№2-4361/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2024 г. г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Конкиной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Батиной Т.В. о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее ООО «УК «Зеленая роща») обратилось в суд с иском к Батиной Т.В. о взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указало, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>. За период с 01.04.2020 по 01.04.2024 у ответчика образовалась задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 415593 руб. 70 копеек.
В связи с чем истец просит взыскать с Батиной Т.В. задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2020 по 01.04.2024 в размере 415593 руб. 70 копеек, из которых: сумма основного долга 316955 руб. 37 копеек, неустойка за период с 13.12.2022 по 24.05.2024 в размере 98638 руб. 33 коп., с дальнейшим начислением неустойки с 25.05.2024 до полной оплаты задолженности исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга 316955 руб. 37 копеек за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 7355 руб. 94 коп.
В судебное заседание представитель истца ООО «УК «Зеленая роща» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассматривать дело в ее отсутствие.
Ответчик Батина Т.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, не просила рассматривать дело в его отсутствие.
Поскольку сторона истца не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства, судом определено рассматривать дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>
За период с 01.04.2020 по 01.04.2024 у ответчика образовалась задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 415593 руб. 70 копеек.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ).
24.08.2018 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «УК «Зеленая роща», получившим статус регионального оператора, определенного по итогам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области (протокол от 25.07.2018 №3), заключено соглашение №222-Д/18 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, по условиям которого региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Орловской области в пределах зоны деятельности.
П. 13 соглашения установлено, что региональный оператор приступает к исполнению обязательств в полном объеме не позднее 01.01.2019. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет.
Таким образом, с 01.01.2019 Региональный оператор ООО «УК «Зеленая роща» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
28.12.2018 в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области «Орловская правда» региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее Правила №1156) следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Также согласно п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее Правила №354), собственник нежилого помещения в
МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг
по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «УК «Зеленая Роща» и Батиной Т.В. не заключен.
Следовательно, между ООО «УК «Зеленая роща» и ответчиком сложились договорные отношения на условиях типового договора.
Согласно пп. «б» п. 13 Правил №1156 потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 (далее Правила №505).
Пп. «а» п. 5 Правил №505 установлено, что коммерческий учет
ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
П. 2 ст. 24.10 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную собственникам твердых коммунальных отходов, определяется на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 №221 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, составляющие для предприятия общественного питания 2,660 куб. м/год на 1 кв.м. общей площади.
Истцом фактически оказывались услуги по обращению с ТКО, а ответчик является потребителем услуги по обращению с ТКО.
Доказательств не предоставления названной услуги, либо предоставления услуги ненадлежащего качества материалы дела не содержат.
В силу ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (абз. 1 ст. 331 ГК РФ).
Таким образом, неустойка является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной на восстановление нарушенного права.
При этом неустойка может быть предусмотрена законом или договором.
П. 7.2 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате, Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Ответчик представленный истцом расчет задолженности не оспорил в установленном законом порядке, в связи с чем, у суда не имеется оснований с ним не согласиться, так как представленный расчет задолженности позволяет судить о правильности исчисления суммы задолженности, содержит сведения о периодах и суммах образования общей задолженности и неустойки.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку надлежащих доказательств, опровергающих указанные истцом обстоятельства, стороной ответчика суду не представлено, учитывая, что факт ненадлежащего исполнения Батиной Т.В. обязательств по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами нашел свое подтверждение, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми, и считает, что у ООО «УК «Зеленая роща» имеются все основания требовать от ответчика оплаты образовавшейся задолженности и неустойки в заявленном размере.
Оснований для снижения размера неустойки судом не установлено.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за
нарушение обязательств», по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства
(в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 7355 руб. 94 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Батиной Т.В. о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Батиной Т.В., паспорт №*** №***, в пользу общества с ограниченной ответственности «Управляющая компания «Зеленая роща», ОРГН 1155749005411, задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 415593 руб. 70 копеек, из которых: сумма основного долга 316955 руб. 37 копеек, неустойка за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 98638 руб. 33 коп., с дальнейшим начислением неустойки с ДД.ММ.ГГ до полной оплаты задолженности исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга 316955 руб. 37 копеек за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 7355 руб. 94 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГ.
Судья Ю.С.Самойлова