Дело № 2а-604/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Т.В.Барановой,
при секретаре: М.В. Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синяковой Т.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Синякова Т.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - административный ответчик), мотивируя тем, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. На указанном земельном участке Синякова Т.А. возвела жилой дом, зарегистрировав на него право собственности. Жилому дому присвоен кадастровым номер №. Административный истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность без торгов вышеуказанного арендуемого ею земельного участка, в чем ей было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок располагается во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения озера .... Административный истец, выражая свое несогласие с указанным отказом, просит признать незаконным и отменить отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выразившийся в письме от хх.хх.хх г. №, обязать административного ответчика заключить без торгов договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Административный истец в судебное заседание не явился. уведомлена о слушании дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Акулич Е.В., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района Черникова А.Н., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании выразила свое согласие с заявленными требованиями, мотивируя тем, что в отсутствии решений об установлении охранных зон оснований для отказа истцу не имелось.
Представитель заинтересованного лица МУП «Водоканал Прионежский» Рузанова А.А.,действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседаниипояснила, что озеро ... является источником питьевого водоснабжения, водозабор из озера осуществляет МУП «Водоканал Прионежский», возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили письменные возражения на административное исковое заявление, в котором выразили свое несогласие с заявленными требования и просили рассмотреть административное дело в отсутствие своих представителей.
Представители заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебное заседание не явились, представили письменные пояснения по заявленным требованиям.
Представители заинтересованного лица администрации Заозерского сельского поселения в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С настоящими требованиями Синякова Т.А. обратилась в суд, поскольку полагает, что отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка нарушает ее права и законные интересы. Считает, что является добросовестным арендатором земельного участка, имеющим право на приобретение земельного участка в собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящими требованиями Синякова Т.А. обратилась в Прионежский районный суд 28.09.2018 г., т.е. ею соблюден срок на обращения в суд по оспариванию отказа Министерства имущественных и земельных отношений РК в предоставлении земельного участка, выразившийся в письме от хх.хх.хх г. №.
Из материалов административного дела усматривается, что ИП Н. (Сторона 1) и Синякова Т.А. (Сторона 2) 27.09.2013 г. заключили договор уступки прав аренды земельного участка, согласно которому Сторона 1 уступает, а Сторона 2 принимает права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды № от хх.хх.хх г., на срок до 03 августа 2061 года, земельный участок расположен в кадастровом квартале №, Республика Карелия, Прионежский район, ... площадь 1500 кв.м., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер №. Актом приема-передачи от хх.хх.хх г. подтверждена передача земельного участка административному истцу. Ранее права и обязанности арендатора земельного участка Н. приобрел на основании договора уступки прав аренды земельного участка от хх.хх.хх г., заключенного с М. В свою очередь М. приобрела право аренды на указанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка № от хх.хх.хх г., заключенного с администрацией Прионежского муниципального района.
хх.хх.хх г. административному истцу было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке № постановлением администрации Заозерского сельского поселения от хх.хх.хх г. № утвержден градостроительный план указанного земельного участка. На арендуемом земельном участке Синякова Т.А. возвела жилой дом, и хх.хх.хх г. административному истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Опираясь на положения вышеуказанных правовых норм, Синякова Т.А. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее- Министерство) с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, на что получила отказ, выразившийся в письме Министерства от хх.хх.хх г. №, поскольку испрашиваемый в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения озера ....
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи).
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Подпунктом 8 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 367-П, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Судом установлено, что проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для рассматриваемого водозабора (озеро ...) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия не утверждало.
Согласно карте градостроительного зонирования территории с. Заозерье, входящий в состав Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных Решением XXI Сессии II Созыва Совета Заозерского сельского повеления «Об утверждении проектов генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» от 26.03.2013 №3, испрашиваемый административным истцом в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения озера .... Границы зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, расположены по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, ..., географические координаты: ....
Водозабор из озера ... осуществляет МУП «Водоканал Прионежский», в частности, для осуществления указанной функции учреждению на основании договора аренды от хх.хх.хх г., заключенного с МУП «...», передан комплекс водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, .... Согласно пояснениям представителя МУП «Водоканал Прионежский» в настоящее время договор водопользования предприятием не заключен.
Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует информация о расположении земельного участка с кадастровым номером № в границах зоны с особыми условиями использования.
Вместе с тем, учитывая значимость водных объектов для окружающей среды и человека, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости указанной информации не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 № 10.
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений)включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.
Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 2.1.4 установлено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, учитывая вышеизложенные правовые нормы, Министерство имущественных и земельных отношений РК, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своих полномочий правомерно отказало административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, правовых оснований для признания незаконным данного отказа, выразившегося в письме от хх.хх.хх г. №, судом не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуются ст.ст.175-177КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.11.2018 ░░░░.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...