ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6175/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 10 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А.
судей: Петровой Т.Г., Гутеневой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-6825/2019 по иску Максимовой Л. В. к Главе Республики Коми, Администрации Главы Республики Коми о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,
по кассационной жалобе Максимовой Л. В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А., выслушав объяснения представителей Максимовой Л.В. адвокатов Рочевой И.О. (ордер А1717028 от 10.06.2020), Кушнир Т.Г., действующей на основании доверенности 11 АА 1176340 от 28 мая 2020 года, сроком действия один год, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Главы Республики Коми Пунеговой Г.Г., действующей на основании доверенности 2340-03-1-18 от 8 июня 2020 года, сроком действия до 31 декабря 2020 года, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А., полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Максимова Л.В. предъявила в суде иск к Главе Республики Коми, Администрации Главы Республики Коми о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что с 21.10.2016 работала в должности Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми. 29.05.2019 уволена по п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Увольнение считает незаконным, оспаривая конфликт интересов, ссылаясь на то, что не совершала виновных действий, дающих основание для утраты доверия, грубое нарушение порядка увольнения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Максимовой Л.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом установлено, что 28 декабря 2015 года распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми от 26.12.2015 № 409-р Максимова Л.В. назначена на должность Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми.
Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми от 23.03.2016 № 62-р Максимова Л.В. освобождена от должности Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми 23 марта 2016 года по собственному желанию.
Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми от 24.03.2016 № 85-р Максимова Л.В. назначена на должность Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми. 24.03.2016, распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми № 105-р на Максимову Л.В. возложено исполнение полномочий Председателя Правительства Республики Коми.
Распоряжением Главы Республики Коми от 20.10.2016 № 305-р Максимова Л.В. освобождена от должности Первого заместителя Председателя Правительства Республики в связи с истечением срока полномочий.
Распоряжением Главы Республики Коми от 20.10.2016 № 327-р Максимова Л.В. назначена на должность Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми. 21.10.2016 с истцом заключен служебный контракт № 25/2016.
27.12.2018 Максимовой Л.В. Главе Республики Коми направлено уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Предварительное рассмотрение уведомления от 27.12.2018 произведено Управлением по противодействию коррупции Администрации Главы Республики Коми. При подготовке мотивированного заключения направлялись запросы в государственные органы и заинтересованные организации; по результатам представленных документов установлено наличие у Максимовой Л.В.: личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей (осуществление полномочий); фактическое наличие у нее полномочий для реализации личной заинтересованности, которые, в частности, выражаются в ее праве: принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений; давать поручения или оказывать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ей лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые могут привести к получению доходов или выгод ею и (или) лицом, с которым связана ее личная заинтересованность. Управлением составлено мотивированное заключение, содержащее вывод о том, что Максимовой Л.В. не соблюдены требования законодательства о противодействии коррупции о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также даны рекомендации для принятия решения: признать, что Первым заместителем Председателя Правительства Республики Коми не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
Мотивированное заключение по результатам предварительного рассмотрения уведомления подписано начальником отдела по противодействию коррупции Управления государственной гражданской службы Администрации Главы Республики Коми Петковой Х.Й. и утверждено Руководителем Администрации Главы Республики Коми Порядиным М.Ю. 26 марта 2019 года.
Президиум Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Коми 24 мая 2019 года на основании поданного Максимовой Л.В. уведомления, заслушав мотивированное заключение комиссии по результатам проведенной проверки, решил, что Максимовой Л.В., замещающей должность Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов; рекомендовал Главе Республики Коми применить к Максимовой Л.В., замещающей должность Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми, меру ответственности в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия.
Выписка из протокола заседания Президиума Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Коми № 5 от 24.05.2019 и копия доклада Главе Республики Коми, составленного по результатам заседания, получены истцом 27 мая 2019 года.
Глава Республики Коми с докладом, составленным по результатам заседания Президиума Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Коми от 24.05.2019, ознакомлен 27 мая 2019 года, в этот же день Максимовой Л.В. предложено представить объяснения по фактам указанным в протоколе заседания Президиума Комиссии. Максимова Л.В. представила объяснения 28 мая 2019 года.
Распоряжением Главы Республики Коми от 29.05.2019 № 122-р Максимова Л.В. освобождена от должности Первого заместителя Председателя Правительства Республики в связи с утратой доверия. Приказом и.о. Первого заместителя Председателя Правительства Республики Руководителя Администрации Главы Республики Коми от 29.05.2019 № 347-л прекращено действие служебного контракта от 21.10.2016 № 25/2016, Максимова Л.В. уволена 29 мая 2019 года с должности Первого заместителя Председателя Правительства Республики со ссылкой на п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ГК РФ.
Разрешая спор и отказывая Максимовой Л.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуюсь положением п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4.1 ст. 12, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ и с учетом требований статьи 56 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что со стороны истца имело место нарушение обязанности по уведомлению работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая могла привести к конфликту интересов; обязанность по принятию мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов возникла у Максимовой 03.11.2016; сроки применения дисциплинарного взыскания, установленные ч. 4 ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации соблюдены, нарушение порядка увольнения судом не установлено.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что увольнение в нарушении требований 81 Трудового кодекса Российской Федерации, проведено в период нахождения Максимовой Л.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, нашли свою оценку в обжалуемых судебных актах.
Как правильно отмечено, судами обеих инстанций, заявление о предоставлении отпуска было подано Максимовой Л.В. после того, как ей стало известно о принятии в основании неё распоряжения работодателя об освобождении от должности связи с утратой доверия.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Максимовой Л. В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи