Дело № 2-581/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2024 года Усманский районный суд Липецкой области в составе:
судьи Мешковой Т.В.,
при секретаре Путилиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани Липецкой области гражданское дело по иску прокурора Усманского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АГРОЛИПЕЦК» о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Усманского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АГРОЛИПЕЦК» о возложении обязанности ограничить свободный доступ в заброшенный объект – двухэтажное кирпичное здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> через дверные, оконные и иные проемы. В обоснование требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведения проверки установлено, что по указанному адресу находится принадлежащее ответчику заброшенное двухэтажное здание общей площадью 652 кв.м, которое длительное время не используется по назначению, доступ в здание не ограничен, здание расположено рядом с образовательной организацией, что создает угрозу жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетним детям. Также данное здание представляет угрозу с точки зрения обеспечения общественной и антитеррористической безопасности.
Представитель истца Нартов Д.В. в судебном заседании требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика по доверенности Волков В.В. иск не признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта (пункт 6).
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
По смыслу приведенных положений закона, способ защиты прав неопределенного круга лиц, связанных с охранной жизни и здоровья, определяется техническим состоянием объекта капитального строительства, собственником которого должны быть приняты меры, в том числе, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358 утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с пунктом 30 которой основными задачами в сфере развития современной безопасной инфраструктуры для детей, формирования условий для активного участия детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в жизни общества в числе прочего является реализация мероприятий, направленных на повышение уровня антитеррористической, противопожарной, эпидемиологической и иной защищенности жилых помещений и объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также на ограничение доступа детей к аварийным и заброшенным зданиям и сооружениям.
Судом установлено, что ООО «АГРОЛИПЕЦК» принадлежит административное здание (лит. А, А1, а, Б) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 652 кв.м.
По итогам проведенной прокуратурой проверки исполнения требований федерального законодательства установлено, что по указанному адресу расположено здание, которое длительное время не используется по назначению, при этом свободный доступ в здание, в том числе несовершеннолетних лиц, не ограничен.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 07 апреля 2024 года с приложением фотоматериалов.
Анализируя представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. ООО «АГРОЛИПЕЦК» надлежащим образом не исполняется обязанность по содержанию принадлежащего обществу объекта капитального строения, который по назначению не эксплуатируется, а именно не приняты меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в спорное здание. Заброшенное здание является потенциальной угрозой безопасности людей, включая детей.
Учитывая, что возможность проникновения в заброшенное здание посторонних лиц не ограничено, что создает условия для совершения противоправных действий, а также в целях предотвращения детского травматизма, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по ограничению доступа в спорный объект.
Требования вышеприведенных норм права обязательны для исполнения всеми лицами, поскольку приведение объекта в безопасное состояние и предотвращение вреда жизни и здоровью граждан относятся к вопросам безопасности и являются приоритетными, в связи с этим требуют принятия безотлагательных мер.
Доводы стороны ответчика о принятии обществом мер по ограничению свободного доступа граждан в неиспользуемое здание судом отклоняются, поскольку представленные в дело доказательства не свидетельствуют о совершении ответчиком достаточных и эффективных действий по ограничению свободного доступа граждан в спорное помещение.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок для исполнения решение суда – 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу. С учетом допущенных нарушений, потенциальной угрозы безопасности людей суд не усматривает оснований для установления более длительного срока.
В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в бюджет муниципального района государственную пошлину, размер которой в соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на ООО «АГРОЛИПЕЦК» (ИНН 4816006170) обязанность обеспечить проведение работ по ограничению свободного доступа людей в неиспользуемое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «АГРОЛИПЕЦК» (ИНН 4816006170) в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Усманский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/
Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2024 года.