УИД 62RS0001-01-2021-001919-94
№2а-1536/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Яцкив О.Г.,
при секретаре Румянцевой А.В.,
с участием представителя административного истца Управления МВД России по Рязанской области Кондратьева Д.А., действующего на основании доверенности № от 12.01.2021г.,
административного ответчика Сергеева К.С.,
старшего помощника прокурора <адрес> Веденеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области к Сергееву К.С. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области,
установил:
Управление МВД России по Рязанской области обратилось в суд в порядке гл.28 КАС РФ с административным исковым заявлением к Сергееву К.С. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области.
Исковые требования мотивированы тем, что 15.04.2021г. ФИО1 вынесено распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении гражданина <адрес> Сергеева К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, осужденного 19.02.2021г. Басманным районным судом <адрес> по п.«в» ч.2 ст.158 (2эп), ч. 2 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 1 году лишения свободы, содержащегося в Федеральном казенном учреждении «ИК - № УФСИН России по Рязанской области».
В соответствии с п.7 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996г. №114-ФЗ гражданину Сергееву К.С. не разрешен въезд на территорию Российской Федерации.
По информации Врио начальника ФКУ «ИК-№ УФСИН России по Рязанской области» майора внутренней службы ФИО6, гражданин Сергеев К.С. освобождается из мест лишения свободы 23.04.2021г. по отбытии срока наказания.
Гражданин Сергеев К.С. проверен по учетам АС ЦБДУИГ, ППО «Территория», ГИАЦ МВД России, ИЦ УМВД России по Рязанской области.
Оснований, по которым выезд данного иностранного гражданина из Российской Федерации может быть ограничен, не установлено.
22.04.2021г. в отношении гражданина <адрес> Сергеева К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, вынесено решение о депортации.
Гражданин Сергеев К.С. освободился из мест лишения свободы 23.04.2021г. по отбытии срока наказания.
На основании решения от 23.04.2021г. УМВД России по Рязанской области гражданин Сергеев К.С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области, расположенный по адресу: <адрес>.
Посольством <адрес> в Российской Федерации запрос УМВД России по Рязанской области о необходимости документирования Сергеева К.С. свидетельством на возвращение в страну гражданской принадлежности не исполнен.
Пребывание гражданина Сергеева К.С. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Административный истец просит суд поместить подлежащего депортации гражданина <адрес> Сергеева К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 60 суток с момента вынесения решения.
Представитель административного истца Кондратьев Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям, просит обратить решение к немедленному исполнению.
Административный ответчик Сергеев К.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований Управления МВД России по Рязанской области о помещении его в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области.
Старший помощник <адрес> Веденеева Е.Ю. в судебном заседании указала, что требование Управления МВД России по Рязанской области о помещении Сергеева К.С. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, заслушав заключение прокурора, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, 2 ст.266 КАС РФ, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации.
В силу ч.1 ст.269 КАС РФ, суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
На основании ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Согласно справке об освобождении из мест лишения свободы серии № от 23.04.2021г. (л.д.11), гражданин Сергеев К.С. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК№ УФСИН России по Рязанской области по приговору Басманного районного суда <адрес>, освобожден 23.04.2021г. по отбытии срока наказания.
Распоряжением ФИО12 № от 15.04.2021г. (л.д.9) пребывание в Российской Федерации гражданина <адрес> Сергеева К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, осужденного за совершение преступлений средней тяжести, признано нежелательным сроком на три года после отбытия наказания до момента погашения судимости. С данным распоряжением, как пояснил Сергеев К.С. в судебном заседании, он был ознакомлен.
Решением УМВД России по Рязанской области от 22.04.2021г. (л.д.7-8) постановлено депортировать гражданина <адрес> Сергеева К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, после отбытия наказания. С решением УМВД России по Рязанской области от 22.04.2021г. о депортации Сергеев К.С. ознакомлен (л.д.8 оборот).
Распоряжение ФИО14 о нежелательности пребывания на территории России, решение УМВД России по Рязанской области о депортации не обжалованы Сергеевым К.С. в установленном законом порядке, в связи с чем, указанные решения, по смыслу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ, ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ подлежат неукоснительному соблюдению лицом, которому они адресованы, а также должностными лицами, исполняющими контрольные функции в сфере миграции.
Решением УМВД России по Рязанской области от 23.04.2021г. (л.д.6) Сергеев К.С. временно помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области, расположенный по адресу: <адрес>, на срок 48 часов. Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от 23.04.2021г. срок нахождения Сергеева К.С. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области продлен до 28.04.2021г. включительно.
14.04.2021г. УМВД России по Рязанской области направлен запрос <адрес> в Российской Федерации № (л.д.12) об оформлении Сергееву К.С. свидетельства на возвращение в <адрес>. Ответ в настоящее время не получен.
В соответствии со ст.31 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.
В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2002г. (ред. от 21.03.2012г.) утверждены Правила расходования средств на мероприятия по депортации, либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны. В соответствии с указанными Правилами, финансовое обеспечение мероприятий по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Законом осуществлять такие мероприятия.
Обязанности по содержанию в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации были возложены на Федеральную миграционную службу (Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012г. № 711).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016г., функции Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из содержания положений ст.3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948г., п."а" ч.1 ст.5 Декларации о правах человека от 13.12.1985г., ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19.12.1966г., права человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст.15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.02.1998г. №6-П, из ст.22 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Определении от 25.09.2014г. №1830-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела распоряжение ФИО15 о нежелательности пребывания (проживания) Сергеева К.С. в Российской Федерации и решение УМВД России по Рязанской области о его депортации не отменены в установленном законом порядке, в связи с чем, указанные решения, по смыслу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ, ст.31 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ, подлежат неукоснительному соблюдению лицом, которому они адресованы, а также должностными лицами, исполняющими контрольные функции в сфере миграции.
Учитывая, что распоряжение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории России и решение о депортации административным ответчиком не оспорены, посольством <адрес> в Российской Федерации запрос УМВД России по Рязанской области о необходимости документирования Сергеева К.С. свидетельством на возвращение в <адрес> не исполнен, законных оснований для нахождения его на территории России не имеется, суд приходит к выводу о том, что требования УМВД России по Рязанской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание объём мероприятий, которые следует осуществить до исполнения решения органа о депортации, личность лица, в отношении которого принято решение о депортации, иные заслуживающие внимания обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок содержания Сергеева К.С. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области на 60 суток, то есть по 25 июня 2021 года включительно.
Установление судом срока помещения гражданина иностранного государства в специальное учреждение исключает неопределенность в вопросе продолжительности его пребывания в специальном учреждении, при этом не лишает уполномоченный орган возможности исполнить решение о депортации в более короткий срок при приобретении проездных документов, а при необходимости, ходатайствовать перед судом о продлении данного срока, применив положения главы 28 КАС РФ и представив бесспорные доказательства необходимости такого продления.
Представитель административного истца просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании ч.1 ст.188 КАС РФ, в случае отсутствия в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Учитывая характер спора, личность Сергеева К.С., недавно освободившегося из мест лишения свободы и не имеющего постоянного места жительства на территории Российской Федерации, принимая во внимание то, что установленный судом срок содержания Сергеева К.С. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области истекает до вступления в законную силу настоящего судебного решения, в целях недопущения невозможности в последующем исполнения судебного решения суд полагает необходимым привести решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 188, 269 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области к Сергееву К.С. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области – удовлетворить.
Поместить подлежащего депортации гражданина <адрес> Сергеева К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области, расположенный по адресу: <адрес>, на срок 60 суток, т.е. до 25 июня 2021 года включительно.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (27.04.2021г.).
Судья