Судья первой инстанции: Кутепов Т.В. 91RS0023-01-2022-001056-32
№ 2-87/2023
№ 33-4123/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи Хмарук Н.С.
судей: |
Корбута А.О., Лозового С.В., |
при секретаре Мустафаевой Э.К.
гражданское дело по иску прокурора Черноморского района Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третьи лица: ОНД по Черноморскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, администрация Черноморского района Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым,
на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 25 января 2023 года
у с т а н о в и л а:
Прокурор Черноморского района Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.
В обоснование поданного искового заявления указал, что постановлением Совета министров Республики Крым от 16.03.2022 № 142 утвержден перечень населенных пунктов, некоммерческих садоводческих и огороднических организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров. Новосельское сельское поселение состоит в указанном перечне. Проверкой соблюдения требований в части полноты принятых администрацией Новосельского сельского поселения мер, направленных на профилактику природных пожаров на территории поселения, проведенной ОНД по Черноморскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией поселения не обеспечено нормативное наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Новосельское сельское поселение: в <адрес> требуется 29, в <адрес> – 12 штук. Кроме того, указанные населенные пункты не обеспечены звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации. Предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, не исполнено.
В связи с изложенным, уточнив исковые требования, прокурор просил суд обязать администрацию Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности муниципального образования Новосельское сельское поселение; обязать администрацию Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики устранить выявленные нарушения путем обеспечения нормативного наличия необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым: <адрес> - 29, <адрес> - 12; обеспечить населенные пункты муниципального образования <адрес> звуковой системой оповещения населения в соответствии с требованиями Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ.
Определениями суда от 05.10.2022, 23.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Черноморского района Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 25 января 2023 года, исковые требования прокурора Черноморского района Республика Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворены.
На администрацию Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности муниципального образования Новосельское сельское поселение.
На администрацию Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым возложена обязанность устранить выявленные нарушения путем обеспечения нормативного наличия необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым: в <адрес> - 29, в <адрес>- 12.
На администрацию Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым возложена обязанность обеспечить населенные пункты муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым: <адрес>, звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, согласно Федерального закона № 69 - ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».
Не согласившись с решением суда, Администрация Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просила его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Черноморского района Республики Крым отказать.
В обоснование своих апелляционных доводов, Администрация Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым ссылается на то, что удовлетворяя требования прокурора в части необходимости обеспечения нормативного количества источников наружного противопожарного водоснабжения, суд первой инстанции не учел тот факт, что выполнение возложенных на ответчика обязанностей требует проведение ряда мероприятий, затратных как по их финансированию, так и по времени. Ответчиком в свою очередь выполнены все зависящие от него действия, в том числе, направлено в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым ходатайство о включении объекта «Капитальный ремонт водопроводной сети и обустройство территории скважин №, №, № <адрес>» о включении данного объекта в Республиканскую адресную инвестиционную программу Республики Крым на 2023-2027 гг. и другие мероприятия, вместе с тем, объект в данную программу не включен. Указанное свидетельствует о невозможности исполнения решения суда по объективным причинам в отсутствие вины Администрации.
Также апеллянт указывает, что возлагая на ответчика обязанность по установке звуковой системы оповещения населения, судом первой инстанции не приняты во внимание положения законодательства, которые предусматривают, что вопросы по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения, территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включающие в себя, в том числе создание и поддерживание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, являются вопросами местного значения муниципальных районов, а не сельских поселений.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрения дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности (ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 на территориях поселения и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: водопроводные сети с пожарными гидрантами.
Согласно п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила № 1479) органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.03.2022 №142 утвержден перечень населенных пунктов, некоммерческих садоводческих и огороднических организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров, принято решение об установлении с 01.04.2022 пожароопасного сезона.
Судом установлено, что Новосельское сельское поселение состоит в указанном выше перечне (Пункт 1.1).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения и.о. начальника отделения надзорной деятельности по Черноморскому району УНД И ПР ГУ МЧС России по Республике Крым и.о. главного государственного инспектора Черноморского района по пожарному надзору подполковника внутренней службы ФИО5 №-ПБ от ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездной проверки. Проверка проведена государственным инспектором по пожарной безопасности отделения надзорной деятельности по Черноморскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым лейтенантом внутренней службы - ФИО6 совместно с главой администрации Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - ФИО9 Проверкой соблюдения требований в части полноты принятых администрацией Новосельского сельского поселения мер, направленных на профилактику природных пожаров на территории поселения, установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией поселения не обеспечено нормативное наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым: в <адрес> требуется 29, в <адрес> требуется 12. Также установлено, что населенные пункты муниципального образования, а именно <адрес> и <адрес> не оборудованы звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 7 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности утв. Федеральным законом № 123 ФЗ от 22.08.2008, ст. 19 Федерального закона № 69 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», по результатам которой в орган местного самоуправления направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10).
Вынесенное предписание ответчиком не обжаловано.
Указанные нарушения в области пожарной безопасности, в случае возникновения пожара ставят под угрозу жизнь и здоровье людей проживающих, и находящихся на территории данного населенного пункта, в том числе могут явиться препятствием для своевременного информирования и надлежащей организации тушения пожара.
Наличие вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности свидетельствует об отсутствии необходимых условий для тушения пожаров, что является непосредственной угрозой жизни и здоровью людей, проживающих и находящихся на территории муниципального образования - «Новосельское сельское поселение», а также может привести к увеличению негативных последствий, в том числе к увеличению числа жертв и повреждений имущества при возникновении пожаров.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что ответчиком нарушены приведенные выше положения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, что влечет нарушение права на пожарную безопасность неопределенного круга лиц.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение администрацией Новосельского сельского поселения указанных положений технического регламента, и совершении каких-либо конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных федеральным законодательством и удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку ответчиком нарушены приведенные выше положения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, что влечет нарушение права на пожарную безопасность неопределенного круга лиц.
Определяя срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, суд правильно счел необходимым определить его в 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы суда о том, что отсутствие звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, поскольку в населенных пунктах <адрес> и <адрес> система оповещения в том виде, как требует законодательство в данной сфере, не создана, являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем исследовании письменных доказательств, получивших в соответствии со ст. 67 ГПК РФ надлежащую оценку в обжалуемом решении, и оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что выполнение возложенных на ответчика обязанностей требует проведение ряда мероприятий, затратных как по их финансированию, так и по времени, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не освобождают органы местного самоуправления поселения от исполнения возложенных на них действующим законодательством обязанностей.
Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,-
о п р е д е л и л а :
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 25 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым без удовлетворения
Председательствующий
Судьи