Решение по делу № 33-4270/2023 от 10.05.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Гаджиев Х.К.

Дело № 2-2629/2023

УИД 05RS0038-01-2023-001374-61

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июня 2023 года, № 33-4270/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Гасановой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах ФИО1 к Министерству финансов РД, Администрации ГОсВД «г. Махачкала» о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика – Администрации ГОсВД «г. Махачкала» – ФИО10 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах ФИО1, <дата> г.р. к администрации МО ГОсВД «город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образованию и науки РД об обязании администрации МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить истцу, состоящей на учете в администрации МО ГОсВД «город Махачкала» вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для предоставления истцу по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1, <дата> г.р., о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого установлено следующее. Постановлением администрации МО ГОсВД «город Махачкала» от <дата> , о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, предоставляемой по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Махачкале, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД «г.Махачкала», поскольку принят на учет <дата>.

В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена из-за не доведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета администрации МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора города Махачкалы к администрации МО ГОсВД «город Махачкала», удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО1, <дата> г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления пощади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения ФИО1, <дата> г.р. в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».

В апелляционной жалобе представитель ответчика – Администрации ГОсВД «г. Махачкала» – ФИО10 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда противоречит нормам жилищного законодательства, согласно которому жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Вопрос проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении судом не исследовался. Заявления о том, что заявитель соответствует необходимым требованиям и после достижения 18 лет имеет право на обеспечение жильем до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало. При принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем. Доводы суда первой инстанции о том, что администрацией г. Махачкалы не были приняты необходимые меры по обеспечению истца жильём и нарушены его права являются необоснованными.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора ФИО11 полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1, представители ответчиков Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерства финансов РД, третьего лица - Министерства образования и науки РД не явились. Истец ФИО1 направил в суд апелляционной инстанции заявление о рассмотрении дела без его участия.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что на основании постановления главы администрации г. Махачкалы от <дата> ФИО1, <дата> года рождения, принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма из республиканского жилищного фонда по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении родителями ФИО1 являются ФИО2 и ФИО3.

Согласно решению Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата>, мать и отец ФИО1 - ФИО2, <дата> года рождения, и ФИО3, <дата> года рождения, лишены родительских прав в отношении детей: ФИО4, <дата> года рождения, и ФИО1, <дата> года рождения.

Постановлением главы администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан от <дата> ФИО5 назначена попечителем <.> ФИО1 и ФИО4

Согласно ответу Управления Росреестра по Республики Дагестан от <дата> у ФИО1 жилого помещения, закрепленного или находящегося в собственности, не имеется.

До настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, что не отрицалось ответчиком.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1 как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не является основанием к изменению решения суда, поскольку истец подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у него такого права.

При этом, действующим правопорядком не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования и прохождения военной службы по призыву. Предоставление жилого помещения истцу не может каким-либо образом нарушить права других лиц, поскольку обязанность по обеспечению его жилым помещением возникла в силу закона, не может быть отложена на неопределенный срок и не ставится в зависимость от какой-либо очереди.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Гаджиев Х.К.

Дело № 2-2629/2023

УИД 05RS0038-01-2023-001374-61

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июня 2023 года, № 33-4270/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Гасановой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах ФИО1 к Министерству финансов РД, Администрации ГОсВД «г. Махачкала» о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика – Администрации ГОсВД «г. Махачкала» – ФИО10 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах ФИО1, <дата> г.р. к администрации МО ГОсВД «город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образованию и науки РД об обязании администрации МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить истцу, состоящей на учете в администрации МО ГОсВД «город Махачкала» вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для предоставления истцу по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1, <дата> г.р., о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого установлено следующее. Постановлением администрации МО ГОсВД «город Махачкала» от <дата> , о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, предоставляемой по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Махачкале, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД «г.Махачкала», поскольку принят на учет <дата>.

В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена из-за не доведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета администрации МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора города Махачкалы к администрации МО ГОсВД «город Махачкала», удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО1, <дата> г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления пощади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения ФИО1, <дата> г.р. в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».

В апелляционной жалобе представитель ответчика – Администрации ГОсВД «г. Махачкала» – ФИО10 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда противоречит нормам жилищного законодательства, согласно которому жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Вопрос проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении судом не исследовался. Заявления о том, что заявитель соответствует необходимым требованиям и после достижения 18 лет имеет право на обеспечение жильем до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало. При принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем. Доводы суда первой инстанции о том, что администрацией г. Махачкалы не были приняты необходимые меры по обеспечению истца жильём и нарушены его права являются необоснованными.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора ФИО11 полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1, представители ответчиков Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерства финансов РД, третьего лица - Министерства образования и науки РД не явились. Истец ФИО1 направил в суд апелляционной инстанции заявление о рассмотрении дела без его участия.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что на основании постановления главы администрации г. Махачкалы от <дата> ФИО1, <дата> года рождения, принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма из республиканского жилищного фонда по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении родителями ФИО1 являются ФИО2 и ФИО3.

Согласно решению Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата>, мать и отец ФИО1 - ФИО2, <дата> года рождения, и ФИО3, <дата> года рождения, лишены родительских прав в отношении детей: ФИО4, <дата> года рождения, и ФИО1, <дата> года рождения.

Постановлением главы администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан от <дата> ФИО5 назначена попечителем <.> ФИО1 и ФИО4

Согласно ответу Управления Росреестра по Республики Дагестан от <дата> у ФИО1 жилого помещения, закрепленного или находящегося в собственности, не имеется.

До настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, что не отрицалось ответчиком.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1 как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не является основанием к изменению решения суда, поскольку истец подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у него такого права.

При этом, действующим правопорядком не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования и прохождения военной службы по призыву. Предоставление жилого помещения истцу не может каким-либо образом нарушить права других лиц, поскольку обязанность по обеспечению его жилым помещением возникла в силу закона, не может быть отложена на неопределенный срок и не ставится в зависимость от какой-либо очереди.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>

33-4270/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г.Махачкалы в интересах Бадаева Магомеда Иманшапиевича
Бадаев Магомед Иманшапиевич
Прокуратура РД
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Министерство финансов РД
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
11.05.2023Передача дела судье
07.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2023Передано в экспедицию
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее