Дело №2-613/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2018 года.
24 сентября 2018 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Иванова М.Г.,
при секретаре – Лихачевой К.О.,
с участием: истца – Куку И.И.,
представителя ответчика – Заварзиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куку Игоря Ивановича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Судаке об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, -
У С Т А Н О В И Л:
Куку И.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России по Республике Крым в городе Судаке, в котором просит обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым включить в страховой стаж, необходимый для начисления страховой пенсии по старости периоды работы с 01 января 2001 года по 30 апреля 2015 года, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов работы.
Исковые требования мотивированы тем, что в июле 2015 года истец обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Судаке Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 01 сентября 2015 года указанная пенсия начислена истцу. Должностными лицами УПФ РФ по г. Судаку при расчете пенсии учтен страховой стаж только до 31 января 2001 года. Трудовая деятельность истца прошла за пределами Российской Федерации, в Республике Молдова: с 1985 года по 2001 год в Институте Прикладной Физики Академии Наук Республики Молдова; с 2001 года по 30 апреля 2015 года работал ведущим инженером в ИПФАН Республики Молдова и менеджером ООО «Vintage Avenue». К своему заявлению в УПФРФ по г. Судаку была приложена справка из Национальной кассы Социального Страхования Республики Молдова №adr-3031/15 о перечислении страховых взносов, а также распечатка об уплате указанных взносов. Однако должностными лицами УПФ РФ по г. Судаку эти периоды работы при расчете пенсии не были учтены, что отразилось на размере начисленной и выплаченной истцу пенсии.
В судебном заседании истец Куку И.И. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым включить в страховой стаж, необходимый для начисления страховой пенсии по старости периоды работы с 01 января 2001 года по 30 апреля 2015 года, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов работы.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым Заварзина Н.А. в судебном заседании исковые требования Куку И.И. не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Суд, выслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, а также пенсионного дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательства Российской Федерации и об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ, с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому с момента вступления в силу данного Федерального закона, федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости пенсионного коэффициента (СПК).
В соответствии со ст. 21 Закона "О страховых пенсиях", установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с соглашением от 08.12.1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 года.
Согласно ст. 100 вышеуказанного Закона, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 год - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Как следует из материалов дела, Куку И.И., является гражданином прибывшим из Республики Молдова, зарегистрированный в <адрес>, по месту пребывания, что подтверждается видом на жительство иностранного гражданина (л.д.29).
С 01 сентября 2015 года Куку И.И., является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии не зачтен период работы в Молдове с 01 января 2002 года, поскольку за указанный период работы уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об общеобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не производилась, в связи с чем, оснований для включения указанного периода в трудовой стаж не имеется.
Не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым истец обратился в суд с иском об обязании ответчика включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы с 01 января 2001 года по 30 апреля 2015 года в Республике Молдова.
Согласно п. 4 ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 10 февраля 1995 г.), "трудовой (страховой) стаж" - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Как следует из Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия (п. 6 Рекомендаций).
Согласно справки №adr-3030/15, выданной 17 июня 2015 года Национальной Кассой Социального Страхования Республики Молдова по запросу УПФ РФ, установлено, что Куку Игорь Иванович, 10 апреля 1953 года рождения не состоит на учете в государственной системе социального страхования Республики Молдовы как получатель пенсии, либо государственного социального пособия. Пенсия, либо государственное социальное пособие в органах социального страхования не назначалась и не выплачивалась (л.д.6).
Кроме того в материалах дела имеются сведения, выданные тем же органом 17 июня 2015 года за №adr-3031/15, согласно которым Академия Наук Республики Молдова производила перечисление взносов социального страхования за Куку Игоря Ивановича, за период с 01 февраля 2001 года по 06 октября 2008 года, ООО «Vintage Avenue» производило перечисление взносов социального страхования за Куку Игоря Ивановича, за период с 01 июня 2009 года по 20 апреля 2015 года (л.д.7), а также Выписки со счета 1654, согласно которой с 01 января 2001 года по 31 октября 2008 года осуществлялась уплата страховых взносов при выполнении работ в Институте прикладной физики и с 01 июня 2009 года по 30 апреля 2015 года при выполнении работ в ООО «Винтаж Авеню» (л.д.14-26).
Таким образом, указанными выше материалами дела подтвержден факт уплаты страховых взносов за указанные периоды.
Как следует из информационного письма ГУ ОПФРФ по РК при назначении пенсии Куку И.И. учтен стаж работы с 01 сентября 1968 года по 31 декабря 2001 года, однако в требованиях истец указывает, что в трудовой стаж не зачтен период с 01 января 2001 года по 30 апреля 2015 года, при этом просит обязать УПФ РФ в городе Судаке Республики Крым зачесть указанный период, однако поскольку период работы до 31 декабря 2001 года уже зачтен истцу, следовательно подлежат включению в трудовой стаж период работы с 01 января 2002 года по 30 апреля 2015 года.
Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования Куку Игоря Ивановича об обязании Управление Пенсионного фонда РФ в городе Судаке включить в страховой стаж, необходимый для начисления страховой пенсии по старости периоды работы с 01 января 2002 года по 30 апреля 2015 года и произвести перерасчет страховой пенсии по старости, подлежат частичному удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Куку Игоря Ивановича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Судаке об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым включить в страховой стаж, необходимый для начисления страховой пенсии по старости периоды работы с 01 января 2002 года по 30 апреля 2015 года, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов работы.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 28 сентября 2018 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов