Дело № 2-57/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2021 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: Верескун В.Г.,
при помощнике судьи Затыкиной Н.Н.,
с участием представителя истца Г., истца П., ответчиков С., С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино гражданское дело по иску П. к П., С., С., третьи лица нотариус Ленинского районного нотариального округа Республики Крым Панина О.В., администрация Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, А., А., администрация Ленинского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Филиал ГУП РК «Крым БТИ» в г. Керчь, Садовое некоммерческое товарищество «Маяк», об установлении факта проживания одной семьей, признании права общей совместной собственности, -
УСТАНОВИЛ:
П. обратился в суд с иском к П., С., С., об установлении факта проживания одной семьей, признании права общей совместной собственности. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его супруга С.. Ранее, в период с 1971 года по ДД.ММ.ГГГГ они состояли в зарегистрированном браке. ДД.ММ.ГГГГ брак был расторгнут, однако они продолжили проживать одной семьей, вести совместное хозяйство, проявляли взаимную заботу друг о друге. В январе 2000 года повторно заключили брак. За период совместного проживания С. была приобретена собственность: земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Мысовский с/с, СТ «Маяк» участок №, кадастровый №, площадью 1200 кв.м. для ведения садоводства и построен садовый дом. После смерти супруги истец обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нажитого в период брака. Однако нотариусом отказано в выдаче свидетельства, так как вышеуказанный земельный участок был оформлен на С., а свидетельство на право собственности на садовый домик получено С. в период расторжения брака. Таким образом, истец вынужден обратиться в суд за защитой своего права.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных исковых требованиях по изложенных в иске основаниям.
Представитель истца Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчики С. в судебном заседании с доводами истца согласился, просил заявленные исковые требования удовлетворить.
Ответчик П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, ранее подал заявление о признании исковых требований.
Ответчик С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что на спорном земельном участке находится иное строение, земельный участок выделялся площадью 0,11 га, а в государственном акте указано 0,12 га, ранее истец в период с 1995 года по 2014 год проживал в г. Екатеринбурге и находился на его иждивении. Также, предоставил письменные возражения на исковые требования.
Третьи лица администрация Ленинского района Республики Крым, нотариус Ленинского районного нотариального округа Республики Крым Панина О.В., администрация Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Садовое некоммерческое товарищество «Маяк», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили письма о рассмотрении дела без участия их представителей. Возражений по сути заявленных исковых требований не представили.
Третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, А., А. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
На основании вышеизложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явки сторон в судебное заседание.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Как установлено в судебном заседании П. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак со С., что подтверждается свидетельством о браке серии II-СМ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о расторжении брака серии I-АЯ № от ДД.ММ.ГГГГ брак между П. и С. расторгнут на основании совместного заявления супругов ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о браке серии I-АП № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П. и С. вновь заключили брак ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Мысовского сельского совета народных депутатов Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого садового домика, на участке № в СВТ «Маяк» общей площадью 142,4 кв.м. и оформлено право собственности за С. На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве собственности на садовый домик, расположенный в с. Семеновка, СВТ «Маяк», участок №.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на жилой дом администрации Мысовского сельского поселения <адрес> от 13.112020 жилой дом площадью 142,4 кв.м. расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, территория СВТ «Маяк» принадлежит С.
Как следует из заверенной копии решения 5 сессии 23 созыва Мысовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельного участка в частную собственность», С. на основании Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ передан в частную собственность земельный участок площадью 0,11 га расположенный в <адрес> СВТ «Маяк».
На основании вышеуказанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ С. выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии III-КМ №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, р-н Ленинский, Мысовское сельское поселение, СТ «Маяк», участок №, имеет кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, зарегистрирован за С.
Таким образом, указанные садовый домик и земельный участок были приобретены С. в собственность бесплатно.
Как следует из пояснений в судебном заседании свидетелей З., К. им известно, что С. и П. проживали в период их развода в 1997 году единой семьей, их развод был формальным.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно ст. 1111 ГК РФ, существуют два способа наследования: по завещанию и по закону.
Статьей 1153 ГК РФ определены способы принятия наследства путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства, либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ.
В соответствии со ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Правила определения долей супругов в общем, имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются законодательством о браке и семье.
Пунктом 2 статьи 34 СК РФ предусмотрено, что общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно п. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Аналогичные нормы содержали ст. ст. 22, 28, 29 КОБС Украины и ст. 60, 63, 69, 70, 71 СК Украины, действовавшие на момент нахождения сторон по делу в браке.
Согласно ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. N 12-П, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, основным принципом существования закона во времени является распространение его действия на настоящее и будущее время; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (определения от 28 сентября 2017 года N 1836-О, от 20 декабря 2018 года N 3297-О, от 25 июня 2019 года N 1556-О и др.). Данный принцип носит универсальный характер и распространяется на все виды нормативных правовых актов.
Согласно Закону Украины от 11.01.2011 N 2913-VI «О внесении изменений в статью 61 Семейного Кодекса Украины», который вступил в силу 09.02.2011, статья 61 Семейного Кодекса Украины была дополнена частью пятой, согласно которой объектом права совместной собственности супругов является жилье, приобретенное одним из супругов вследствие приватизации государственного жилищного фонда и земельный участок, приобретенный вследствие бесплатной передачи его одному из супругов из земель государственной или коммунальной собственности, в том числе приватизации.
Статья 5 статья 61 СК Украины была исключена на основании Закона N4766-VI от 17.05.2012, который вступил в законную силу со дня его опубликования.
Так, Законом Украины от 17.05.2012 N 4766-VI «О внесении изменений в Семейный кодекс Украины относительно имущества, которое является личной частной собственностью жены, мужа», который вступил в законную силу 13.06.2012, часть 5 статьи 61 Семейного Кодекса Украины была исключена, а статья 57 Семейного Кодекса Украины дополнена пунктами 4 и 5, согласно пункта 5 данной статьи личной собственностью супруга являлся земельный участок, приобретенный им в период брака вследствие приватизации земельного участка, который находился в его пользовании, либо полученного вследствие приватизации земельных участков государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, или получен из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, установленных Земельным Кодексом Украины.
Как разъяснялось в п. 18.2 постановления Пленума Верховного Суда Украины N 7 от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» в соответствии с положениями статей 81, 116 ЗК Украины отдельный земельный участок, полученный гражданином в период брака в частную собственность путем приватизации, является его личной частной собственностью, а не общей совместной собственностью супругов, поскольку речь идет не об имуществе, нажитом супругами в браке, а о полученной гражданином доле из земельного фонда.
Следовательно, режим садового дома и земельного участка, полученного в порядке приватизации по украинскому законодательству, считался совместным имуществом супругов только в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действовавшим на момент приобретения права собственности С. на спорный земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Мысовский с/с, СТ «Маяк» участок №, кадастровый №, площадью 1200 кв.м., и садовый дом, общей площадью 142,4 кв.м. законодательством Украины данное имущество не являлось совместной собственностью супругов, а находилось в личной собственности наследодателя.
В связи с изложенным суд первой инстанции приходит к выводу, что поскольку спорные имущество приобретено в собственность С., до внесения изменений в СК Украины, то отсутствуют основания для их признания совместной собственностью супругов и, как следствие, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца в этой части не имеется.
Кроме того, установление юридического факта совместного проживания со С. не имеет юридического значения для истца, поскольку не влечет возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей в отношении спорного имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.06.2021.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░