Решение от 20.01.2021 по делу № 2а-112/2021 от 27.10.2020

Дело № 2а-112/2021

    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2021 года город Катав-Ивановск

Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Шустовой Н.А.,

при секретаре Климовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к Усовой А.Н. о взыскании недоимки, пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по № 18 по Челябинской области (далее - МИФНС России № 18 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Усовой А.Н. о взыскании недоимки на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 353 руб. за ДД.ММ.ГГГГ пени в размере 18, 42 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16, 77 руб. (за недоимку ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1, 65 руб. (за недоимку ДД.ММ.ГГГГ)); недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 636 руб. за ДД.ММ.ГГГГ, пени в размере 36,21 руб. ( за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 33,23 руб. (за недоимку ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,98 руб. (за недоимку ДД.ММ.ГГГГ ; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 219, 89 руб. за ДД.ММ.ГГГГ., пени в размере 96, 66 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 512, 90 руб. за ДД.ММ.ГГГГ., пени в размере 150, 42 руб., а всего 27 023, 50 руб.

В обоснование административного иска указано, что ответчик является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку ранее являлся предпринимателем, должен был самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование. Ответчик прекратил предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, должен был не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета произвести уплаты страховых взносов.

Кроме того, ответчик является плательщиком налога на имущество и земельного налога, поскольку в собственности имеет недвижимое имущество: квартиру по адресу: <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>

В соответствии со ст.ст. 69, 79 НК РФ ответчику были направлены требования об уплате недоимки по налогу. Требование не исполнено. Для взыскания недоимки административный истец обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГг. и отменен ДД.ММ.ГГГГг., в связи с поступившими от должника возражениями. На момент обращения в суд в порядке искового производства обязанность по оплате недоимки административным ответчиком не исполнена.

Представитель административного истца, административный ответчик при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик Усова А.Н. при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимала, возражений не представила.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Положениями статьи 57 Конституции РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налогового кодекса РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п.8 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

До 01.01.2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по взысканию указанных взносов передана налоговым органам.

Согласно подп. 1 пункта 1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу пункта 2 ст.14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В силу подп. 2 пункта 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, в фиксированном размере 29 354 руб. за 2019 год, плюс 1% от суммы дохода плательщика, превышающего 300000 руб.

В соответствии с частью первой статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно положениям статьи 401 Налогового кодекса РФ, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, иные здания строения сооружения, помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 года № 2003-1 (действовавшим на указанный налоговым органом налоговый период) плательщиками налога на имущество признаются физические лица -собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Пунктом 9 статьи 5 указанного Закона устанавливает, что налоговым периодом по уплате налога на имущество физических лиц является календарный год. Уплата налога производится не позднее 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 3 налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества. Применению подлежат ставки, указанные в законе в редакции, действующей на момент начисления налога.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговым периодом по уплате земельного налога является календарный год (ст. 393 НК РФ).

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. В соответствии со ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения об уплате налога, пени, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Абзацем 2 п.3 ст.48 НК РФ так же предусмотрено, что требование о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлен налоговым органом в порядке искового производства не позже шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечение срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а так же невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительным причинам) срока обращении в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговые правонарушения либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст.48 или п.1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Как следует из материалов дела административный ответчик Усова А.Н. являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, поскольку являлась индивидуальным предпринимателем, прекратила предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, является плательщиком налогов на имущество, земельного налога, поскольку имеет в собственности недвижимое имущество: квартиру по адресу: <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Усовой А.Н. направлены налоговые уведомления об уплате налогов.

В связи с неуплатой налогов и страховых взносов налоговым органом в адрес Усовой А.Н. были направлены требования:

ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 21 512, 90 руб., обязательное медицинское страхование 4219, 89, всего в сумме 25732, 79 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в сумме 1064,76 руб. на недоимку по земельному налогу, налогу на имущество и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество, пени, недоимки по земельному налогу и пени, на общую сумму 993, 63 руб. ( 989 руб. +4,63 руб.), со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что срок исполнения самого раннего требования до ДД.ММ.ГГГГ административный истец, должен был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ+6).

Вместе с тем из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГг., то есть, со значительным пропуском установленного абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Доказательства того, что административный истец обратился в суд в установленный законодательством срок материалы дела, не содержат.

При этом подача административного искового заявления в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа в данном случае правового значения не имеет, поскольку налоговым органом был изначально пропущен срок, предусмотренный для подачи в суд заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд административным истцом не заявлено. Основания для восстановления срока отсутствуют.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, осуществляющим контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть из известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 18 по Челябинской области к Усовой А.Н. о взыскании указанной недоимки и пени следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 286, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 353 ░░░. ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 18, 42 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 16, 77 ░░░. (░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░), ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 1, 65 ░░░. (░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.); ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 636 ░░░. ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 36,21 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 33,23 ░░░. (░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 2,98 ░░░. (░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.); ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 219, 89 ░░░. ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 96, 66 ░░░.; ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 21 512, 90 ░░░. ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 150, 42 ░░░., ░ ░░░░░ 27 023, 50 ░░░., ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>    

2а-112/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области
Ответчики
Усова Альфия Наиловна
Суд
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области
Судья
Шустова Надежда Александровна
Дело на сайте суда
kivan.chel.sudrf.ru
27.10.2020Регистрация административного искового заявления
29.10.2020Передача материалов судье
29.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
30.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021Дело оформлено
27.04.2021Дело передано в архив
20.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее