Дело № 2а-604/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Т.В.Барановой,
при секретаре: М.В. Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синяковой Т.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Синякова Т.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - административный ответчик), мотивируя тем, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. На указанном земельном участке Синякова Т.А. возвела жилой дом, зарегистрировав на него право собственности. Жилому дому присвоен кадастровым номер №. Административный истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность без торгов вышеуказанного арендуемого ею земельного участка, в чем ей было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок располагается во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения озера .... Административный истец, выражая свое несогласие с указанным отказом, просит признать незаконным и отменить отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выразившийся в письме от хх.хх.хх г. №, обязать административного ответчика заключить без торгов договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Административный истец в судебное заседание не явился. уведомлена о слушании дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Акулич Е.В., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района Черникова А.Н., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании выразила свое согласие с заявленными требованиями, мотивируя тем, что в отсутствии решений об установлении охранных зон оснований для отказа истцу не имелось.
Представитель заинтересованного лица МУП «Водоканал Прионежский» Рузанова А.А.,действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседаниипояснила, что озеро ... является источником питьевого водоснабжения, водозабор из озера осуществляет МУП «Водоканал Прионежский», возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили письменные возражения на административное исковое заявление, в котором выразили свое несогласие с заявленными требования и просили рассмотреть административное дело в отсутствие своих представителей.
Представители заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебное заседание не явились, представили письменные пояснения по заявленным требованиям.
Представители заинтересованного лица администрации Заозерского сельского поселения в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С настоящими требованиями Синякова Т.А. обратилась в суд, поскольку полагает, что отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка нарушает ее права и законные интересы. Считает, что является добросовестным арендатором земельного участка, имеющим право на приобретение земельного участка в собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящими требованиями Синякова Т.А. обратилась в Прионежский районный суд 28.09.2018 г., т.е. ею соблюден срок на обращения в суд по оспариванию отказа Министерства имущественных и земельных отношений РК в предоставлении земельного участка, выразившийся в письме от хх.хх.хх г. №.
Из материалов административного дела усматривается, что ИП Н. (Сторона 1) и Синякова Т.А. (Сторона 2) 27.09.2013 г. заключили договор уступки прав аренды земельного участка, согласно которому Сторона 1 уступает, а Сторона 2 принимает права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды № от хх.хх.хх г., на срок до 03 августа 2061 года, земельный участок расположен в кадастровом квартале №, Республика Карелия, Прионежский район, ... площадь 1500 кв.м., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер №. Актом приема-передачи от хх.хх.хх г. подтверждена передача земельного участка административному истцу. Ранее права и обязанности арендатора земельного участка Н. приобрел на основании договора уступки прав аренды земельного участка от хх.хх.хх г., заключенного с М. В свою очередь М. приобрела право аренды на указанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка № от хх.хх.хх г., заключенного с администрацией Прионежского муниципального района.
хх.хх.хх г. административному истцу было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке № постановлением администрации Заозерского сельского поселения от хх.хх.хх г. № утвержден градостроительный план указанного земельного участка. На арендуемом земельном участке Синякова Т.А. возвела жилой дом, и хх.хх.хх г. административному истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Опираясь на положения вышеуказанных правовых норм, Синякова Т.А. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее- Министерство) с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, на что получила отказ, выразившийся в письме Министерства от хх.хх.хх г. №, поскольку испрашиваемый в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения озера ....
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи).
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Подпунктом 8 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 367-П, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Судом установлено, что проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для рассматриваемого водозабора (озеро ...) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия не утверждало.
Согласно карте градостроительного зонирования территории с. Заозерье, входящий в состав Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных Решением XXI Сессии II Созыва Совета Заозерского сельского повеления «Об утверждении проектов генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» от 26.03.2013 №3, испрашиваемый административным истцом в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения озера .... Границы зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, расположены по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, ..., географические координаты: ....
Водозабор из озера ... осуществляет МУП «Водоканал Прионежский», в частности, для осуществления указанной функции учреждению на основании договора аренды от хх.хх.хх г., заключенного с МУП «...», передан комплекс водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, .... Согласно пояснениям представителя МУП «Водоканал Прионежский» в настоящее время договор водопользования предприятием не заключен.
Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует информация о расположении земельного участка с кадастровым номером № в границах зоны с особыми условиями использования.
Вместе с тем, учитывая значимость водных объектов для окружающей среды и человека, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости указанной информации не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 № 10.
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений)включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.
Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 2.1.4 установлено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, учитывая вышеизложенные правовые нормы, Министерство имущественных и земельных отношений РК, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своих полномочий правомерно отказало административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, правовых оснований для признания незаконным данного отказа, выразившегося в письме от хх.хх.хх г. №, судом не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуются ст.ст.175-177КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Синяковой Т.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение составлено 02.11.2018 года.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...