Дело № 2а-5572/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Саблиной Е.А.,
при секретаре Горулевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Антоновского С. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Антоновский С.В. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия в части надлежащего содержания в соответствии с требованиями обеспечения безопасности дорожного движения на участке дороги по проезду к дому 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске, возложении обязанности осуществить дорожную деятельность по приведению состояния спорного участка дороги к требованиям по эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствие с требованиями ГОСТ.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен.
В судебном заседании представитель административного истца Олефиренко Е.А. требования поддержал. Указал, что до настоящего времени спорный участок дороги не приведен в соответствие с требованиями ГОСТ.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Карпеев И.В. в судебном заседании с административным иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве. Не оспаривал, что спорная дорога находится в ненадлежащем состоянии. Указал, что данный проезд предназначен исключительно для обслуживания многоквартирного дома 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске, в связи с чем обязанность по его надлежащему содержания, в том числе ремонту асфальтового покрытия, лежит на управляющей организации. Указал, что орган местного самоуправления самостоятелен в расходовании денежных средств, в осуществлении полномочий местного самоуправления. При удовлетворении требований просил установить срок для устранения нарушений не ранее 31.08.2021.
ООО «Архангельские коммунальные системы», УМВД по г. Архангельску, извещённые о месте и времени проведения судебного заседания, представителей не направили.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Антоновский С.В. является пользователем автомобильных дорог в г. Архангельске, проживает <адрес> в г. Архангельске, пользуется участком дороги по проезду к дому 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске.
Административный истец указал, что на проезжей части участка дороги по проезду к дому 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске разрушена проезжая часть, имеются ямы, продольные и поперечные трещины, коллейность, перепад высоты обочины, частично отсутствует бордюрное ограждение.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 22.10.2019, составленному сотрудником ГИБДД по запросу суда, на спорном участке выявлены следующие недостатки в содержании дороги: не выполнены требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Повреждения покрытия проезжей части (выбоины, продольные и поперечные трещины). Отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017. Занижение обочины в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017. Временные дорожные знаки, информирующие водителей об опасности, на вышеуказанном участке отсутствуют.
Ответчик доказательства обратного суду не представил.
Указанный проезд не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928. Данный проезд также не включен в перечень дорого общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 13.06.2017 № 237-пп.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к числу вопросов местного значения.
На основании положений ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Доводы административного ответчика о том, что данный проезд предназначен исключительно для обслуживания многоквартирного дома 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске, в связи с чем обязанность по его содержанию должна нести управляющая компания, суд не принимает.
Материалами дела подтверждается, что на основании договора управления от 05.06.21019 № ООО «Архангельские коммунальные системы» управляем многоквартирным домом 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске. При этом, земельный участок для его эксплуатации с кадастровым № сформирован непосредственно под многоквартирным домом, что подтверждается в том числе выпиской из публичной кадастровой картой. Проезд к дому 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске находится за границами указанного земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491).
Пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу указания п.п. е п. 2 раздела 1 Правил № 491 в состав общего имущества включаются в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.
Приложением № 7 в число работ, относящихся к текущему ремонту отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Вместе с тем, поскольку земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома сформирован и спорный проезд находится за границами указанного земельного участка, оснований для отнесения его к общему имуществу многоквартирного дома, и возложения на собственников многоквартирного дома обязанности по его содержанию, не имеется.
Поскольку спорный участок дороги не является автомобильной дорогой общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частной автомобильной дорогой, он является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. Относится к собственности городского округа.
Таким образом, лицом, ответственным за надлежащее содержание спорного участка дороги, является Администрация муниципального образования «Город Архангельск».
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017) предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В силу указаний п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно табл. 5.3. ГОСТ Р 50597-2017 допускается отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части, не более 1 см, сроком устранения - в течение 1 суток.
Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. (п. 5.2.6).
Согласно таблице 5.4. ГОСТ Р 50597-2017 допускается занижение обочины и разделительной полосы не более 4 см, срок устранения дефекта не более 7 суток.
Несмотря на несоответствие спорного участка дороги требованиям ГОСТ, на момент рассмотрения дела ремонтные работы на спорном участке дороги не выполнены.
Положение об Администрации муниципального образования «Город Архангельск» утверждено решением Архангельской городской Думы от 25.11.2015 № 291.
В силу указания п. 1.1 Положения Администрация муниципального образования «Город Архангельск» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск», наделенным Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами.
К компетенции администрации города относятся среди прочего: исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, главы муниципального образования «город Архангельск», Администрации города; управление муниципальной собственностью в соответствии с законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу закона ответственность за содержание спорного участка дороги возложена на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» как орган местного самоуправления, которая вправе решать вопросы местного значения, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов с иными учреждениями и организациями, именно указанный ответчик обязан осуществлять контроль за надлежащим выполнением условий контракта и содержанием дорог.
Таким образом, административный ответчик Администрация муниципального образования «Город Архангельск» допустил незаконное бездействие при осуществлении дорожной деятельности на поименованном участке автомобильной дороги, чем нарушил права административного истца на безопасность при дорожном движении, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В порядке восстановления нарушенных прав истца на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» суд полагает необходимым возложить обязанность организовать осуществление дорожной деятельности на спорном участке автомобильной дороги в соответствие требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в срок не позднее 31.10.2020.
Указанный срок является разумным для выполнения всех необходимых мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на поименованном участке автомобильной дороги, учитывает сезонность выполнения ремонтных работ, количество объектов, подлежащих ремонту в текущем году.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 258 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Антоновского С. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности на участке дороги по проезду к дому 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанность в срок до 31 октября 2020 года организовать дорожную деятельность в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, на участке дороги по проезду к дому 21 корп. 1 по пр. Дзержинского в г. Архангельске.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Антоновского С. В. судебные расходы в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2019 года.
Председательствующий Е.А. Саблина