РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск 15 июня 2018 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балабана С.Г.,
при секретаре Неяскиной Е.В.,
с участием истца Коробова А.В.,
истца Коробовой Г.М.
представителя ответчика –
Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области Васильевой И.И.,
действующей на основании доверенности № *** от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2110/2018 по исковому заявлению Коробова А.В., Коробовой Г.М. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, и взыскании компенсации расходов на проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Коробов А.В. и Коробова Г.М. обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ и *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коробову А.В. и Коробовой Г.М. выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 38 759 рублей 30 копеек в пользу каждого истца.
В обоснование иска Коробов А.В. и Коробова Г.М., указали, что по возвращении из отпуска по турпутевке в Японию, истцы обратились в государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе с заявлениями о выплате компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно. Однако государственным учреждением- Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Братске и Братском районе от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявлений в выплате было отказано в связи с нахождением места отдыха за пределами РФ: Токио, Япония.
Истцы не согласны с данным выводом государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе и полагают отказ незаконным.
Истцы Коробов А.В. и Коробова Г.М., состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о браке. Оба являются неработающими пенсионерами и получателями страховой (трудовой) пенсии по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением, зарегистрированы и проживают в г. Братске по вышеуказанному адресу, что подтверждается справкой <данные изъяты> который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года.
ДД.ММ.ГГГГ истцы оформили отпуск в турпоездку в Японию (Токио), заключив Договор реализации туристического продукта *** от ДД.ММ.ГГГГ с турагентством "Комфорт Трэвэл". Общая стоимость путевки составила 319 780 рублей.
Проезд железнодорожным транспортом со <адрес> до ст. <адрес> составил 1 484 рубля 40 копеек на одного, обратный общий проезд со <адрес> до <адрес> т. Братска так же составил 1 484 рубля 40 копеек на одного.
Согласно электронному билету (маршрут/квитанция) стоимость авиаперелета по маршруту Иркутск- Хабаровск - Иркутск составляет на каждого по 23 000 рублей.
Согласно справке ООО «Авиационно-транспортное агентство», по маршруту следования <данные изъяты>, отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии составляет 52.33%, общая ортодромия 1483 км. ортодромия по РФ 776 км, стоимость перелета по РФ согласно отношению ортодромии по РФ к общей ортодромии составляет 12 790 рублей 50 копеек на каждого
Таким образом, истцы расходовали на оплату проезда к месту отдых и обратно сумму в размере 38 759 рублей (тридцать восемь тысяч семьсот пятьдесят девять) рублей 30 копеек каждый.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с дополнениями и изменениями), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного следует вывод о том, что согласно действующему законодательству компенсации подлежат расходы по оплате стоимости проезда, осуществленные пенсионером при условии нахождения места отдыха на территории РФ.
Истцы Коробов А.В. и Коробова Г.М. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области Васильева И.И., действующая на основании доверенности № *** от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве и в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Коробов А.В. и Коробова Г.М. являются получателями страховой пенсии по старости. Ранее с заявлением об оплате проезда к месту отдыха Коробов А.В. и Коробова Г.М. в Управление Пенсионного фонда обращались ДД.ММ.ГГГГ.
Проезд был осуществлен пенсионерами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты>, соответственно, отдых был осуществлен за пределами территории Российской Федерации.
Управление Пенсионного фонда данный иск не признает по следующим основаниям. Управление Пенсионного фонда данный иск не признает по следующим основаниям.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с дополнениями и изменениями), компенсация
расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В целях реализации ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 Постановлением Правительства от 01 апреля 2005 года №176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно» (далее - Правила).
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости или страховых пенсий по инвалидности, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно (п. 1).
На основании вышеизложенного следует вывод о том, что согласно действующего законодательства компенсации подлежат расходы по оплате стоимости проезда, осуществленные пенсионером при условии нахождения места отдыха на территории РФ.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие нахождение пенсионеров в месте отдыха за пределами территории РФ, соответственно, права на компенсацию истцы не имеют.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Правил фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно- правовой формы.
В соответствии с п. 9 Разъяснений о применении Правил, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2016 года № 118н (далее — Разъяснения) возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии с абз. «а» пп. «2» п.1 Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданского авиации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08 ноября 2006 года № 134 маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) содержит следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной систем оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном вид по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной систем
оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.
Согласно содержания маршрут/квитанций к электронным авиабилетам по маршруту <данные изъяты> их приобретение оплачено безналичным расчётом без указания данных о плательщике, соответственно, Коробовым А.В. и Коробовой Г.М. не доказан факт осуществления расходов на приобретение указанных авиабилетов в нарушение действующего законодательства, а именно: п. 9 Правил, и. 9 Разъяснений.
На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным решений и о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Коробова А.В. и Коробовой Г.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исковые требования о возмещении расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно и исковые требования об оспаривании решения ответчика взаимосвязаны друг с другом, поэтому подлежат рассмотрению в исковом производстве.
Заявленные Коробовым А.В. и Коробовой Г.М. исковые требования о возмещении расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно следует разрешить на основании Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1.
Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 указанного Закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части, в том числе, неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
В целях реализации ст. 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176, финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ.
Согласно п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п. 10 Правил.
Согласно п. 6 Правил, компенсация производится 1 раз в два года.
В соответствии с п. 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития РФ в пункте 2 Разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утверждённых Приказом от 18 марта 2016 года № 118н, указало, что, в соответствии с п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п. 10 Правил.
На основании п. 10 указанных Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда, в том числе, железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда, воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
Судом достоверно установлено, что истцы Коробов А.В. и Коробова Г.М. являются неработающими пенсионерами, получателями досрочной страховой пенсии по старости, зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. 14;25).
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются письменными материалами гражданского дела, а именно, копией паспорта гражданина РФ 25 01 *** выданной Управлением внутренних дел г. Братска Иркутской области на имя Коробова А.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14); копией пенсионного удостоверения *** на имя Коробов А.В. (л.д. 20); копией страхового свидетельства *** на имя Коробов А.В. (л.д. 19); копией трудовой книжки Коробова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-23); справкой ООО УК «Космос» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
Также в материалах гражданского дела, имеется копия паспорта гражданина РФ 25 01 *** выданной Управлением внутренних <адрес> на имя Коробовой Г.М. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25); копией страхового свидетельства *** имя Коробовой Г.М. (л.д. 30); копией трудовой книжки Коробовой Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ, вкладышем в трудовую книжку АТ-IV *** (л.д.31-37); копией пенсионного удостоверения *** на имя Коробовой Г.М. (л.д. 37); справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).
Кроме того, согласно свидетельству о заключении брака серии II-ЮН *** от ДД.ММ.ГГГГ, Коробов А.В. и Талова Г.М. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии: мужу – Коробов, жене – Коробова (л.д.24).
ДД.ММ.ГГГГ истцы выехали на отдых в <адрес> по возвращению –ДД.ММ.ГГГГ они обратилась в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлениями о компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Ранее с заявлениями об оплате проезда к месту отдыха и обратно пенсионеры Коробов А.В. и Коробова Г.М. в Управление Пенсионного фонда обращались ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая данные обстоятельства, Коробов А.В. и Коробова Г.М. имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по территории Российской Федерации.
Решениями УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ и *** от ДД.ММ.ГГГГ Коробову А.В. и Коробовой Г.М. было отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда на основании нахождения места отдыха за пределами территории РФ (л.д. 55-56).
Факт понесенных истцами расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно подтвержден:
-договором *** от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между турагентство <данные изъяты> и Коробовым А.В. (л.д. 11-13); заявкой на туристский продукт ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (9); туристкой путевкой *** на имя Коробова А.В.; турагентство <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Коробов А.В. совместно со своей супругой Коробовой Г.М. забронировали и оплатили тур в Токио KHV(Японию) по маршруту Хабаровск-Токио-Хабаровск на авиа рейсах <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ -NRT года по ДД.ММ.ГГГГ общей стоимостью 319 780 рублей оплачено наличными денежными средствами (10);
- справками о стоимости проезда, выданной кассиром Пункта продажи проездных документов <данные изъяты>, согласно которой стоимость проезда в плацкартном вагоне скорого поезда от станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты>, отправлением ДД.ММ.ГГГГ, составила 1484 рубля 40 копеек, пассажирские поезда по данному направлению отсутствуют; стоимость проезда в плацкартном вагоне скорого поезда от станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты>, отправлением ДД.ММ.ГГГГ, составила 1484 рубля 40 копеек, пассажирские поезда по данному направлению отсутствуют (л.д.40-41);
- электронным железнодорожным проездным документом *** на имя Коробовой Г.М., отправлением ДД.ММ.ГГГГ от станции Анзеби до станции Иркутск, стоимостью 1 622 рублей 60 копеек (л.д. 42);
- электронным железнодорожным проездным документом *** на имя Коробовой Г.М., отправлением ДД.ММ.ГГГГ от станции Иркутск до станции Анзеби, стоимостью 1 622 рублей 60 копеек (л.д. 42);
- электронным железнодорожным проездным документом *** на имя Коробова А.В., отправлением ДД.ММ.ГГГГ от станции Анзеби до станции Иркутск, стоимостью 1 622 рублей 60 копеек (л.д. 43);
- электронным железнодорожным проездным документом *** на имя Коробова А.В., отправлением ДД.ММ.ГГГГ от станции Иркутск до станции Анзеби, стоимостью 1 622 рублей 60 копеек (л.д. 43);
- маршрутной квитанцией к электронному авиабилету *** на имя Коробовой Галины, на рейс IО 107 и IО 104 на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <данные изъяты> стоимостью 23 000 рублей; с приложенным к ней посадочными талонами (л.д. 45;54);
- маршрутной квитанцией к электронному авиабилету *** на имя Коробова Александра, на рейс IО 107 и IО 104 на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Иркутск-Хабаровск и Хабаровск-Иркутск стоимостью 23 000 рублей; с приложенным к ней посадочными талонами (л.д. 46;53);
- маршрутной квитанцией *** на имя Galina Korobova от ДД.ММ.ГГГГ, на рейс S7 567 и S7 568 на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <данные изъяты> стоимостью 24 442 рубля; с приложенным к ней посадочными талонами (л.д. 47;54);
- маршрутной квитанцией *** на имя Aleksandr Korobov от ДД.ММ.ГГГГ, на рейс S7 567 и S7 568 на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <данные изъяты> стоимостью 24 442 рубля; с приложенным к ней посадочными талонами (л.д. 48;53);
- справкой ООО «Авиационно-транспортное агентство» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой стоимость авиабилета на имя Коробова А.В. по маршруту следования <данные изъяты> составляет 12 790 рублей 50 копеек – с учетом ортодромии (л.д. 49);
- справкой ООО «Авиационно-транспортное агентство» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой стоимость авиабилета на имя Коробовой Г.М. по маршруту следования <данные изъяты> составляет 12 790 рублей 50 копеек – с учетом ортодромии (л.д. 50).
Истцами Коробовым А.В. и Коробовой Г.М. представлены копии загранпаспортов *** на имя Коробова А.В. и копия загранпаспорта *** на имя Коробовой Г.М., в которых имеются отметки о пересечении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ границы России и <адрес> (л.д.15-18;26-29)
Сведения, содержащиеся в представленных истцами в обоснование исковых требований документах, а также принадлежность проездных документов Коробов А.В. и Коробова Г.М., факт оплаты им проезда к месту отдыха в Токио (Японию) и обратно, которые представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались, суд признает достоверными и соответствующими действительности.
В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на отдых.
Исходя из вышеизложенного, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно не может быть поставлено в зависимость от выбранного гражданином места отдыха, в связи с чем, отказ УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно Коробовой Г.М. и Коробову А.В., выезжавшей на отдых за пределы границы Российской Федерации, ставит истца в неравное положение по сравнению с гражданами, которые избрали место отдыха на территории Российской Федерации, что, по мнению суда, недопустимо.
Доводы представителя ответчика о том, что Коробова Г.М. и Коробов А.В. выезжали на отдых за пределы территории Российской Федерации, в связи с чем, им не может быть произведена компенсация расходов по оплате стоимости проезда, являются несостоятельными и не соответствующими закону.
Так, ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено право на компенсацию пенсионерам расходов по проезду к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. При этом, истцы действительно ездили отдыхать за пределы территории Российской Федерации, однако, понесенные им расходы по проезду просят взыскать исходя из их стоимости в пределах территории Российской Федерации, а также с учетом значений ортодромических расстояний от международных аэропортов РФ до зарубежных аэропортов, утвержденных ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в связи с чем, оснований для отказа в компенсации этих расходов по вышеприведенным обстоятельствам, не имеется.
Таким образом, истец имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчик является государственным учреждением, которое на территории г. Братска и Братского района Иркутской области обеспечивает осуществление компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ.
Однако, ответчиком истцу было отказано в выплате вышеуказанной компенсации расходов при отсутствии на то законных оснований.
Согласно Положению о Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области, утвержденному Постановлением Правления ПФР за № 401п от 5 мая 2017 года, Управление имеет официальное сокращенное наименование учреждения: УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области, является территориальным органом ПФР, обеспечивает: осуществление компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, в соответствии с законодательством РФ и актами ПФР.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается факт внесения 17 августа 2017 года изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части наименования.
Таким образом, оценивая приведённые доказательства каждое в отдельности и в совокупности друг с другом, применяя к возникшим правоотношениям вышеприведённые нормы материального права, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о признании незаконными решений УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ и *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коробову А.В. и Коробовой Г.М. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Кроме того, суд признает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что требования истцов о компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению, поскольку в представленные Коробовым А.В. и Коробовой Г.М. маршрут/квитанции к электронным авиабилетам по маршруту Хабаровск-Токио-Хабаровск оплачены безналичным расчётом, без указания данных о плательщике, и не доказан факт осуществления расходов на приобретение указанных авиабилетов в нарушении действующего законодательства, а именно п. 9 Правил, п. 9 Разъяснений.
