Решение по делу № 8Г-7246/2024 [88-8830/2024] от 02.04.2024

            УИД 66RS0004-01-2023-005008-09

            Дело №88-8830/2024

            мотивированное определение составлено 22 мая 2024 года

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                                                             16 мая 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Малоедовой Н.В.

    судей    Вдовиченко И.М., Зориной С.А.

    с участием прокурора              Никитиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5721/2023 по иску прокурора г. Екатеринбурга в интересах Блохина Сергея Владимировича к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности,

по кассационной жалобе администрации г. Екатеринбурга Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., возражения прокурора Никитиной Н.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

    прокурор города Екатеринбурга, действуя в интересах Блохина С.В., обратился в суд с иском к администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу<данные изъяты>, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

    В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки по обращению инвалида 1 группы Блохина С.В. установлено, что 08 декабря 2022 г. межмуниципальной комиссией по обследованию жилых помещении инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проведено обследование жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. <данные изъяты> По результатам обследования комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Блохин С.В., в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме с учетом его потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности. Акт комиссии 16 февраля 2023 г. был направлен в Министерство социальной политики Свердловской области для рассмотрения вопроса проведения проверки экономической целесообразности, 22 февраля 2023 г. документы возвращены с рекомендацией проведения проверки экономической целесообразности Администрацией города Екатеринбурга. До настоящего времени проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта не проведено, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

    Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2023 года, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

    В своих возражениях Министерство социальной политики Свердловской области относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.

Судом установлено, что Блохин С.В., которому установлена 1 группа инвалидности, проживает по адресу: г. <данные изъяты>

На основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Блохин С.В., от 08 декабря 2022 г. комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах установлено, что Блохин С.В. передвигается исключительно с помощью кресла-коляски, общее имущество в многоквартирном доме имеет следующие несоответствия, препятствующие выходу из квартиры на улицу: не соответствует продольный уклон пути движения на территории, примыкающей к многоквартирному дому (подъезду проживания инвалида) - превышает 5 %; не соответствует высота порога одного из входов; не соответствует размер входной площадки крыльца дома; отсутствует пандус крылец дома; входные двери в доме имеют ширину (раскрываемого) дверного проема менее установленной нормы; не соответствуют размеры тамбура; менее нормы ширина внеквартирных коридоров и проемов. Кроме того, отсутствует пандус на лестничном марше от входных групп на первый этаж и узкий проем лифтовой кабины.

Комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Блохин С.В., в целях приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. До настоящего времени такая проверка Администрацией г. Екатеринбурга не проведена.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 10, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 06 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр, Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15 марта 2018 г. № 67, исходил из того, что Министерство социальной политики Свердловской области уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, соответственно в отношении помещения истца, относящегося к муниципальному жилищному фонду органом компетентным и уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности, является администрация города Екатеринбурга, и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность, возложенная принятым судебным актом не входит в компетенцию органа местного самоуправления, поскольку в силу закона проведение обследований объектов социальной инфраструктуры обеспечивается органами местного самоуправления только в отношении объектов социальной инфраструктуры, в которых предоставляются услуги органом местного самоуправления или подведомственными органу местного самоуправления организациям, при этом в Свердловской области определено лицо, ответственное за проверку экономической целесообразности по приспособлению жилых помещений инвалидов – Министерство социальной политики Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 21 июля 2017 г. № 516-ПП), основанием для отмены судебных актов не являются.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184- ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 2- ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ).

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила от 9 июля 2016 года N 649).

Согласно пункту 2 Правил от 9 июля 2016 года N 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил от 9 июля 2016 года N 64 ч координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пункт 10 Правил от 9 июля 2016 года N 649 определяет, что порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.

Из пункта 15 Правил от 9 июля 2016 года N 649 следует, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.

Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил от 9 июля 2016 года N649).

Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее Правила от 28 февраля 2017 года N 583/пр).

Согласно пункту 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".

На Министерство социальной политики Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 21 июля 2017 года N516- ПП как на уполномоченный орган возложена обязанность по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15 марта 2018 года N 67 утверждены Положения о региональной и муниципальной комиссиях по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Пунктом 1 Положения о региональной комиссии предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок создания и работы региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, з целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Пунктом 1 Положения о муниципальной комиссии предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

С учетом анализа приведенных норм права, вопреки доводам жалобы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство социальной политики Свердловской области уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, соответственно в отношении помещения истца, органом, компетентным и уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности является Администрация города Екатеринбурга.

Так, распоряжением Правительства Свердловской области от 15 мая 2018 г. № 325-РП (ред. от 03.12.2019) утвержден План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", которым на региональную комиссию возложена обязанность по проведению проверки экономической целесообразности только в отношении помещений жилищного фонда Свердловской области.

Жилое помещение, занимаемое Блохиным С.В., отнесено к муниципальному жилому фонду.

При указанных обстоятельствах, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, проведение оценки экономической целесообразности относится к компетенции администрации города Екатеринбурга, а Министерство социальной политики Свердловской области осуществляет координацию указанных мероприятий, что прямо предусмотрено постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649.

Ссылка в жалобе на иную судебную практику по аналогичным спорам, во внимание не принимается, преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеет, данный спор разрешен с учетом конкретных обстоятельств дела.

По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.

Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-7246/2024 [88-8830/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Екатеринбурга
Блохин Сергей Владимирович
Прокурор Свердловской области
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г.Челябинске) апелляционно -кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
Администрация города Екатеринбурга
Другие
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
16.05.2024Судебное заседание
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее