Решение по делу № 2-386/2023 (2-2416/2022;) от 20.12.2022

        66RS0008-01-2022-002981-42

        Дело № 2-386/2023

        РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        10 февраля 2023 года                         город Нижний Тагил

        Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Свининой О.В.,

        при секретаре судебного заседания Сыщиковой Н.С.,

        с участием прокурора – помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Мягкова А.Д.,

        представителя ответчика – Степанова К.А., действующего на основании доверенности № 66/23 от 13.12.2022,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «Уралхимпласт» о возложении обязанности совершить определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

    Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Уралхимпласт» (далее ПАО «Уралхимпласт») о возложении обязанностей:

    - в срок до 01.03.2023 провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемых ПАО «Уралхимпласт», при этом учесть в ней:

    - организованный источник № 0714 в цехе № 3 «Производство фенолформальдегидных и ионообменных смол»;

    - организованный источник «Печь в слесарной мастерской» в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - организованный источник выбросов ВУ-31 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - организованный источник выбросов ВУ-29 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - 12 электропечей в печном отделении № 1 с самостоятельными вытяжными системами в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - в срок до 01.05.2023 внести в ПТО УОНВОС сведения об источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ, о загрязняющих веществах и об их количественных показателях, в соответствии с проведенной инвентаризацией источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемых ПАО «Уралхимпласт», а именно: об организованном источнике № 0714 в цехе № 3 «Производство фенолформальдегидных и ионообменных смол»; организованном источнике «Печь в слесарной мастерской» в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; организованном источнике выбросов ВУ-31 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; об организованном источнике выбросов ВУ-29 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; о 12 электропечах в печном отделении № 1 с самостоятельными вытяжными системами в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - в срок до 01.07.2023 обеспечить эффективность работы пылегазоочистных установок на источниках выбросов № № 182, 181, 236, 284, 179, 226, 239, 594 в соответствии с проектными показателями;

    - ограничить деятельность по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем запрета ПАО «Уралхимпласт» с 01.07.2023 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых выбросов на источниках № 61, № 297, № 236, № 232, № 234, № 235; № 57; № 58; № 306; № 60;    № 515.

        В обоснование иска указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ПАО «Уралхимпласт» законодательства об охране атмосферного воздуха. Установлено, что предприятием на государственный учет поставлен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – «Основная площадка», которому присвоена 1 категория.

        В нарушение ст. 16.1, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 9, 10, 21 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, ПАО «Уралхимпласт» при эксплуатации пылегазоочистных установок не достигаются их проектные значения: эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 182 (рег. № 463) составила 66,45 %, что не соответствует проектной – 87 %; эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 181 (рег. № 465) составила 70,32 %, что не соответствует проектной – 89 %; эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 236 (рег. № 468) составила 77,38 %, что не соответствует проектной – 84 %; эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 284 (рег. № 4067) составила 74,5 %, что не соответствует проектной 84 %; эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 179 (рег. № 4494) составила 65,45 %, что не соответствует проектной – 80 %; эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 226 (рег. №2289) составила 61,8 %, что не соответствует проектной – 80 %; эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 239 (рег. № 2290) составила 38,06 %, что не соответствует проектной – 40 %; эффективность работы ПГУ на источнике выбросов № 594 (рег. № 2291) составила 68,8 %, что не соответствует проектной – 80 %.

    Таким образом, ПАО «Уралхимпласт» эксплуатирует пылегазоочистное оборудование с отклонением от показателей, соответствующих проектным или полученным в результате пусконаладочных работ.

    В нарушение ст. 22, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п.п. 8, 9, 12 постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативных вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», п.п. 3, 6, 45, 46 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения такой инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, ПАО «Уралхимпласт» допускает эксплуатацию источников выбросов, не учтенных в инвентаризации источников выбросов, а именно: организованный источник № 0714 в цехе № 3 «Производство фенолформальдегидных и ионообменных смол»; организованный источник «Печь в слесарной мастерской» в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; организованный источник выбросов ВУ-31 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; организованный источник выбросов ВУ-29 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; 12 электропечей в печном отделении № 1 с самостоятельными вытяжными системами в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий».

    В нарушение ст. 69, ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ПАО «Уралхимпласт» не исполняет обязанность по актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем сведения в ПТО УОНВОС не содержится сведений об источниках выбросов, которые не учтены в инвентаризации, а именно: организованный источник № 0714 в цехе № 3 «Производство фенолформальдегидных и ионообменных смол»; организованный источник «Печь в слесарной мастерской» в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; организованный источник выбросов ВУ-31 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; организованный источник выбросов ВУ-29 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; 12 электропечей в печном отделении № 1 с самостоятельными вытяжными системами в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий».

    В нарушение ст. ст. 12, 14, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ПАО «Уралхимпласт» допускает превышение нормативов предельно допустимых выбросов на источниках: № 61 по фенолу в 2,5 раза; № 297 по формальдегиду в 1,081 раз, по фенолу в 1,23 раза; № 236 по взвешенным веществам в 1,025 раз, по формальдегиду в 1,29 раз; № 232 по фенолу в 2,66 раз; № 234 по взвешенным веществам в 1,81 раз; № 235 по взвешенным веществам в 5,9 раз; № 57 по фенолу в 1,48 раз; № 58 по формальдегиду в 1,29 раз; № 306 по фенолу в 1,014 раз; № 60 по формальдегиду в 1,06 раз; № 515 по формальдегиду в 28,6 раз.

    Количество и характер выявленных нарушений в деятельности                          ПАО «Уралхимпласт» свидетельствуют о грубом пренебрежении требованиями законодательства об охране атмосферного воздуха, о чем свидетельствует несоответствие сведений содержащимися в инвентаризации источников выбросов фактическому положению дел на предприятии. Таким образом, при вышеуказанных установленных обстоятельствах, связанных с осуществлением ПАО «Уралхимпласт» выбросов в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ с основной производственной площадки, с превышением нормативов ПДВ, оказание негативного воздействия на окружающую среду в результате такой деятельности законным последствием такого противоправного деяния должен выступать запрет на ее осуществление до устранения нарушений (приостановление), поскольку иной подход не обеспечит действенных мер со стороны предприятия по устранению причин и условий такой незаконной деятельности, создаст угрозу дальнейшего причинения вреда. При этом, выявленные неоднократные факты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов, не свидетельствуют о выполнении ПАО «Уралхимпласт» принятых на себя обязательств в рамках реализации национального проекта «Экология», в том числе по участию в эксперименте по квотированию выбросов в атмосферный воздух.

        В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, а именно просил в срок до 30.04.2023 провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в срок до 31.05.2023 внести в ПТО УОНВОС сведения об источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ, о загрязняющих веществах и об их количественных показателях, в соответствии с проведенной инвентаризацией источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемых ПАО «Уралхимпласт»; в срок до 31.10.2023 обеспечить эффективность работы пылегазоочистных установок на источниках выбросов № № 182, 181, 236, 284, 179, 226, 239, 594 в соответствии с проектными показателями; ограничить деятельность по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем запрета ПАО «Уралхимпласт» с 01.11.2023 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых выбросов на источниках № 61, № 297, № 236, № 232, № 234, № 235; № 57; № 58; № 306; № 60; № 515.

        Представитель ответчика ПАО «Уралхимпласт» в судебном заседании заявил о признании исковых требований в полном объеме, с учетом заявленных уточнений.

        Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

    Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

    В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; сохранение биологического разнообразия; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

    В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

    Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

    В статье 1 названного Федерального закона под загрязняющим веществом понимается химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека. Загрязнение атмосферного воздуха представляет собой поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

    Статьями 12, 14 названного Федерального закона установлено, что в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

    Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

    С 01.03.2022 действует Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

    В случае, если для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденная до вступления в силу приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствует требованиям утвержденного приказом Минприроды России от07.08.2018 № 352 Порядка проведения инвентаризации, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минприроды от 19.11.2021 № 871 и утверждена в срок не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего приказа.

    В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

    В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

    В соответствии с п. п. 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения). Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.

    Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" утверждена национальная цель «Комфортная и безопасная среда для жизни», к одному из показателей достижения которой относиться снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза.

    Паспорт национального проекта «Экология» устанавливает основные его цели, которые подлежат достижению при реализации национального проекта - комфортная и безопасная среда для жизни, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза.

    Паспорт регионального проекта Свердловской области «Чистый воздух» предусматривает для достижения поставленных целей снижение совокупного объема выбросов на 20 %.

    В рамках реализации федерального и регионального проектов «Чистый воздух» 17.11.2022 заместителем Председателя Правительства РФ утвержден Комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Нижний Тагил. В указанный план включены мероприятия ПАО «Уралхимпласт», направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ.

        В соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

        Представителю ответчика ПАО «Уралхимпласт» в судебном заседании был разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

        Суд принимает признание иска ответчика, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

    Таким образом, исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО «Уралхимпласт» о возложении обязанности совершить определенные действия, подлежат удовлетворению.

        На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает необходимым установить срок для исполнения обязанности по устранению нарушений законодательства с учетом уточненных исковых требований.

        На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет. На этом основании и в соответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 300 рублей.

        Руководствуясь статьями 39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

        РЕШИЛ:

    Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «Уралхимпласт» о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.

        Возложить на публичное акционерное общество «Уралхимпласт» (ОГРН 1026601369486) обязанность в срок до 30.04.2023 провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемых ПАО «Уралхимпласт», при этом учесть в ней:

    - организованный источник № 0714 в цехе № 3 «Производство фенолформальдегидных и ионообменных смол»;

    - организованный источник «Печь в слесарной мастерской» в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - организованный источник выбросов ВУ-31 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - организованный источник выбросов ВУ-29 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    - 12 электропечей в печном отделении № 1 с самостоятельными вытяжными системами в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    Возложить на публичное акционерное общество «Уралхимпласт» (ОГРН 1026601369486) обязанность в срок до 31.05.2023 внести в ПТО УОНВОС сведения об источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ, о загрязняющих веществах и об их количественных показателях, в соответствии с проведенной инвентаризацией источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемых ПАО «Уралхимпласт», а именно: об организованном источнике № 0714 в цехе № 3 «Производство фенолформальдегидных и ионообменных смол»; организованном источнике «Печь в слесарной мастерской» в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; организованном источнике выбросов ВУ-31 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; об организованном источнике выбросов ВУ-29 в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»; о 12 электропечах в печном отделении № 1 с самостоятельными вытяжными системами в цехе № 14 «Цех полимерных покрытий»;

    Возложить на публичное акционерное общество «Уралхимпласт» (ОГРН 1026601369486) обязанность в срок до 31.10.2023 обеспечить эффективность работы пылегазоочистных установок на источниках выбросов № № 182, 181, 236, 284, 179, 226, 239, 594 в соответствии с проектными показателями;

    Ограничить деятельность по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем запрета ПАО «Уралхимпласт» с 01.11.2023 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых выбросов на источниках № 61, № 297, № 236, № 232, № 234, № 235; № 57; № 58; № 306; № 60;    № 515.

        Взыскать с публичного акционерного общества «Уралхимпласт» (ОГРН 1026601369486) в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня принятия.

        Судья: /подпись/                                О.В. Свинина

        Мотивированное решение составлено 17 февраля 2023 года.

        Судья: /подпись/                                О.В. Свинина

        КОПИЯ ВЕРНА. Судья:                            О.В. Свинина

2-386/2023 (2-2416/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ПАО "Уралхимпласт"
Суд
Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила
Судья
Свинина Ольга Валентиновна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.svd.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2023Судебное заседание
10.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее