дело №
(50RS0№-50)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2022 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д., Д., действующей в интересах несовершеннолетнего Д., к Министерству социального развития МО об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с иском к ответчику, просят: установить факт постоянного проживания членов многодетной семьи истцов - Д. и Д., и их несовершеннолетних детей на территории <адрес> с декабря 2011 года и по настоящее время, обязать Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития <адрес> предоставить указанным членам многодетной семьи право на меры социальной поддержки в виде пособий и единовременных выплат в регионе - <адрес>, в том числе по компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ, выплату на детей, обучающимся в общеобразовательной организации, начиная с момента признания семьи многодетной, а именно - с <дата>, указав, что истцы состоят в зарегистрированном браке, от которого имеются несовершеннолетние дети, один из которых постоянно зарегистрирован в <адрес> совместно со своим отцом, однако вся семья проживает на территории <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности С. иск поддержал, просил удовлетворить, установив факт проживания на территории МО Д. и Д..
Представитель ответчика по доверенности П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец Д. состоит в браке с истцом Д., заключенном в 2011 году, что подтверждается свидетельством о заключении брака IV-МЮ №, выданным Дворцом бракосочетания № Управления ЗАГС <адрес> от <дата>, о чём 2011 года августа месяца 10 числа составлена запись акта о заключении брака №.
От указанного брака имеются несовершеннолетние дети: Д. <дата> года рождения, место рождения <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении V- МЮ №, выданным Мещанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС <адрес> от <дата>, о чём 2011 года декабря месяца 27 числа составлена запись акта о рождении №, Д. <дата> года рождения, место рождения <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении VI-МЮ №, выданным Мещанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС <адрес> от <дата>, о чём 2013 года декабря месяца 31 числа составлена запись акта о рождении №, Д. <дата> года рождения, место рождения <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении XI-МЮ №, выданным по месту государственной регистрации и месту выдачи свидетельства 97750036 Орган ЗАГС <адрес> № Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Северное Измайлово от <дата>, о чём 2021 года января месяца 12 числа составлена запись акта о рождении №.
Несовершеннолетний ребёнок Д. <дата> года рождения зарегистрирован по месту регистрации отца - Д. по адресу его постоянной регистрации: <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту жительства (форма №), выданным органом регистрационного учёта Отделением УФМС России по <адрес> по району Басманный от <дата>.
Несовершеннолетний ребёнок Д. <дата> года рождения зарегистрирована по месту регистрации матери - Д. по адресу её постоянной регистрации: <адрес>, Пушкинский городской округ, <адрес>, мкр. Дзержинец, <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту жительства (форма №), выданным органом регистрационного учёта Отделением ТП № МО УФМС России по <адрес> в городском поселении Пушкино от <дата>.
Несовершеннолетний ребёнок Д. <дата> года рождения зарегистрирована по месту регистрации матери - Д. по адресу её постоянной регистрации: <адрес>, Пушкинский городской округ, <адрес>, мкр. Дзержинец, <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту жительства (форма №), выданным органом регистрационного учёта МП № Отдела по вопросам миграции МУ МВД России от <дата>.
Как указывают истцы, в их семье, состоящей из пяти человек, воспитываются трое несовершеннолетних детей, вся семья проживает постоянно совместно в квартире, принадлежащей истцу Д. на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес>, Пушкинский городской округ, <адрес>, по данному адресу семья живет около десяти лет, с момента её образования и только расширяясь в своём составе, дети с момента своего рождения посещали детское дошкольное учреждения, затем пошли в школу в <адрес> в городе Пушкино, все члены семьи привязаны к местной поликлинике, как к детской, так и взрослой.
<дата> истец Д. оформил всем членам своей семьи, включая себя, регистрацию по месту пребывания (форма №), сроком на десять лет до <дата> по адресу постоянного места проживания: <адрес>, Пушкинский городской округ, <адрес>.
Решением Пушкинского городского суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата> по гражданскому делу №, семья истцов признана многодетной и выдано соответствующее удостоверение многодетной семьи.
Истец Д. обратился в Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития <адрес> на предоставление денежной компенсации оплаты жилого помещения по категории «Многодетная семья», порядок оформления указанной компенсации утверждён постановлением <адрес> от 30.12.2008г. № 1235/52 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>». Данный Порядок является единым как для региональных, так и федеральных льготников. Согласно указанному Постановлению меры социальной поддержки предоставляются заявителям по их месту жительства. Уведомительным письмом Пушкинского окружного УСЗН от 10.09.2021г. № исх-2562/06 заявителю было отказано в предоставлении названной компенсации. Данный отказ Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития <адрес> мотивирует, что выбор в предоставлении мер социальной поддержки по месту жительства или месту пребывания законодательством не предусмотрен.
Далее, истец Д. обратилась в Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития <адрес> на предоставление Государственной услуги «Предоставление выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семьи на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации в <адрес>, или муниципальной образовательной организации <адрес>, которые осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Решением Пушкинского окружного УСЗН № от <дата> в предоставлении указанной услуги на ребёнка Д., <дата> года рождения, Д. было отказано, со ссылкой на отсутствие у ребёнка регистрации по месту жительства на территории <адрес>, а имеется постоянная регистрация в городе Москва на жилой площади его отца - истца Д.
Между тем, отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на получение социальных выплат.
Как установлено судом, истцы проживают на территории <адрес> более десяти лет, сын истцов - Д., <дата> года рождения, как указано выше, обучается в МБОУ СОШ № <адрес>, а до этого посещал МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № «РОСИНКА» с 12.12.2014г. Дети истцов наблюдаются и состоят на учете в детской поликлинике № ГБУЗ МО МОБ имени проф. Розанова.
Эти и другие факты, свидетельствующие о постоянном проживании заявителя и его семьи на территории <адрес> нашли своё отражение в ходе разбирательства в Пушкинском городском суде <адрес> гражданского дела № по исковому заявлению Д., супруги заявителя, к Пушкинскому окружному УСЗН Министерства социального развития <адрес> « о признании незаконным отказа в предоставлении статуса многодетной семьи, отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи». По данному гражданскому делу истец Д. был привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ 2. обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от <дата> № 191-ФЗ).
Установление юридического факта постоянного проживания заявителя и его ребенка на территории <адрес> имеет юридическое значение и необходимо для получения мер социальной поддержки населения в виде социальных пособий на ребёнка. Отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в <адрес>, учитывая ее уведомительный характер о месте преимущественного пребывания, не может являться основанием для ограничения прав заявителей на получение соответствующих пособий на детей.
Иным способом, отличным от судебного, не представляется возможным установить факт постоянного проживания истца Д. и его несовершеннолетнего ребёнка на территории <адрес> в целях получения ежемесячного пособия на детей.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> № "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона.
Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные <адрес> от <дата> № "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (часть 4 данного закона).
Понятие места жительства гражданина дано в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов. Оспариваемые положения пункта 3 Порядка указанной норме Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречат. Доводы административного истца о том, что оспариваемое положение пункта 3 Порядка ставит получение статуса многодетной семьи, а следовательно, реализацию установленных для многодетной семьи социальных прав, в зависимость от наличия регистрации по месту жительства, исключая предоставление документов о временном проживании граждан в <адрес>, — являются несостоятельными. Также несостоятельной является ссылка на положения Закона Российской Федерации от <дата> № «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон РФ №). Названный Закон конкретизирует содержание понятия «место жительства», устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В Законе № содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет — согласно статьи 3 данного Закона — вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от <дата> №-П, от <дата> №-П, от <дата> №-П; в определениях: от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №-О-П, от <дата> №, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами. Как усматривается из текста Порядка оспариваемое положение пункта 3 не требует предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. В соответствии с этим положением требуется предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета <адрес>.
В силу пункта 1 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства.
В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
На основании ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Статьями 264 - 268 ГПК РФ предусмотрена возможность установления в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение, в том числе фактов прямо не названных в ст. 264 ГПК РФ. Суд вправе рассматривать дела об установлении иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким фактам относится и факт постоянного проживания на территории <адрес> в течение пяти лет, влекущий за собой признание права многодетной семьи постановки на очередь в целях бесплатного получения земельного участка, а также социальных выплат, компенсаций и льгот на членов многодетной семьи.
Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Д., Д., действующей в интересах несовершеннолетнего Д., к Министерству социального развития МО об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес> удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания членов многодетной семьи истцов Д. и его несовершеннолетнего сына Д. <дата> на территории <адрес> с декабря 2011 года и по настоящее время.
Обязать Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития <адрес> предоставить указанным членам многодетной семьи право на меры социальной поддержки в виде пособий и единовременных выплат в регионе - <адрес>, в том числе по компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ, выплату на детей, обучающимся в общеобразовательной организации, начиная с момента признания семьи многодетной, а именно - с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –<дата>.
Судья: