дело № 2а-1838/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2021 года |
город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Степановой Ю.С.,
секретаря судебного заседания – Бутаковой А.А.,
с участием помощника военного прокурора – войсковой части 90935 военной прокуратуры Черноморского флота Озерова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную в ГИС «Интернет» на странице сайта с сетевым адресом: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что 107 военной прокуратурой гарнизона в результате мониторинга выявлена страница сайта с сетевым адресом <данные изъяты>.
Данная веб-страница представляет собой интернет-магазин по продаже медали СССР с ее описанием, изображениями и ценой (скриншот веб-страницы
в приложении).
На данной веб-странице размещена информация о продаже ордена Красной Звезды (утвержденной Постановлением Президиума ЦИК СССР
от 6 апреля 1930 года; изображение объекта соответствует описанию, отраженному в указе Президиума Верховного Совета СССР от 16.12.1947), который в соответствии с требованиями Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 03.07.1979 № 360-Х, является государственной наградой СССР.
Отображение электронного текса страницы доступно для использования копирования, хранения и передачи по линиям связи ГИС «Интернет».
Таким образом, размещенная на странице сайта с вышеуказанным сетевым адресом информация предоставлена для свободного доступа неограниченного круга лиц и прямо не отнесена к информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее управления вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, направило правовую позицию, в которой просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Этим же федеральным законом предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения требований к распространению информации, а ее передача может быть ограничена в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Согласно ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется
без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно частям 1-3, пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В Реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов
в Интернете, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в Интернете, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в Реестр являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ
«Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» государственные награды и другие знаки отличия, связанные
с событиями Великой Отечественной войны, не могут быть объектами отчуждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Нарушение законодательства Российской Федерации
о государственных наградах и других знаках отличия, связанных с событиями Великой Отечественной войны, влечет уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также согласно п. 12 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 07.09.2010№ 1099, незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и государственных наград РСФСР, СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, уголовная ответственность предусмотрена за приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также их подделку (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации). Кроме этого, предусмотрена административная ответственность за изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (ч. 1 ст. 17.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указом Президиума ВС СССР от 03.07.1979 № 360-Х утверждено Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР (далее – Общее положение).
Статьей 14 Общего положения учреждены следующие ордена СССР:
б) для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества и другие военные заслуги:
орден «Победа» - высший военный орден,
орден Красного Знамени,
орден Суворова I, II и III степени,
орден Ушакова I и II степени,
орден Кутузова I, II и III степени,
орден Нахимова I и II степени,
орден Богдана Хмельницкого I, II и III степени,
орден Александра Невского,
орден Отечественной войны I и II степени,
орден Красной Звезды,орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» I, II и III степени
орден Славы I, II и III степени.
В соответствии со ст. 15 Общего положения учреждены следующие медали СССР:
в) для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества и другие военные заслуги:
медаль «За отвагу»,
медаль Ушакова,
медаль «За боевые заслуги»,
медаль Нахимова,
медаль «Партизану Отечественной войны» I и II степени,
медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»,
медаль «За отличие в воинской службе» I и II степени,
медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР»,
медаль «За укрепление боевого содружества».
Также статьей 16 Общего положения для награждения за заслуги и отличия в период Великой Отечественной войны, в обороне, взятии и освобождении городов и территорий учреждены следующие медали СССР:
медаль «За оборону Ленинграда»,
медаль «За оборону Москвы»,
медаль «За оборону Одессы»,
медаль «За оборону Севастополя»,
медаль «За оборону Сталинграда»,
медаль «За оборону Киева»,
медаль «За оборону Кавказа»,
медаль «За оборону Советского Заполярья»,
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.»,
медаль «За победу над Японией»,
медаль «За взятие Будапешта»,
медаль «За взятие Кенигсберга»,
медаль «За взятие Вены»,
медаль «За взятие Берлина»,
медаль «За освобождение Белграда»,
медаль «За освобождение Варшавы»,
медаль «За освобождение Праги»,
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд
с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений
в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет»,
а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: а) материалов
с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений
о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия
в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил,
в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете
к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет создание, формирование
и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате мониторинга административным истцом выявлена страница сайта с сетевым адресом: <данные изъяты>
Данная веб-страница представляет собой интернет-магазин по продаже медали СССР с ее описанием, изображениями и ценой.
На данной веб-странице размещена информация о продаже ордена Красной Звезды (утвержденной Постановлением Президиума ЦИК СССР
от 6 апреля 1930 года; изображение объекта соответствует описанию, отраженному в указе Президиума Верховного Совета СССР от 16.12.1947), который в соответствии с требованиями Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 03.07.1979 № 360-Х, является государственной наградой СССР.
Отображение электронного текса страницы доступно для использования копирования, хранения и передачи по линиям связи ГИС «Интернет».
Таким образом, размещенная на странице сайта с вышеуказанным сетевым адресом информация предоставлена для свободного доступа неограниченного круга лиц и прямо не отнесена к информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее управления вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что содержащаяся информация на интернет-странице сайта с сетевым адресом: <данные изъяты> является незаконной.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать информацию, размещенную на интернет-странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 175-189, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в ГИС «Интернет» на странице сайта с сетевым адресом: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению и направить его копию в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 22.06.2021 года
Судья Ю.С. Степанова