КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Шимохина Н.П. Дело №33-6670/2016
А-27
25 мая 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Швединой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шушенском районе Красноярского края о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в трудовой стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию,
по апелляционной жалобе Швединой Е.А.
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 10 марта 2016 года, которым Швединой Е.А. отказано в удовлетворении исковых требований к УПФ РФ (ГУ) в Шушенском районе Красноярского края о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в трудовой стаж и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шведина Е.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Шушенском районе Красноярского края о признании незаконным и отмене решения от 22.10.2015 года №245 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периода ее работы в должности <данные изъяты> в Муниципальном детском саду № 1 с 12 февраля 1996 года по 31 октября 1999 года и возложении обязанности назначить с 13 октября 2015 года досрочную страховую пенсию по старости. Свои требования мотивировала тем, что с указанной даты у неё возникло право на пенсию в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» № 400 -ФЗ от 28 декабря 2013 года, так как её педагогический стаж работы с детьми составляет более 25 лет. Ответчик отказал в назначении пенсии, ссылаясь на то, что должность <данные изъяты> не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Полагает, что данное решение ответчика не основано на законе, поскольку занимаемая ей должность тождественная должности <данные изъяты>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шведина Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылается на то, что период ее работы с 12.02.1996 года по 31.10.1999 года в должности <данные изъяты> в детском саду №1 подлежит включению в педагогический стаж в соответствии с Постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года №463. Кроме того, указывает на неисследованность судом того обстоятельства, что имеющимися в деле доказательствами достоверно подтвержден факт ее работы в период с 12.02.1996 года по 09.01.2000 года в дошкольном образовательном учреждении в должности <данные изъяты>, и осуществления воспитательной педагогической деятельности, что является основанием для включения спорных периодов в льготный стаж.
В судебное заседание Шведина Е.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя УПФ РФ (ГУ) в Шушенском районе Красноярского края – Королеву А.С.(доверенность от 09.01.2014 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 01 января 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют, в том числе женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6.
В силу п. п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015 года.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. «м» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются следующие списки:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
В вышеуказанных Списках в разделе «наименование учреждений» предусмотрены «школы - детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов», в разделе «наименование должностей» предусмотрена должность «воспитатель, старший воспитатель, воспитатель-методист».
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ГУ УПФ РФ в Шушенском районе N 245 от 22 октября 2015 года Швединой Е.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием установленного законом необходимого стажа на соответствующих видах работ. При этом к зачету не был принят периоды работы истицы с 12 февраля 1996 года по 09 января 2000 года (3 года 10 месяцев 28 дней) в должности <данные изъяты> в Шушенском детском саду № 1, так как работа протекала в должности, не предусмотренной Списками №781 от 29.10.2002 года.
Отказывая Швединой Е.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик правомерно не включил спорный период работы истицы в должности <данные изъяты> в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
Как следует из трудовой книжки Шведеной Е.А., в период с 12 февраля 1996 года по 10 января 2000 года она работала <данные изъяты> в Шушенском детском саду № 5.
Согласно штатным расписаниям детского сада № 1 на 1 сентября 1995 года, на 1 января 1998 года, на 1 сентября 1999 года, на 1 апреля 2000 года наряду с должностями <данные изъяты> предусмотрена одна единица <данные изъяты>, которую занимала истица.
Вместе с тем, Списками от 29.10.2002 года №781, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 6 сентября 1991 г. N 463 должность <данные изъяты> не предусмотрена.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 05 июля 2005 года «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» тождество наименования должности <данные изъяты> должности <данные изъяты> не установлено.
При этом, проанализировав должностную инструкцию <данные изъяты> а также пояснения Швединой Е.А. относительно выполняемой ею деятельности по должности <данные изъяты> суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для установления тождества между должностью <данные изъяты> и <данные изъяты>, поскольку воспитатель имеет более широкий круг должностных обязанностей, так как помимо реализации образовательных программ, обязан организовывать быт детей, их досуг на прогулке, питание, проведение разноплановых занятий с детьми в группе и с родителями, тогда как <данные изъяты> имеет узкую направленность, обусловленную предметом деятельности, связанным только с развитием у детей навыков изобразительного искусства.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 года N 237-О-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку занимаемая истицей в период с 12.02.1996 года по 09.01.2000 года должность <данные изъяты> Списками не предусмотрена, а также не тождественна по своим функциональным обязанностям должности воспитателя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в педагогический стаж и досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работы.
Доводы апелляционной жалобы Швединой Е.А. о наличии оснований для включения спорного периода ее работы в педагогический стаж, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, к чему оснований не усматривается, и правового значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 10 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Швединой Е.А. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: