Дело № 2-1265/2023УИД 78RS0012-01-2023-001102-42 | |
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
04 июля 2023 года | г. Санкт-Петербург |
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Сухих А.С.,
при секретаре Книжник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Моргун Натальи Александровны к Администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, о восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Изначально Моргун Н.А. обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжение ответчика № <данные изъяты>-р от 11 апреля 2022 года в части снятия истца с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, об обязании восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении с сохранением даты первоначальной постановки на учет.
В обоснование заявленных требований указано, что с 11 февраля 1990 года истица состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма. На основании распоряжения администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга № <данные изъяты>р от 11 апреля 2022 года истица была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для снятия истца с учета послужили те обстоятельства, что в собственности истца имеет жилая площадь площадью 22,2 кв.м., а потому жилищная обеспеченность истца составляет 36, 57 кв.м., что выше учетной нормы. Между тем, как указывает истец, жилищная обеспеченность истца не улучшилась, поскольку комната площадью 22,2 кв.м. расположена в коммунальной квартире.
На основании протокольного определения судьи от 19 апреля 2023 года, руководствуясь ст. 16.1 КАС РФ, принимая во внимание, что истцом, помимо требований об оспаривании распоряжений административного ответчика, заявлены требования о восстановлении нарушенных прав, учитывая взаимосвязь таких требований и невозможность их разделения, суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Истица Моргун Н.А., а также её представитель Румянцева Н.Ю., в судебной заседание явились, поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга – Ильина И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против доводов искового заявления по изложенным в возражениях основаниям.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения главы Администрации Адмиралтейского района от 11 января 1990 года в соответствии с положениями п. 7.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Ленинградским городским Советом депутатов трудящихся от 03 мая 1976 года № 350/27, Моргун Н.А. в составе семьи была принята на жилищный учет, как граждане, проживающие в домах местных Советов или ведомственного фонда на жилой площади, признанной межведомственной комиссией непригодной для постоянного проживания.
Моргун Н.А. была предоставлена комната площадью 10,64 кв.м. в коммунальной квартире общей площадью 49,50 кв.м. расположенной по адресу: <данные изъяты>
При актуализации учетного дела ответчиком было установлено, что Моргун Н.А. на праве общей долевой собственности (22/69 доли) принадлежит комната площадью 22,30 кв.м. в четырехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 113,10 кв.м., расположенной по адресу: г<данные изъяты>.
Распоряжением Администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга № 1059-р от 11 апреля 2022 года Моргун Н.А. снята с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку жилищная обеспеченность истца в настоящее время составляет 36,57 кв.м. ((113,1кв.м/69,0)*22.3), что выше учетной нормы предоставления (33кв.м.).
Разрешая заявленные требования, суд, оценив все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Моргун Н.А. требований ввиду следующего.
В соответствии со статьей 51 ЖК Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).
Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в городе Санкт-Петербург регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан).
Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим же Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
Согласно части 2 статьи 6 Вводного закона, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Эта же норма Федерального закона предусматривает, что указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК Российской Федерации, с учетом приведенных в ней положений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", названное положение закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действия ЖК Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона, гражданин, принятый на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 (пункт 16.2), в редакции, действовавшей на момент принятия Моргун Н.А. на учет, в качестве самостоятельного основания принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставления жилых помещений по договорам социального найма) предусматривали сам факт проживания граждан в коммунальных квартирах, независимо от размера занимаемой ими площади.
Как усматривается из материалов дела, Моргун Т.А. до настоящего времени проживает в квартире коммунального типа, таким образом, принимая во внимание, что основания в соответствии с которыми истец был принят на учет для предоставления жилого помещения не отпали, то у ответчика отсутствовали основания для снятия Моргун Т.А. с жилищного учета.
То обстоятельство, что в настоящее время жилищная обеспеченность Моргун Т.А. составляет более учетной нормы предоставления, не может являться основания для снятия её с жилищного учета в силу действовавших до введения в действия ЖК Российской Федерации Правил учета граждан, в соответствии с которыми истица была принята на учет.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании распоряжения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга № № 1059-р от 11 апреля 2022 года в части снятия истца с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма незаконным, подлежащим отмене и восстановлении Моргун Н.А. на жилищном учете с даты первоначальной постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Моргун Натальи Александровны к Администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, о восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении– удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга № <данные изъяты> от 11 апреля 2022 года в части снятия Моргун Натальи Александровны с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма.
Восстановить Моргун Наталью Александровну на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с даты первоначальной постановки на учет.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.С. Сухих
Мотивированное решение составлено 01 августа 2023 года.