Дело № 5-352/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Моздок 9 ноября 2016 года.
Судья Моздокского районного суда РСО - Алания Оганесян А.В., с участием представителей Территориального органа Росздравнадзора по РСО-Алания, Хутинаевой З.В. и Гавряшина А.В., действующих на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ представителя ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания Литвиновой Н.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев административный материал в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания (далее - ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания), в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступил материал, составленный и направленный Территориальным органом Росздравнадзора по РСО-Алания в отношении ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» МЗ РСО-Алания о том, что при проведении внеплановой документарной проверки на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по РСО- Алания от №, юридическим лицомГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания, по адресу места осуществления деятельности: <адрес> допущеноадминистративное правонарушение,выразившееся в нарушении установленных правил в сфере осуществления медицинской деятельности, в частности: в нарушение Закона и подзаконных актов беременной ФИО2 не проведены требуемые обследования и консультации ряда врачей, установленные диагнозы не соответствуют современной классификации, один из диагнозов необоснован. В условиях уклонения беременной от своевременного посещения консультации не привлечена к разрешению сложившейся ситуации заведующая женской консультацией ГБУЗ Моздокская ЦРБ М3 РСО-Алания, нарушен порядок, предписанный приказом действий.
Представители Территориального органа Росздравнадзора по РСО-Алания, Хутинаева З.В. и Гавряшин А.В., действующие на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании, ссылаясь на доводы заявления и возражения на письменный отзыв юридического лица, просили привлечьюридическое лицо ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания Литвинова Н.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании вину ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания по ч. 3 статьи 19.20 КоАП РФ не признала, в обоснование сославшись на неправильное указание юридического адреса женской консультации, наличие сведений об обследовании беременной ФИО6 на RW, выдачу ей направлений на обследование к узким специалистам, право беременной на постановку на учет на любом сроке и право выбора медицинского учреждения, соблюдения срока выдачи повторного направления наRW, недисциплинированность беременной, снижение гемоглобина в период наблюдения в пределах нормы. Полагала, что все действия, предусмотренные лицензионными требованиями соблюдены. Просила производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 46 части 1 ст.12 ФЗ от 04 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензии отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В силу п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 года N 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации; при этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктом "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Пункт 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровья граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) утвержден приказом Минздрава России от 01.11.2012 №572н. Данным приказом (приложение №5) установлена обязательность проведения обследований.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданин, или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Право гражданина на выбор врача и медицинской организации не исключает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 Ж323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
При этом осмотры врачей - специалистов предусмотрены Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденным приказом Минздрава России от 01.11.2012 №572н, соответственно, являются обязательными для исполнения на территории РФ.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по РСО-Алания от 23.08.2016 №213-Пр/16, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания по контролю за качеством и безопасностью медицинской деятельности путем контроля за соблюдением порядков и стандартов медицинской помощи, прав граждан в сфере охраны здоровья, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания при оказании медицинской помощи ФИО2
В ходе проведения проверки установлено, что ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности №ЛО-15-01 000495, предоставленную Министерством здравоохранения РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, по адресу места осуществления деятельности: 363750, <адрес>
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. №, составленного сотрудниками ТО Росздравнадзора при исследовании медицинской документации беременной ФИО2 выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных законом и подзаконными актами, в частности: ФИО2 не проведены: обследование на RW от ДД.ММ.ГГГГ № - <данные изъяты> г.
Исходя из того, что в судебном заседании установлены факты неполного обследования ФИО2, ненаправление ее на консультации к узким специалистам, несоблюдение порядка направления, при наличии данных о латентном сифилисе у беременной, непривлечение к организации обследования заведующей женской консультацией, суд полагает доказанным состав вмененного правонарушения.
Нарушение лицензиатом ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания пп. «а», «б» п. 5 Положения является грубым нарушением лицензионных требований и условий и подпадает под действие ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
То что врачами вписан несоответствующий классификации диагноз, назначение препарата Калия йодида 200-250 мкг в течение всей беременности, судом не расценивается как действие (бездействие) образующее состав административного правонарушения.
Ссылка представителя больницы и свидетелей: ФИО7 - заведующей женской консультацией, ФИО8 - врача - гинеколога, ФИО9 - врача - терапевта, на отсутствие причинной связи между выявленными нарушениями и смертью ФИО2 правового значения для рассмотрения административного дела не имеет, так как для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ имеет значение сам факт нарушения, установленных правил в сфере осуществления медицинской деятельности.
Суд не рассматривает вопрос о причинной связи между допущенными нарушениями приказов и фактом смерти ФИО2, а исходит из того, что невыполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренного приказами само по себе могло повлечь угрозу здоровья беременной. Кроме того, данных о том, что ФИО2 отказывалась от обследования материалы дела не содержат. При этом отказ ФИО2 от обследования в письменной форме отсутствовал.
Доводы представителя больницы и свидетелей: ФИО7 - заведующей женской консультацией, ФИО8 - врача - гинеколога, ФИО9 - врача - терапевта, об отсутствии в действиях медицинских работников нарушений приказов, опровергаются материалами дела, исследованными в ходе судебного заседания.
Факт совершения ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания административного правонарушения кроме протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. №, подтверждается приказом руководителя ТО Росздравнадзора по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ., актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., предписанием от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Таким образом, описанные выше нарушения, выразившиеся в осуществлении ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. При этом совершенное правонарушение содержит угрозу причинения вреда жизни, здоровья граждан.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионных требований, а также доказательств объективной невозможности принятия ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» М3 РСО-Алания мер, направленных на недопущение вмененного административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства дела, цели административного наказания, имущественное и финансовое положение юридического лица, полагаю возможным применить ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ в размере № рублей.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя судом не установлено.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу, судом не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 4.1, 25.1 ч.2, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
Признать ГБУЗ «Моздокская центральная районная больница» МЗ РСО-Алания, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере №) рублей.
Сумму штрафа в размере №) рублей перечислить по следующим реквизитам: <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья Оганесян А.В.