Дело № 2-969/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.Ю., с участием представителей истица – Алексеевой В.А., адвоката Фроловой Н.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары – Трифоновой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева ФИО9 к администрации Ленинского района г. Чебоксары об отмене решения об отказе в постановке в очередь на улучшение жилищных условий и о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Сергеев А.В. обратился в суд с иском об отмене решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в постановке в очередь на улучшение жилищных условий и о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, указав в нем, что в дата года он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако в удовлетворении данной просьбы ему было отказано по мотивам обеспеченности общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. Данное решение, полагает истец является незаконным и нарушает его права, поскольку при принятии оспариваемого решение ответчик не учел, что он является инвалидом I группы. Инвалидность ему установлена в связи с наличием заболевания опорно-двигательной системы, передвигается он на коляске. При обеспеченности общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, он имеет право на дополнительную жилую площадь. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истец, служит основанием для постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании истец не присутствовал, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представители истца в судебном заседании иск поддержали по изложенным в нем основаниям, и вновь привели их суду, пояснив также, что истец имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что следует рассматривать в качестве основания для постановки его в очередь нуждающихся в жилом помещении. Имеющаяся в собственности жилье по своей площади и расположению не позволяет передвигаться в нем инвалиду-колясочнику. Однако ответчик отказался поставить его в очередь на получение мер государственной поддержки, установленных для инвалидов, т.к. считает, что он не нуждается в улучшении жилищных условий.
Трифонова Т.Г., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары на основании доверенности, иск не признала, пояснив суду, что наличие права на дополнительную жилую площадь не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания для постановки на учет на улучшение жилищных условий. При рассмотрении представленных истцом документов о постановке на учет, нуждаемость в жилом помещении не была подтверждена: обеспеченность истца и членов ее семьи, указанных в заявлении, превышает размер установленной в г. Чебоксары учетной нормы.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституционное право граждан на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
По нормам действующего Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации категории граждан и наличием нуждаемости в жилом помещении.
Так, в ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
К иным категориям граждан, определенным в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно п. 4 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений", относятся, в частности, граждане, указанные в статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.
При этом право на обеспечение жилым помещением, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил, в числе которых и правило о наличии нуждаемости в жилом помещении.Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ, а также нормативно-правовыми актами Чувашской Республики.
Так, в соответствии с ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Аналогичный перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях закреплен и в ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 51 ЖК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений»).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями инвалидов регулируются статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данная правовая норма, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства.
Жилищный кодекс Российской Федерации и нормы регионального законодательства, как следует из приведенных выше правовых норм, не предусматривают отдельного порядка постановки инвалидов на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, истец, обращаясь с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, в качестве члена своей семьи указал свою супругу - ФИО8
Проверяя доводы истца о нуждаемости в жилом помещении, суд установил, что истец и его супруга зарегистрированы на постоянное место жительства в комнате ----- дома № ----- по адрес. Жилая площадь данной комнаты составляет 12. 80 кв. м., общая - 19.45 кв. м.
Данная комната на основании договора дарения от дата принадлежит супруге истца, ранее собственником данной комнаты являлся истец.
Судом также установлено, что супруга истца обладает правом собственности на квартиру № ----- дома № ----- адрес, общей площадью 33.2 кв. м.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
Учитывая указанный истцом состав его семьи – два человека, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма) не должен превышать 29 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения истца превышает указанный размер.
Вопреки утверждениям истца, из содержания правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, не следует, что право инвалида на дополнительную жилую площадь является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
И хотя право инвалида на получение жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), сохранено в п. 6 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данной статье отсутствует положение, позволяющее признавать инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий только лишь на том основании, что они обеспечены жилым помещением без учета права на дополнительную жилую площадь. Право на дополнительную жилую площадь может быть реализовано гражданином только при предоставлении ему жилого помещения при наличии общих оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. отсутствие у инвалида дополнительной жилой площади не рассматривается как самостоятельное основание для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
О наличии других оснований для постановки на учет при обращении к ответчику истцом не заявлено, суд проверяет правомерность принятого ответчиком решения в рамках проверки заявления истца от дата.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.