Дело № 2-305/2024
УИД 59RS0042-01-2024-000561-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Чернушка 31 мая 2024 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Янаевой О.Ю.
при секретаре судебного заседания Баяндиной Н.Ю.,
с участием ответчика Федотова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Якунина Василия Павловича, Ягафаровой Альбины Дамировны к Федотову Павлу Юрьевичу о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
установил:
Якунин В.П. и Ягафарова А.Д. обратились с иском к Федотову П.Ю. о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что вступившим в законную силу приговором Кировского районного суда г.Саратова от 18.10.2023 Федотов П.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст.158 и п. «в», «г» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данным преступлением Якунину В.П. причинен материальный ущерб в размере 12 500 рублей, из них возмещено Федотовым П.Ю. 6 500 рублей, а также причинен моральный вред, который Якунин В.П. оценил в размере 100 000 рублей, Якунин В.П. является <данные изъяты>, сумма материального ущерба является для него значительной, так как на его иждивении находится несовершеннолетний ребенок Якунин Данил, 2011 года рождения. Кроме того данным преступлением Ягафаровой А.Д. причинен материальный ущерб в размере 10 000 рублей, а также моральный вред, который Ягафарова А.Д. оценивает в размере 100 000 рублей, поскольку сумма материального ущерба является для нее значительной. В добровольном порядке ответчик требования истцом не исполнил, ущерб не возместил.
Истец Якунин В.П. просит взыскать с Федотова П.Ю. материальный ущерб в размере 6 000 рублей, компенсацию морального вреда – 100 000 рублей.
Истец Ягафарова А.Д. просит взыскать с Федотова П.Ю. материальный ущерб в размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда- 100 000 рублей.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик в судебном заседании с требованиями истцов в части взыскания материального ущерба согласился, требования о взыскании компенсации морального вреда просил отставить без удовлетворения.
Суд, заслушав ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (часть 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
Согласно разъяснений, отраженных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Кировского районного суда г.Саратова от 18.10.2023 Федотов П.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст.158 (кража с причинением значительного ущерба потерпевшей Ягафаровой А.Д.) и п. «в», «г» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (кража с причинением значительного ущерба из одежды, находящейся при потерпевшем Якунине В.П.)
Приговором установлено, что 22.08.2023 около 13 час.05 мин. Федотов П.Ю. совместно с Якуниным В.П., на законных основаниях находились в квартире Ягафаровой А.Д., расположенной по адресу: <адрес>. В вышеуказанное время, а именно 22.08.2023 около 13 час.05 мин. Федотов П.Ю. увидел на комоде, находящемся в гостиной комнате паспорт Ягафаровой А.Д., с находящимися в нем денежными средствами в сумме 15 000 рублей. У Федотова П.Ю. возник преступный умысел на тайное хищение чужого имущества, достал из паспорта Ягафаровой А.Д. денежные средства 10 000 рублей, после чего скрылся. Кроме того 22.08.2023 около 19 часов 30 минут Федотов П.Ю. и Якунин В.П. на ст. «Уфа» Куйбышевской железной дороги произвели посадку в вагон <№> купейного типа в составе пассажирского поезда <№> сообщением Уфа-Новороссийск от ст. Уфа до ст. Новороссийск, где заняли 17 и 19 посадочные места соответственно. При себе у Якунина В.П. в левом кармане надетых на нем шорт имелись денежные средства в сумме не менее 12 500 рублей. 23.08.2023 года у Федотова П.Ю. возник умысел на тайное хищение чужого имущества, убедившись в том, что Якунин В.П. спит, достал из надетых на него шорт денежные средства в сумме 12 500 рублей, после чего скрылся (л.д.6).
Якунин В.П. и Ягафарова А.Д. признаны потерпевшими, гражданский иск ими в рамках рассмотрения уголовного дела в отношении Федотова П.Ю. не заявлялся.
Ответчиком допустимых, достоверных доказательств возмещения причиненного истцам материального ущерба не представлено.
Таким образом, не входя в обсуждение вины Федотова П.Ю. в инкриминируемом ему деянии, исходя из ее доказанности вступившим в законную силу приговором суда, суд считает установленным размер ущерба, причиненного преступлением, Якунину В.П. в сумме 6 000 рублей, Ягафаровой А.Д.- 10 000 рублей. Следовательно, в требования истцов в данной части подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, суд не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса (п. 1).
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (п. 1).
Гражданин, потерпевший от преступления против собственности, например, при совершении кражи, мошенничества, присвоения или растраты имущества, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и др., вправе предъявить требование о компенсации морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания вследствие нарушения личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага (часть первая статьи 151, статья 1099 ГК РФ и часть 1 статьи 44 УПК РФ).
В указанных случаях потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда, в том числе путем предъявления самостоятельного иска в порядке гражданского судопроизводства (п. 5).
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ) (п. 12).
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (п. 15).
Факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления, в том числе преступления против собственности, не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 17).
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п. 18).
Доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий ответчика Якунину В.П., Ягафаровой А.Д. были причинены физические или нравственные страдания, нарушающие их личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие истцам другие нематериальные блага, не имеется. В обоснование своих исковых требований Якунин В.П. и Ягафарова А.Д. ссылаются на нарушение имущественных прав, которые выразились в причинении Федотовым П.Ю. значительного ущерба. Закон, предусматривающий компенсацию морального вреда за нарушение имущественных прав в данном случае, отсутствует. Наличие у Якунина В.П. 3 группы инвалидности в причинно-следственной связи с противоправным поведением ответчика не состоит. Следовательно, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
В силу положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 640 рублей по требованиям имущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Якунина Василия Павловича, Ягафаровой Альбины Дамировны удовлетворить частично.
Взыскать с Федотова Павла Юрьевича (паспорт <данные изъяты>) в пользу Якунина Василия Павловича (паспорт <данные изъяты>) материальный ущерб в размере 6 000 рублей.
Взыскать с Федотова Павла Юрьевича (паспорт <данные изъяты>) в пользу Ягафаровой Альбины Дамировны (паспорт <данные изъяты>) материальный ущерб в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда Якунину Василию Павловичу, Ягафаровой Альбине Дамировне отказать.
Взыскать с Федотова Павла Юрьевича (паспорт <данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета 640 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Янаева
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2024 года