Судья первой инстанции: Кит М.В. 91RS0012-01-2022-004794-71
№ 2-296/2023
№ 33-3900/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи Хмарук Н.С.
судей: |
Крапко В.В., Лозового С.В., |
при секретаре Мустафаевой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи в интересах Храповой Г.И к администрации города Керчи, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи, Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании права и понуждении произвести выплату на осуществление капитального ремонта, третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю, Управление Федерального Казначейства Республики Крым,
по апелляционному представлению прокуратуры города Керчи Республики Крым
на решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 января 2023 года,
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора города Керчи в интересах Храповой Г.И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Керчи, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи, Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, третьи лица Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю, Управление Федерального Казначейства Республики Крым, о признании права и обязании произвести выплату на осуществление капитального ремонта, в котором просил признать за Храповой Г.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта 1/2 (одна вторая) поврежденного жилого помещения обшей площадью 66.4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530; обязать администрацию города Керчи Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым включить Храпову Г.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального образования; обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи Республики Крым осуществить Храповой Г.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплату на осуществление капитального ремонта ? (одна вторая) поврежденного жилого помещения общей площадью 66,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530.
Исковые требования мотивированы тем, что 17 июня 2021 года вследствие обильных осадков в Крыму были подтоплены 5 муниципальных образований, в том числе и город Керчь. Указом Главы Республики Крым от 17 июня 2021 года № 142 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Крым. Жилое помещение общей площадью 66,4 кв.м., принадлежащее на праве совместной собственности Храповой Г.И. и Храпову Н.Я. по состоянию на 17.06.2021 и расположенное по адресу: <адрес>, подверглось затоплению в связи с чрезвычайной ситуацией в г. Керчи, вызванной обильными осадками. В соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, Постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530, граждане, имеют право на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в их собственности, и получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений. В связи с указанными обстоятельствами Межведомственной комиссией, назначенной администрацией г. Керчи, составлен акт обследования помещения от 29.06.2021 № 215 и подготовлено заключение от 29.06.2021 №215/1, согласно которым выявлены основания - для признания вышеуказанного помещения подлежащим капитальному ремонту. Храповой Г.И. получена выплата на осуществление капитального ремонта ? доли поврежденного жилого помещения площадью 66,4 кв.м. Вместе с тем, супруг Храповой Г.И. Храпов Н.Я. соответствующую выплату на осуществление капитального ремонта ? поврежденного жилого помещения не получил в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ. Храпова Г.И. является наследником ? доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, ранее принадлежащей Храпову Н.Я., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанного свидетельства оформлено право собственности Храповой Г.И. на указанное имущество, принадлежащее ранее Храпову Н.Я. на основании указанных документов Храповой Г.И. в администрацию г. Керчи подано заявление о включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с приложением всех необходимых документов. Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в адрес администрации г. Керчи направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.2. Согласно разъяснениям Минстроя России наследники граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций (далее - наследники) должны доказать в судебном порядке свое право на получение выплаты. В противном случае, они подлежат исключению из списка. Департаментом коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым Храповой Г.И ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о необходимости подтверждения права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта ? поврежденного жилого помещения в судебном порядке. Исключение Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Храповой Г.И. из списка граждан, имеющим право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта ? доли поврежденного жилого помещения, является неправомерным, так как нарушает ее законное право. Храпова Г.И. имеет право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта ? поврежденного жилого помещения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 18 января 2023 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Керчи действующего в интересах Храповой Г.И, отказано.
Не согласившись с решением суда от 18 января 2023 года, Прокуратура г. Керчи подала апелляционное представление, в котором, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование своих доводов апеллянт ссылался на то, что при принятии оспариваемого решения суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что после смерти Храпова Н.Я. его супруга Храпова Г.И. была также прописана и проживала в спорной квартире, и тем самым подтвердила своими действиями принятие наследства после смерти Храпова Н.Я. Кроме того, в октябре 2021 года на момент принятия решения об осуществлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, находящееся в совместной собственности супругов Храповых в период подтопления в июне 2021 года Храпова Г.И. приняла наследство и тем самым подтвердила свое право на получение выплаты на капитальный ремонт ? квартиры, до смерти принадлежащей Храпову Н.Я.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрения дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что в результате обильного выпадения осадков и подтопления на территориях муниципальных образований городской округ Керчь, Ленинский район Республики Крым Указом Главы Республики Крым от 17 июня 2021 года № 142-У с 9 часов 00 минут 17 июня 2021 года на территории Республики Крым введен режим чрезвычайной ситуации.
Жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Крым, <адрес>, площадью 66,4 кв.м, принадлежащее, на момент затопления, на праве общей долевой собственности в равных долях Храповой Г.И и Храпову Н.Я, ДД.ММ.ГГГГ подверглось затоплению в связи с чрезвычайной ситуацией в <адрес>, вызванной обильными осадками.
Межведомственной комиссией, назначенной администрацией г. Керчи, составлен акт обследования помещения от 29.06.2021 № 215 и подготовлено заключение от 29.06.2021 № 215/1, согласно которым выявлены основания для признания вышеуказанного помещения подлежащим капитальному ремонту (т. 1 л.д. 17, 18).
По заявлению Храповой Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.107) ей была произведена выплата на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения, общая площадь которого составляет 33,2 кв.м., что подтверждается заключением Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Керчи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105- 106), протоколом о принятии решения Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Керчи по заявлению Храповой Г.И. о мере социальной поддержки «Выплата гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан» (т. 1 л.д.104), списком № и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.102-103).
Храпов Н.Я. с таким заявлением не обращался, выплата ему не предоставлялась в связи со смертью, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (т.1 л.д. 127).
Храпова Г.И. приняла наследство после смерти супруга Храпова Н.Я. и ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Керченского городского нотариального округа ФИО8 ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю квартиры, расположенной по адресу: Республика Крым, <адрес>, кадастровый №, ранее принадлежащей Храпову Н.Я. на праве собственности (т. 1 л.д. 143).
На основании указанного свидетельства проведена регистрация права собственности Храповой Г.И. на указанное имущество, принадлежащее ранее Храпову Н.Я., что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д.52-56).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Храпова Г.И. не имеет право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта ? доли поврежденного жилого помещения, в связи с тем, что Храповой Г.И. право на получение выплаты осуществление капитального ремонта реализовано в 2021 году, и получение выплаты за умершего супруга Храпова Н.Я. связано лишь с его персональным правом, которое он не успел реализовать в связи со смертью.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым считает приведенные выводы суда первой инстанции сделанными с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Пунктом 5 Правил № 1327 определено, что трансферты предоставляются, в том числе на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан (подпункт "б").
Согласно пункту 8 Правил № 1327 мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 15.09.2021 года № 530 "О предоставлении выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникшими на территории Республики Крым" (вместе с "Порядком и условиями предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан").
Подпунктом "г" пункта 6 вышеприведенных Правил предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Выплата предоставляется гражданам 1 раз применительно к одному жилому помещению, (п. 6).
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Таким условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Республики Крым, является, принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отсутствие у граждан другого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, пригодного для проживания.
Материалами дела установлено, что на момент чрезвычайной ситуации Храпов Н.Я. и Храпова Г.И. были зарегистрированы в спорном домовладении, являлись членами одной семьи, а именно супругами, проживали совместно, иного жилья не имели. ДД.ММ.ГГГГ супругами подано совместное заявление об обследовании жилого помещения на предмет соответствия жилого помещения требованиям жилого помещения в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией (подтопление) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 19), на основании которого межведомственная комиссия Администрации города Керчи Республики Крым провела ДД.ММ.ГГГГ обследование помещения (т. 1 л.д. 17), по результатам которого составила заключение от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 18).
Храпов Н.Я. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим свидетельством о смерти. Храпова Г.И. вступила в право наследования на ? долю имущества, принадлежащего Храпову Н.Я., что подтверждается материалами наследственного дела.
Как следует из материалов дела, Храпова Г.И., получив свидетельство о праве на наследование ? доли после смерти Храпова Н.Я. обратилась с заявлением о включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что материалами дела подтвержден факт необходимости капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пострадавшего в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, принадлежащего Храпову Н.Я. и Храповой Г.И., судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.08.2022 по делу N 88-26986/2022.
Ссылка суда первой инстанции на положения статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае признается ошибочной.
Поскольку выводы суда первой инстанции не согласуются с представленными доказательствами, конкретными обстоятельствами дела, примененными судом нормами права в единой взаимосвязи, решение суда в силу п. 3,4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене по вышеуказанным мотивам, с принятием нового решения – об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
о п р е д е л и л а :
решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 января 2023 года, отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Признать за Храповой Г.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта 1/2 доли поврежденного жилого помещения обшей площадью 66,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым включить Храпову Г.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате терро-ристических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального образования.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи Республики Крым осуществить Храповой Г.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплату на осуществление капитального ремонта ? доли поврежденного жилого помещения общей площадью 66,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.09.2021 № 530.
Председательствующий
Судьи