Так, судом установлено, что в маршрут/квитанциях электронных авиабилетов по маршруту Хабаровск-Токио-Хабаровск действительно оплачены безналичным расчётом, отсутствуют данные о плательщике, которые предусмотрены п. 2 ч. 1 Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Вместе с тем, суд считает, что отсутствие в маршрут/квитанциях электронных авиабилетов по маршруту Хабаровск-Токио-Хабаровск обязательных реквизитов, не является обстоятельством, препятствующим выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Риск ответственности за отсутствие тех или иных реквизитов в билете лежит на перевозчике, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, и не может препятствовать реализации истцом конституционного права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Кроме того, суд принимает во внимание имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства оплаты Коробовым А.В. стоимости совместной туристической путевки, в которую входит, в том числе, расходы на приобретение авиабилетов на имя Коробовой Г.М. Данные доказательства подтверждают факт несения истцами указанных расходов.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным, что истец имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации по маршруту Анзеби-Иркутск-Хабаровск-Токио-Хабаровск-Иркутск-Анзеби.
Компенсация расходов истца по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно должна производится за счет средств УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области.
Определяя размер компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд считает возможным исчислять возмещение фактически произведенных истцом расходов на оплату стоимости проезда по маршруту следования истца железнодорожным и воздушным транспортом с учетом сведений, изложенных в представленных в обоснование исковых требований справках о стоимости проезда, электронных железнодорожных проездных документах.
При этом, определяя размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно воздушным транспортом, в силу положений п. 3 ст. 11 ГПК РФ, согласно которому, в случае отсутствия нормы права, регулирующей спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), суд считает необходимым руководствоваться п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 455.
Согласно п. 10 указанных Правил, в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе, по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами. При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации. При следовании к месту проведения отпуска за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета). Указанная в справке стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.
В соответствии с пунктом 85 «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 (ред. от 12 июля 2016 года) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» при выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.
Истцы просят взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, исходя из соотношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии, которая в соответствии со значениями ортодромических расстояний от международных аэропортов РФ до зарубежных аэропортов, утвержденных ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», общая ортодромия – 52,33%.
Учитывая вышеизложенное, размер понесенных истцом расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно по маршруту <данные изъяты>, исходя из соотношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии, составляет 12 790 рублей 50 копеек (24 442 рубля х 52,33% на одного человека.
Таким образом, размер понесенных истцами расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно по маршруту <данные изъяты> составляет 38 759 рублей, исходя из следующего расчета: 1 484 рубля 40 копеек (стоимость проезда по маршруту Анзеби-Иркутск) + 1 484 рубля 40 копеек (стоимость проезда по маршруту <данные изъяты>) + 23 000 рублей (стоимость проезда по маршруту <данные изъяты>) + 12 790 рублей 50 копеек (стоимость проезда по маршруту <данные изъяты>)= 38 759 рублей 30 копеек на каждого.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцами требованиям.
Поскольку истцами заявлены исковые требования о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 38 759 рублей 30 копеек на каждого, иск подлежит удовлетворению в полном объеме на указанную сумму.
При указанных обстоятельствах, решения УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ и *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коробову А.В. и Коробовой Г.М. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, следует признать незаконными.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истцы Коробов А.В. и Коробова Г.М. были освобождены, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ч. 2 ст. 61.1 БК РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования г. Братска.
Таким образом, с ответчика в пользу бюджета МО г. Братска Иркутской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 325 рублей 56 копеек из расчета: (38 759 рублей 30 копеек – 20 000 рублей = 18 759 рублей 30 копеек х 3% + 800 рублей = 1 362 рублей 78 копеек (за имущественное требование) + 300 рублей (за неимущественное требование)) = 1 662 рубля 78 копеек + (38 759 рублей 30 копеек – 20 000 рублей = 18 759 рублей 30 копеек х 3% + 800 рублей = 1 362 рублей 78 копеек (за имущественное требование) + 300 рублей (за неимущественное требование)) = 1 662 рубля 78 копеек = 3 325 рублей 56 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Коробова А.В., Коробовой Г.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коробову А.В. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коробовой Г.М. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу Коробова А.В. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 38 759 рублей 30 копеек.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу Коробовой Г.М. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 38 759 рублей 30 копеек.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области в бюджет Муниципального образования г. Братска Иркутской области государственную пошлину в размере 3 325 рублей 56 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Г. Балабан