УИД 34RS0036-01-2021-000530-02 Административное дело № 2а-392/2021
Судья Верцимак Н.А. Дело № 33а-9312/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 9 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.,
судей Гоношиловой О.А., Камышниковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области к Петрик С.В. о взыскании пени по налогам на доходы физических лиц и страховым взносам
по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 28 мая 2021 г., которым Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Волгоградской области в удовлетворении административных исковых требований к Петрик С.В. о взыскании пени по налогам на доходы физических лиц и страховым взносам отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Раптановой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Петрик С.В. пени по налогам на доходы физических лиц и страховым взносам.
В обоснование требований указав, что Петрик С.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области, в период с 20 ноября 2008 г. по 14 марта 2017 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком налога с физических лиц, полученных с доходов, а также страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В связи с отсутствием оплаты налога и страховых взносов в установленный законодательством срок ответчику направлялось требование № <...> по состоянию на 15 июля 2020 г. на общую сумму 15922 руб. 44 коп., которое осталось без исполнения. Впоследствии налоговым органом проведены мероприятия по списанию с Петрик С.В. части задолженности по пени в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчиком оставшаяся после списания задолженность не уплачена, просит суд взыскать с Петрик С.В. задолженность по пене:
- за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, в размере 354 руб. 32 коп.;
- за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 504 руб. 77 коп.;
- за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 4250 руб. 22 коп.;
- за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 99 руб. 04 коп.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочные выводы суда о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд.
Относительно доводов апелляционной жалобы возражений не поступило.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия находит доводы жалобы заслуживающими внимания, а решение суда - подлежащим отмене в части.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен срок обращения в суд и уважительных причин к его восстановлению не имеется.
Данный вывод суда не соответствуют обстоятельствам дела, основан на неверном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пеня (ст. 72 НК РФ).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судебной коллегией установлено и усматривается из материалов дела, что Петрик С.В. в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц.
Налоговым органом было сформировано и направлено в адрес Петрик С.В. налоговое уведомление № <...> от 10 июля 2019 г. о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц в размере 8869 руб. в срок до 2 декабря 2019 г. и в дальнейшем приняты меры к принудительному взысканию недоимки.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 48 Волгоградской области от 30 июня 2020 г. № <...> с Петрик С. В. были взысканы недоимка по налогу в размере 8869 руб. и пеня в сумме 32 руб. 37 коп. за период с 3 декабря 2019 г. по 19 декабря 2019 г.
Согласно справки АО «Каустик», в счет исполнения судебного приказа из заработной платы Петрик С.В. произведены удержания 8 октября 2020 г. в размере 5509 руб. и 32 руб. 37 коп.; 9 ноября 2020 г. - 3360 руб.
Выявив, что уплата налога произведена ответчиком с нарушением установленного срока, налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ исчислена пеня за период с 20 декабря 2019 г. по 14 июля 2020 г. в размере 354 руб. 32 коп., направлено требование об её уплате № <...> от 15 июля 2020 г. в срок до 7 августа 2020 года, которое ответчиком осталось без исполнения.
Кроме того, из материалов дела следует, что Петрик С.В. с 20 ноября 2008 г. по 14 марта 2017 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем на основании ст. 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов.
В соответствии со ст. 432 НК РФ ответчику за 2017 г. были начислены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 4780 руб. 65 коп. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 937 руб. 74 коп.
Поскольку обязанность по уплате в бюджет указанных страховых взносов ответчиком не исполнена, задолженность взыскана в принудительном порядке судебным приказом мирового судьи судебного участка № 48 Волгоградской области от 19 января 2018 г. по делу № <...>, который был предъявлен на исполнение в Светлоярское РОСП УФССП России по Волгоградской области.
В связи с неуплатой страховых взносов налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки за период с 1 ноября 2017 г. по 1 января 2019 г. в размере 504 руб. 77 коп. на сумму неуплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование и за этот же период в размере 99 руб. 04 коп. на сумму неуплаченного страхового взноса на обязательное медицинское страхование.
Сумма пени включена в требование № <...> от 15 июля 2020 г., которое, как указывалось выше, ответчиком осталось без исполнения.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Исходя из имеющегося в материалах дела требования № <...> от 15 июля 2020 г., срок для его исполнения установлен до 7 августа 2020 г. С заявлением о взыскании задолженности в приказном порядке налоговый орган обратился в ноябре 2020 г. Судебный приказ от 6 ноября 2020 г. был отменен по заявлению административного ответчика определением мирового судьи судебного участка № 48 Волгоградской области от 26 ноября 2020 г., обращение в суд с административным исковым заявлением последовало 25 марта 2021 г., то есть в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании пени основан на неверном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам административного дела, что в силу части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены постановленного по делу решения и с учетом отсутствия доказательств погашения налоговой задолженности, того обстоятельства, что налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию недоимки по налогу и страховым взносам, принятии нового решения об удовлетворении административного иска в части взыскания с Петрик С.В. пени, начисленной на неуплаченный налог на доходы физических лиц; пени, начисленной на неуплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года; пени, начисленной на неуплаченные страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.
Поскольку административный иск в указанной части обоснован и подлежит удовлетворению, то в соответствии со ст. 114 КАС РФ и п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Петрик С.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
В свою очередь судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Инспекции в части взыскания с ответчика задолженности по пени, начисленной на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 4250 руб. 22 коп., исходя из следующего.
В Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
При этом обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, положения ст. 75 Налогового кодекса РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Принимая во внимание, что Петрик С.В. 14 марта 2017 г. утратила статус индивидуального предпринимателя и недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование относится к расчетному периоду, истекшему до 1 января 2017 г., то в силу ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ задолженность по уплате страховых взносов следует признать безнадежной к взысканию.
Учитывая, что налоговым органом утрачено право на взыскание с Петрик С.В. недоимки по данному страховому взносу, то утрачено и право на взыскание задолженности по обеспечивающему налоговому обязательству.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 28 мая 2021 г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области к Петрик С.В. о взыскании пени, начисленной на неуплаченный налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ; пени, начисленной на неуплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года; пени, начисленной на неуплаченные страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. отменить.
В указанной части принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Петрик С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <.......> проживающей по адрес: <адрес>, в доход соответствующего бюджета задолженность:
- по пени, начисленной в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц с дохода, полученного в соответствии со статьей 228 НК РФ в 2018 году, за период с 20 декабря 2019 г. по 14 июля 2020 г. в размере 354 рубля 32 копейки;
- по пени, начисленной в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за период с 1 ноября 2017 г. по 1 января 2019 г. в размере 504 рубля 77 копеек:
- по пени, начисленной в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., за период с 1 ноября 2017 г. по 1 января 2019 г. в размере 99 рублей 04 копейки.
Взыскать с Петрик С.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
В остальной части решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи: