Решение по делу № 2-574/2024 от 19.02.2024

Дело № 2-574/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2024 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Разиной Л.В.

при секретаре судебного заседания Пустоваловой Я.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку труда на рабочем месте,

У С Т А Н О В И Л :

Сальский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку труда на рабочем месте, указывая, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с приказом прокуратуры области от 09 августа 2021 года №144 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведена проверка исполнения МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска законодательства в сфере охраны труда.

В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

В нарушение требований ст. 214, 218 ТК РФ, п.17,18, 19, 63 Приказа №776н МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска, исходя из специфики своей деятельности, мероприятия по управлению профессиональными рисками не реализованы.

В нарушение ст. 214 ТК РФ, ч.4 ст.8 Закона №426-ФЗ в МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска в рамках установленного законом срока специальная оценка условий труда не проведена.

Как следует из ответа МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий не запланированы.

На основании изложенного, истец просит обязать МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска, Управление образования Сальского района реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник Сальского городского прокурора Пшеничная К.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления образования Сальского района Почкай О.А. в судебном заседании не отрицала факт выявленных нарушений в сфере охраны труда Сальского городской прокуратурой, заявление исковые требования признала, проведен ряд мероприятий, а именно заключен договор на выполнение работ, в связи с чем, иск будет исполнен в ближайшее время.

Представитель ответчика МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке ст.113 ГПК РФ, в своем заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. (л.д. 53)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Администрации Сальского района в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке ст.113 ГПК РФ, в своем заявлении исковые требования не признал, просил отказать истцу, поскольку денежные средства на данный вид расходов в МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска в бюджете Сальского района на 2024 годы не запланированы и полагает возможным выполнение образовательной организацией мероприятий по управлению профессиональным рисками не ранее 31.12.2025 года. Бюджет является дотационным. (л.д. 47-50)

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

В силу ст.214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить: систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст.217 ТК РФ система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Согласно ст. 218 ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.

Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.

Согласно п.3 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года №776н создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.

В соответствии с Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года №776н при планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности. (п.17 Примерного положения СУОТ)

Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков. (п.18 Примерного положения СУОТ)

Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей. (п.19 Примерного положения СУОТ)

В соответствии с п.63 Примерного положения СУОТ работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности, примерный перечень которых приведен в приложении N 2 и не является исчерпывающим для организации (может быть расширен по решению работодателя); выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований);

в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-видео-, фотонаблюдения.

Из материалов дела следует, что Сальской городской прокуратурой проведена проверка исполнения МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска законодательства в сфере охраны труда.

Согласно акту проверки от 30.11.2023 помощником прокурора проведена проверка исполнения МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска законодательства в сфере охраны труда, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 214, 218 ТК РФ, п.17,18, 19, 63 Приказа №776н МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: не оценил уровни профессиональных рисков, не обеспечил снижение уровней профессиональных рисков. (л.д. 24-25).

Как следует из объяснения директора МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2023 год не запланированы. (л.д. 23)

Из информационных писем, представленных в материалы дела следует, что МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска проведена работа, в части сбора коммерческих предложений и исследования рыночных цен для заключения договоров. Так, согласно коммерческого предложения ЧОУ ДПО «Безопасность» стоимость проведения оценки профессиональных рисков составляет - 18900 рублей 00 копеек.(л.д.42)

Согласно коммерческого предложения ООО «ТРАНССЕРВИС-Ростов» стоимость проведения опенки профессиональных рисков составляет - 19800 рублей 00 копеек. (л.д. 43)

Согласно коммерческого предложения ООО «Лаборатория экспертизы условий труда» стоимость проведения оценки профессиональных рисков составляет - 17100 рублей 00 копеек. (л.д.41)

Судом установлено, что между МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска (заказчик) и ООО «Лаборатория экспертизы условий труда» (исполнитель) заключен договор № 10196 от 12.02.2024 года на проведение оценки профессиональных рисков, согласно которому, последний обязался оказать услуги по проведении идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах заказчика в соответствии со спецификацией. Цена договора 17100 рублей. Срок исполнения договора 30 рабочих дней с момента предоставление заказчиком необходимой информации. (л.д. 33-40).

В соответствии с п.1.8- 1.11 Положения об управлении образования Сальского района в новой редакции, Учредителем и собственником имущества управления образования является муниципальной образование «Сальский район». Имущество закреплено за управлением образования на праве оперативного управления. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования «Сальский район» осуществляет Администрация Сальского района.

Управление образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования. Управлению образования подведомственны, в том числе дошкольные образовательные учреждения.

Таким образом, поскольку на Управление образования Сальского района возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства подведомственными муниципальными бюджетными учреждениями и требования по охране труда обязательны к исполнению, указанное бездействие нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, на момент рассмотрения настоящего дела ответчиками не исполнена обязанность по реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, поэтому требования истца являются обоснованными.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав все представленные доказательства, с учетом ст.ст.56-57 ГПК РФ, в их совокупности, проверив и оценив их, суд считает, требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку труда на рабочем мест, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку труда на рабочем мест, удовлетворить.

Обязать МБДОУ № 2 «Василек» г. Сальска, Управление образования Сальского района Ростовской области реализовать мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: оценить уровни профессиональных рисков, обеспечить снижение уровней профессиональных рисков в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Разина

Решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2024 года.

2-574/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 2 "Василек" г.Сальска
Управление Образования Сальского района Ростовской области
Другие
Администрация Сальского района Ростовской области
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Судья
Разина Л.В.
Дело на сайте суда
salsky.ros.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2024Передача материалов судье
19.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее