытового назначения нашли свое подтверждение.
Результаты судебной товароведческой экспертизы ООО «Гермес» не опровергло, несогласия с ними не выражало.
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы изложены в ясной и категоричной форме.
Учитывает суд и то, что ООО «Гермес» дважды не отреагировало на судебные запросы о предоставлении необходимой документации в целях разрешения спора.
В установленный ст. 25 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» срок, Смирнова Ю.А. обратилась в ООО «Гермес» с заявлением о возврате денежных средств за товар. Ответчик названное заявление получил и от ответа на него уклонился.
При этом ООО «Гермес» в ходе судебного разбирательства на обстоятельства наличия аналогичного непродовольственного товара надлежащего качества другого размера на дату обращения Смирновой Ю.А. не ссылалось и соответствующих доказательств не предоставляло.
В этой связи требования Смирновой Ю.А. о расторжении договора купли-продажи от 05 июня 2019 года № 050619/1М-922 и взыскании денежных средств за товар в сумме 118 000 рублей суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Неправомерными действиями ООО «Гермес» права Смирновой Ю.А. были нарушены, а потому суд считает, что требование истца о компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей подлежит удовлетворению. Указанный размер компенсации морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости, а также фактическим обстоятельствам причинения потребителю нравственных страданий.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
С ООО «Гермес» в пользу Смирновой Ю.А. надлежит взыскать штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме 64 000 рублей.
Учитывая то, что договор купли-продажи от 05 июня 2019 года № 050619/1М-922 подлежит расторжению, а в пользу истца с ответчика взысканы уплаченные за товар денежные средства, суд считает необходимым возложить на Смирнову Ю.А. обязанность возвратить ООО «Гермес» по его требованию и за его счет приобретенный товар в целях возврата сторон в первоначальное состояние (до заключения сделки).
На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ООО «Гермес» в доход бюджета муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 3 860 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Смирновой Юлии Анатольевны удовлетворить.
Расторгнуть договор купли-продажи товара № 050619/1М-922 от 05 июня 2019 года, заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «Гермес» и Смирновой Юлией Анатольевной.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Гермес» в пользу Смирновой Юлии Анатольевны стоимость товара в сумме 118 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме 64 000 рублей, а всего 192 000 рублей.
По требованию ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Гермес» и за его счет Смирнова Юлия Анатольевна обязана возвратить приобретенный на основании договора купли-продажи № 050619/1М-922 от 05 июня 2019 года товар.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Гермес» в доход бюджета муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области государственную пошлину в сумме 3 860 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Ленинградской области.
Судья М.А. Алексеев