Дело 12-3/2017
РЕШЕНИЕ
c. Выльгорт 01 февраля 2017 года
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Глобу Т.И.,
при секретаре Саакян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Долингер Н.В. по доверенности Мороковой Л.В. на постановление руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № ОШ 59-10/16 от 23 ноября 2016 года, которым Долингер Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>
установил:
Постановлением руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № ОШ 59-10/16 от 23 ноября 2016 года, заместитель руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Долингер Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Долингер Н.В. по доверенности Морокова Л.В. обратилась в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой указала, что юридически значимая переписка, объявление аукционов в отношении спорного имущества в полной мере являются правомерными и законными действиями, исключающими какую-либо вину должностного лица. Считая, что вина и наличие состава не доказаны государственным органом, просит отменить состоявшееся постановление и прекратить производство по делу.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, Долингер Н.В. не явилась, направила своего представителя Морокову Л.В., которая поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Федеральная антимонопольная служба по Республике Коми своего представителя в суд не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Федеральной антимонопольной службой по Республике Коми рассмотрено дело № АО 37-11/15 о нарушении Администрацией МО МР «Сыктывдинский» ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам которого было установлено следующее.
Между Администрацией MP «Сыктывдинский» и ООО «СТК» заключен договор о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью ot 31.10.2013.
Согласно пункту 1.1. договора аренды от 31.10.2013 арендодатель (Администрация MP «Сыктывдинский») передает, а арендатор (ООО «СТК») принимает во временное владение и пользование административное здание конторы (Лит.А), расположенное по адресу: Республика Коми, село Выльгорт, Сысольское шоссе, дом 1 «а», для размещения аппарата ООО «СТК». Общая площадь сдаваемых в аренду помещений - ?
Договор аренды от 31.10.2013 заключен без проведения торгов на срок c 31.10.2013 по 29.11.2013, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции. Муниципальное имущество передано в адрес арендатора по акту приема-передачи от 31.10.2013.
По окончанию срока действия договора аренды от 31.10.2013 муниципальное недвижимое имущество ООО «СПС» в адрес Администрации MP «Сыктывдинский» не возвращено, ООО «СТК» продолжало пользоваться муниципальным недвижимым имуществом.
Администрацией MP «Сыктывдинский» в адрес ООО «СТК» направлена письменная информация исх. от 24.12.2013 №01-21/4828 об истечении срока действия договора аренды от 31.10.2013 и необходимости возврата муниципального имущества. Впоследствии письма аналогичного содержания направлялись Администрацией MP «Сыктывдинский» в адрес ООО «СТК» 15.05.2015 и 18.09.2015. Письма оставлены без ответа.
Иные действия по возврату муниципального недвижимого имущества Администрацией MP «Сыктывдинский» в 2013-2015 годах не предпринимались.
В 2014-2015 годах Администрацией MP «Сыктывдинский» не предпринимались все возможные меры по возвращению муниципального недвижимого имущества, в том числе путем обращения с иском о возврате имущества в арбитражный суд.
ООО «СТК» 15.12.2015 подписан акт приема-передачи к договору аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью от 31.10.2013.
Муниципальное имущество передано ООО «СТК» и принято Администрацией MP «Сыктывдинский» по акту приема-передачи 15.12.2015.
Фактически муниципальное имущество неправомерно находилось во временном владении и пользовании ООО «СТК» в период с 31.10.2013 по 15.12.2015.
В нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Администрацией MP «Сыктывдинский» предоставлены права в отношении муниципального недвижимого имущества ООО «СТК» на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.
По пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статьями 30- 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
По пункту 1.5. договора аренды от 31.10.2013 договор аренды не подлежит продлению на неопределенный срок.
Согласно пункту 6.1. договора аренды от 31.10.2013 продление договора не предусмотрено в соответствии с федеральным законом «О защите конкуренции».
По пункту 6.5. договора аренды от 31.10.2013 арендатор, надлежащим образом выполнивший принятые на себя по договору аренды обязательства, по окончании срока действия договора имеет преимущественное право перед другими лицами на продление настоящего договора.
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества - по торгам (в силу - требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно абзацу 1 статьи 190 Гражданского кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок по договору аренды от 31.10.2013 исчислялся 30 днями.
По истечении срока действия договора аренды от 31.10.2013 ООО «СТК» продолжало пользоваться муниципальным недвижимым имуществом, что указывает на возобновление договора аренды от 31.10.2013 на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса.
Договор аренды от 31.10.2013 заключен после вступления в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей заключение договора аренды по результатам торгов. Следовательно, возобновление данного договора в порядке статьи 621 Гражданского кодекса невозможно.
Возобновление договора аренды, заключенного в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на неопределенный срок статьей 17.1 Закона о защите конкуренции не допускается.
Фактический срок действия договора аренды от 31.10.2013 превысил 30 дней.
Возобновление Администрацией MP «Сыктывдинский» договора аренды от 31.10.2013 на неопределенный срок противоречит требованиям части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Решением Коми УФАС России от 29.12.2015 № 05-03Л1457 по делу № АО 37-11/15 Администрация муниципального района «Сыктывдинский» признана нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части возобновления на неопределенный срок договора аренды от 31.10.2013 без проведения торгов, а также в части предоставления муниципального недвижимого имущества ООО «СТК» на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов и аукционов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Статьей 2.4 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10,2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Приказом Администрации MP «Сыктывдинский» № 653-к от 26.07.2012 Долингер Н.В. принята на должность заместителя руководителя Администрации MP «Сыктывдинский» по развитию территории.
В соответствии с пунктом 1.3 распоряжения Администрации MP «Сыктывдинский» № 104-р от 29.08.2013, касающегося распределения обязанностей между руководителем и его заместителями, заместитель руководителя Администрации MP «Сыктывдинский» Долингер Н.В. осуществляет организацию по учету, ведению и распоряжению муниципальным имуществом. Долингер Н.В. ознакомлена с указанным распоряжением 10.09.2013.
Согласно должностной инструкции заместителя руководителя администрации муниципального образования муниципального района, утвержденной приказом руководителя Администрации MP «Сыктывдинский» от 03.10.2014 № 796-к, заместитель руководителя Администрации MP «Сыктывдинский»:
-исполняет, в том числе, следующие обязанности: руководство по управлению и распоряжению имуществом, являющимся собственностью муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (подпункт 5 пункта 3.1.1 раздела Ш должностной инструкции);
-осуществляет, в том числе: контроль за ходом и качеством исполнения муниципальных контрактов, договоров и соглашений в части, касающейся курируемых вопросов (подпункт 8 пункта 3.1.2 раздела III должностной инструкции);
-осуществляет функцию руководства по управлению и распоряжению имуществом, являющимся собственностью муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (пункт 5 таблицы раздел IV должностной инструкции). С указанной должностной инструкцией Долингер Н.В. ознакомлена. Исходя из распоряжения руководителя Администрации MP «Сыктывдинский» от 21.01.2015 № 137-р «О распределении обязанностей между заместителями руководителя администрации MP «Сыктывдинский» заместитель руководителя Администрации Долингер Н.В. осуществляет координацию деятельности Администрации MP. «Сыктывдинский» по направлениям, в том числе: руководство по учету, управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
Таким образом, решением вопросов распоряжения муниципальным имуществом в период с фактического предоставления муниципального имущества ООО «СТК» - с 31.10.2013 по 15.12.2015 входили в компетенцию заместителя руководителя Администрации MP «Сыктывдинский» Долингер Н.В.
Обстоятельств, исключающих возможность соблюдения Долингер Н.В. требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также свидетельствующих о принятии всех возможных мер по соблюдению указанных требований, не установлено.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении заместителя руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Долингер Н.В. постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований части 1 статьи 17.1 в виде возобновления на неопределенный срок договора аренды от 31.10.2013 с ООО «СТК» без проведения торгов, а также в части предоставления муниципального недвижимого имущества ООО «СТК» на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.
Заслушав представителя Долингер Н.В. по доверенности Морокову Л.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, администрацией МО МР «Сыктывдинский» вопреки выводам должностного лица Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми каких-либо действий направленных на возобновление на неопределенный срок договора аренды от 31.10.2013 с ООО «СТК» без проведения торгов не совершались, напротив заместителем руководителя администрации муниципального района Долингер Н.В. (04.12.2013, 10.02.2014, 15.05.2015 и 18.09.2015) и первым заместителем руководителя администрации муниципального района Треневой Е.Н. (28.01.2014) в адрес ООО «СТК» направлялись письменные информации об истечении срока действия договора аренды от 31.10.2013 и необходимости возврата муниципального имущества.
Кроме того, на основании постановлений администрации МО МР «Сыктывдинский» от 06.12.2013 № 12/3030, от 14.11.2014 № 11/2266 и от 12.02.2015 № 2/279 проведены аукционы на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества 30.12.2013, 12.12.2014 и 09.04.2015, которые признаны не состоявшимися, в связи с отсутствием заявок на участие. Информация о проведении торгов была надлежащим образом размещена на сайте администрации МО МР «Сыктывдинский».
Доводы должностного лица о том, что решение по делу № АО 37-11/15, которым установлено нарушение части 1 статьи 17.1, изготовлено в полном объеме и вступило в силу 29.12.2015 и в установленный срок в соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции не обжаловано, не может быть положено в доказательство виновности Долингер Н.В. в совершении административного правонарушения, поскольку, как установлено в судебном заседании, последняя с решением ознакомлена не была.
Довод должностного лица о том, что в 2014-2015 годах Администрацией MP «Сыктывдинский» не предпринимались все возможные меры по возвращению муниципального недвижимого имущества, в том числе путем обращения с иском о возврате имущества в арбитражный суд, не состоятельны, поскольку в материалах дела имеется определение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2015 по делу № А29-12150/2015 о принятии искового заявления Администрации МО МР «Сыктывдинский» к ООО «СТК» о расторжении договора, возложении обязанности освободить занимаемое помещение и взыскании задолженности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заместитель руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Долингер Н.В. не совершала действий, а равно и бездействий ограничивших конкуренцию на товарных рынках с использованием этого имущества, препятствует равному доступу на указанные рынки другим хозяйствующим субъектам, приняла все возможные меры по соблюдению требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Тем самым, при производстве по делу нарушено требование ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях заместителя руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Долингер Н.В. отсутствует.
Само по себе фактическое неправомерное владение ООО «СТК» арендованным имуществом после истечения договора аренды и отказ в добровольном порядке освободить занимаемое помещение не свидетельствует о продлении заключенного договора аренды, как не свидетельствует и о наличии в действиях Долингер Н.В. состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № ОШ 59-10/16 от 23 ноября 2016 года, вынесенное в отношении заместителя руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Долингер Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
решил:
Жалобу представителя Долингер Н.В. по доверенности Мороковой Л.В. на постановление руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № ОШ 59-10/16 от 23 ноября 2016 года, - удовлетворить.
Постановление руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № ОШ 59-10/16 от 23 ноября 2016 года, вынесенное в отношении заместителя руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» Долингер Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.И. Глобу