Дело №2-1598/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года г. Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Каташовой А.М.,
при секретаре Гуськовой М.Ю.,
с участием истца ЖДМ и его представителя адвоката ПАА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЖДМ к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, Администрации <адрес> о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
ЖДМ обратился в суд с иском к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, в котором просит признать за ним право собственности на жилой дом,общей площадью 56,8 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ВАС
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его бабушка ВАС, после смерти которой открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ВАС являлась собственником спорного жилого дома на основании свидетельства о праве наследства по закону после смерти ЖАД После смерти ВАС он является единственным наследником по завещанию, но получить свидетельство о наследовании не может, в связи с тем, что площадь дома в 1983 году увеличилась в результате возведения самовольной постройки. Меры по узакониванию пристройки принимал дедушка истца - ЖАД, который умер ДД.ММ.ГГГГ, не успев оформить документы. В соответствии с заключением о техническом состоянии строительных конструкций, составленном ООО «Портал» объект, расположенный по адресу:<адрес>, соответствует требованиям строительных норм и правил, не нарушает прав третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Иванова, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – ПИЛ, ДЛВ
Истец ЖДМ в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца ЖДМ адвокат ПАА в судебном заседании требования поддержала. Дополнительно пояснила, что с возведением постройки общая площадь жилого дома увеличилась, в связи с чем истец не может оформить права наследства, так как в завещании указана иная площадь наследственного имущества. Дед истца – ЖАД принимал меры к узакониванию самовольной постройки, оплатил штраф на основании постановления исполкома Октябрьского района, но оформить документы до конца не смог. ВАС приняла права наследства после смерти ЖАД, полагала, что дом узаконен. Спорный жилой дом соответствует строительным, градостроительным нормам, не нарушает прав иных лиц, в том числе соседей, не создает какой-либо угрозы для их жизни и здоровью.
Представитель ответчика Ивановского городского комитета по управлению имуществом в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение вопроса оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации г. Иванова в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее представленном отзыве на исковое заявление ЖДМ полагал, что за истцом может быть признано право собственности на спорный жилой дом при установлении судом соблюдения условий, предусмотренных в п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном в суд отзыве указал, что сведения о государственной регистрации каких-либо вещных прав в отношении указанного выше здания отсутствуют, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ПИЛ в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд поступило заявление, в котором указала, что исковые требования поддерживает, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ДЛВ в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась в порядке, предусмотренном гл. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ЖДМ требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 08 августа 1962 года ЖАД предоставлен земельный участок, значащийся под № в квартале № по <адрес> на праве бессрочного пользования для возведения жилого одноэтажного кирпичного дома в три комнаты размером 33,6 кв. метров согласно приложенному к договору плану (л.д. 20-21).
По окончанию строительства жилого домапо адресу: <адрес>, ЖАД на основании решения председателя Исполкома Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся г. Иваново № от 25 ноября 1963 года выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию (л.д. 19).
Согласно данным технического паспорта на спорный жилой дом по состоянию на 1983 год (л.д. 23-25) дом состоял из лит. А общей площадью 30,5 кв.метров, жилой площадью 21 кв.метр, лит. А1 и А2 общей площадью 26,1 кв.метр, жилой площадью 14,6 кв.метр, всего общая площадью дома составляла 56,6 кв.метров, жилая - 35,6 кв.метров.
Из справки Ивановского городского управления коммунального хозяйства Бюро технической инвентаризации от 20 августа 1983 года, выданной ЖАД, усматривается, что в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме уполномоченным органом установлено самовольная постройка Литер А2 общей площадью 11,5 кв. м (л.д. 31).
За указанное нарушение ЖАД26 августа 1983 года привлечен административной комиссией при исполкоме Октябрьского райсоветак ответственности в виде штрафа (л.д.32-34).
В техническом паспорте на жилой домпо адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-30) общая площадь дома значится в размере 56,8 кв.метров, жилая – 35,8 кв.метров.
После смерти ЖАД, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, в целом перешло в порядке наследования его жене – ВАС (обор.ст. л.д. 18)
При этом согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22) общая площадью наследуемого дома указана как 45,3 кв.метра, жилая – 35,8 кв.метров.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций объекта, расположенного по адресу: <адрес>, составленному ООО «Портал»(л.д. 42-54), спорный объект обладает достаточной прочностью и надежностью строительных конструкций, примененные при строительстве конструкции и материалы соответствуют назначению и области применения, находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны для дальнейшей эксплуатации, объект пригоден для жилья; объект соответствует градостроительным нормам в части отступов от границ соседних земельных участков; объект не противоречит требованиям СП 55.13330.2016, СНиП 31-02-2001, СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 2.1.2.1002-00, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, СП 42.13330.2016; объект соответствует строительным и эпидемиологическим нормам и требованиям, и не создает угрозу для жизни и здоровья граждан; сохранение пристройки Литер А2 не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и не создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Из приложенной к заключению ООО «Портал» ситуационной схемы (л.д. 49) следует, что спорный жилой дом расположен на земельном участке, смежными по отношению к которому являются земельные участки по адресам: <адрес>, собственником которого является ПИЛ (л.д. 92-93), и <адрес>, принадлежащим ДЛВ (л.д. 126-127).
При этом ПИЛ не имеет претензий как к расположению жилого домапо адресу: <адрес>, так и по отступам от границ принадлежащего ей земельного участка, о чем в материалы дела представлено письменное заявление (л.д. 102).
Отступ от границ земельного участка по адресу: <адрес>, соответствующий требованиям градостроительного законодательства подтверждается представленными истцом фотографиями его земельного участка (л.д. 137-141).
На основании изложенного, поскольку спорный дом соответствует строительным, техническим, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, то суд приходит к выводу о возможности его сохранения в реконструированном состоянии.
Из материалов дела следует, чтоВАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (обор.ст. л.д. 17) и все свое имущество, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>, завещала ЖДМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17).
В силу п. 1. ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества; в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ). Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 34 Постановления Пленума от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Как следует из ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со с п.п. 1, 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство(п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
Согласно сведениям нотариуса Ивановской областной нотариальной палаты МСА (л.д. 120) к имуществу умершей 21 апреля 2019 года ВАС имеется наследственное дело №, наследником, подавшим заявление о принятии наследства на основании завещания является ЖДМ Кроме того, наследником, имеющим право на обязательную долю в наследстве является сын ЖМА, от которого поступило заявление об отказе от наследства по всем основаниям наследования.
Таким образом, судом установлено, что ЖДМв установленный законом шестимесячный срок обратился за принятием наследства после смерти ВАС, в связи с чем суд считает возможным признать за ним право собственности на жилой дом, общей площадью 56,8 кв. метров, жилой площадью 35,8 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ВАС
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ЖДМ к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, Администрации <адрес> о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить.
Признать за ЖДМ право собственности на жилой дом,общей площадью 56,8 кв. метров, жилой площадью 35,8 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования за умершей ДД.ММ.ГГГГ ВАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.М. Каташова
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2019 года.