№
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
<адрес> 26 января 2024 года
Судья Дмитровского городского суда <адрес> Маковыйчук О.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Дмитровский городской суд <адрес> с жалобой, в которой просил отменить постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств по делу.
В своей жалобе заявитель ссылается на то, согласно акта выездного обследования участка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., с его земельного участка с кадастровым номером <адрес> без его участия и какого-либо уведомления взяты пробы с грунта его участков. Административным органом был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, ФИО1 надлежащим образом не был уведомлен о дате составления протокола об административном правонарушении,чем были нарушены его права предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 и ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении подписан иным лицом, в связи с чем указанный протокол подлежит исключению из числа доказательств. В связи с процессуальными нарушениями, нет доказательств вины ФИО1 в совершении инкриминируемого ему деянии.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом (л.д. 80), о причине своей неявки суд не уведомил, с ходатайством о рассмотрении жалобы в его отсутствие не обращался. При таких обстоятельствах с учетом положений КоАП РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № (с последующими изменениями) своим правом на участие в судебном разбирательстве ФИО1, распорядился по своему усмотрению и его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу, в связи с чем, судья полагает рассмотреть административное дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Представитель Министерства экологии и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, так же о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом (л.д. 81).
Суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно постановления № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. актом выездного обследования №-з от 20..03.2023г. консультантом северного отдела управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования <адрес> совместно с маркшейдором и инженером ООО «Экоцентр» проведено обследование по адресу: <адрес>. Сергиево-Посадский г.о., д. Шарапово, на земельных участках с кадастровыми номерами <адрес> установлен факт на открытом грунте (почвенном покрове) проведена вертикальная планировка территории с использованием отходов строительства, сноса грунтов, представленными боем кирпича, боем бетона, отходами изделий из древесины, грунтами. На участках расположены объекты незавершенного капитального строительства. Сотрудниками ООО «Экоцентр» проведены маркшейдерские исследования и отбор проб размещенных отходов с целью определения класса опасности и расчета вреда, причиненного окружающей среде. Согласно заключению экспертов №ЭЗ-11аК/23 от ДД.ММ.ГГГГ размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, расположенном в <адрес>-Посадского г.о. <адрес>, составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> рублей. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес> является ФИО1
Таким образом, в результате бездействия собственником земельных участков с к.н. <адрес> ФИО1 допущено размещение отходов V класса опасности на рассматриваемых земельных участках, не выполнив установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что является административным правонарушение, предусмотренным ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, при этом положения статьи 28.2 КоАП РФ предусматривают, что протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был составлен в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности (л.д. 33-36).
При этом, представитель по доверенности ФИО4 извещалась о месте и времени рассмотрения дела путем получения определения № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и вызове лиц, которое было вручено ей под подпись (л.д. 31-32).
Таким образом, уведомление о месте и времени рассмотрения дела было получено не лицом привлекаемом к административной ответственности.
Таким образом, ФИО1 не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол составлен без соблюдения гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Указанные нарушения являются существенными и на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежали возвращению должностному лицу, которыми составлен протокол.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие ФИО1 в полной мере реализовать право на защиту.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие привлекаемого к административному правонарушению лица, не уведомленного надлежащим образом о времени и месте совершения процессуального действия, нельзя признать допустимым доказательством по делу.
Несоблюдение должностным лицом, требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит возвращению на новое рассмотрение в Министерство Экологии и Природопользования Московской области, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.8.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░