Дело № 2а-2137/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 11 мая 2018 года.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
при секретаре Толстихиной Е.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кабирова А.В. о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №К-2391 от 22.02.2018г. об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кабиров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска №К-2391 от 22.02.2018г. об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес>. Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании акта рабочей комиссии от 24.02.2012г. является собственником гаражного бокса, расположенного по вышеуказанному адресу. Распоряжением администрации г.Красноярска №2163-недв от 12.05.2017г. ему был предварительно согласован земельный участок в целях использования гаражного бокса. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №. В феврале 2018 года истец обратился в ДМИЗО с заявлением о заключении договора купли-продажи гаражного бокса за плату в собственность, однако решением №К-2391 от 22.02.2018г. истцу было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка в виду того, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий, является землями общего пользования в соответствии проектом планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г.Красноярск, утвержденного постановлением администрации г.Красноярска от 25.12.2015г. №833 (в редакции от 28.04.2017. №278). Истец полагает решение ДМИЗО незаконным, поскольку Проект планировки улично-дорожной сети был принят без учета введенного в эксплуатацию объекта недвижимости, истец является собственником гаражного бокса и на основании ст.39.20 Земельного кодекса РФ вправе требовать заключения договора купли-продажи земельного участка с целью эксплуатации гаражного бокса.
В судебное заседание административный истец Кабиров А.В. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, возражений на административный иск не представил.
Представитель заинтересованного лица – председатель ГПК Л-16 Линник Е.В. просил рассмотреть административное дело без его участия.
Представители заинтересованных лиц Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 5 данной статьи следует, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка подп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 19 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии со ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п.п.2 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. При этом продажа земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, собственникам таких зданий, сооружений, осуществляется без проведения торгов.
Согласно п.1, п.п.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
В силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено данной статей или федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков и последующей эксплуатации объектов капитального строительства устанавливается градостроительным регламентом с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В судебном заседании установлено, что Решением Красноярского городского Совета Депутатов трудящихся исполнительного комитета от 07.06.1977г. №257 в порядке исполнения декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 04 марта 1929 года исполнительным комитетом городского совета депутатов трудящихся принято решение: «Для строительства 117 боксов индивидуальных гаражей отвести тресту «Красноярсккрайремстройбыт» для кооператива Л-16 земельный участок площадью <данные изъяты> на территории береговых насосных ТЭЦ-1 Ленинского района. Формирование кооператива поручить Ленинскому исполкому (л.д.17).
Актом рабочей комиссии от 24 февраля 2012 года в составе заместителя руководителя администрации Ленинского района г.Красноярск, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска было установлено, что строительство гаражного бокса было произведено на основании решения исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от 07.06.1977 года №257 «Об отводе земельных участков под строительство в городе Красноярске» Застройщиком гаражного бокса является Кабиров А.В. Факт создания гаражного бокса №40, площадью <данные изъяты> по адресу <адрес>, подтверждается решением рабочей комиссии от 24.02.2012г.
Право собственности на вышеназванный гаражный бокс было зарегистрировано за Кабировым А.В. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 30 июля 2012 года запись о регистрации № (л.д.6).
Административный истец является членом потребительского гаражного кооператива Л-16 (береговые насосные ТЭЦ-1) <адрес> действующего на основании Устава от 02.06.2011г., что подтверждается справкой председателя ПГК «Л-16» Е.В. Линника.
12.05.2017г. на основании заявления Кабирова А.В. администрацией г.Красноярска было издано распоряжение за №2163-недв об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления Кабирову А.В. земельного участка из земель населенных пунктов, находящихся в водоохранной зоне водного объекта –реки Енисей, зоны городской рекреации (Р-3), общей площадью <данные изъяты> с местоположением <адрес> (л.д.9). Кабирову рекомендовано обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования участка согласно схеме КПТ.
Испрашиваемый земельный участок 29.08.2017г. был поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер, площадью <данные изъяты> с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием обслуживание автотранспорта в части размещения стоянок (парковок) (л.д.7).
Кабиров А.В. является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу <адрес>, в связи с чем, в февраля 2018 года обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в решении №К-2391 от 22.02.2018г. отказал Кабирову в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивируя тем, что согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Земельные участки общего пользования, занятые автомобильными дорогами, набережными и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации в силу п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ (л.д.5).
Анализируя положения действующего законодательства, суд полагает, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в предоставлении земельного участка Кабирову А.В. является незаконным, противоречит действующему законодательству.
Отказывая в заявлении Кабирова А.В. в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> органом ДМИЗО не принято во внимание, что истец является собственником гаражного бокса по вышеуказанному адресу, расположенного в границах ранее предоставленного (в 1977 году) земельного участка с кадастровым номером №. Земельный участок предоставлен до вступления в силу Земельного Кодекса РФ, отвод земельного участка под строительство индивидуальных гаражей основан на основании Решения исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов 07.06.1977г., которым также принято решение о формировании кооператива. Право собственности на гаражный бокс зарегистрировано в 2012 году, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по состоянию на 12.02.2018г.
Следовательно, истец в силу ст.39.20 ЗК РФ имеет право на предоставление ему земельного участка под используемым объектом недвижимости в собственность.
Отказывая в предоставлении земельного участка, ответчик мотивировал тем, что земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Данные доводы являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку истцом представлены доказательства, что на земельном участке возведен объект недвижимости в соответствии с целями, указанными в решении исполкома городского Совета от 07.06.1977 года в границах участка.
Правила землепользования и застройки городского округа г.Красноярска, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015г. с установлением красных линий, утвержденных в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г.Красноярск, утвержденного постановлением администрации г.Красноярска от 25.12.2015г. №833 с изменениями, утвержденными постановлением администрации г.Красноярска от 28.04.2017г. №278 приняты без учета отведения спорного земельного участка гаражному кооперативу для строительства и эксплуатации гаражей, то есть без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования на момент их принятия и утверждения, что не соответствует положениям п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска №К-2391 от 22.02.2018г. принято без учета времени создания недвижимого объекта и времени вступления в силу Правил землепользования и застройки г.Красноярска, что нельзя признать соответствующим закону.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кабирова А.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска №К-2391 от 22.02.2018г. об отказе в предоставлении Кабирову А.В. земельного участка в собственность за плату с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес>.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставить Кабирову А.В. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: