Решение по делу № 33а-7019/2019 от 22.05.2019

Судья Полякова Н.В. адм. дело № 33а-7019/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей: Ефремовой Л.Н., Житниковой О.В.,

при секретаре Майдановой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «Самаранефтегаз» на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 07 марта 2019 года по делу по административному исковому заявлению АО «Самаранефтегаз» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области об оспаривании предписания,

установила:

АО «Самаранефтегаз» обратилось в суд административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (Россельхознадзор) о признании незаконными предписания об устранении нарушений земельного законодательства.

В обоснование заявления указано, что 17.10.2018 в адрес АО «Самаранефтегаз» поступило предписание Управления Россельхознадзора по Самарской области №346/4-20 (1) от 12.10.2018 вместе с актом проверки от 12.10.2018 №346/4-20, составленным по результатам проведения внеплановой выездной проверки по факту разлива нефти в результате прорыва нефтепровода. Предписанием на АО «Самаранефтегаз» возложена обязанность в срок до 12.07.2019 выполнить мероприятия по приведению земельного участка с кадастровым номером 63:28:0802006:3 на площади 2898 кв.м в состояние пригодное для использования по целевому назначению и сдать постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель. АО «Самаранефтегаз» считает, что предписание выдано с нарушением действующего законодательства, является заведомо неисполнимым. Установленный в предписании срок проведения рекультивации не соответствует Правилам проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, поскольку такой срок определяется только проектом рекультивации. Проект рекультивации земельного участка, разработанный АО «Волжский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству» по договору с АО «Самаранефтегаз» и утвержденный постановлением Администрации муниципального района Пестравский Самарской области от 28.12.2018 №836, устанавливает срок для проведения рекультивации земель - 3 года. Также не соответствует действующему законодательству требование о необходимости сдачи земель постоянной комиссии по вопросам рекультивации.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просил признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области № 346/4-20 (1) от 12.10.2018.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, с которым АО «Самаранефтегаз» не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на основания, изложенные в административном иске.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО «Самаранефтегаз» - Губанеева Е.А. доводы жалобы поддержала.

Представитель Управления Россельхознадзора по Самарской области – Яковенко М.Д. просил решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо - старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области Леонов Н.Л. просил в удовлетворении жалобы отказать.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим кодексом и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции (п. 5.1.2).

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации (п. 6.4).

Пунктом 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области от 03.10.2018 №346/4-20, согласованного с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, в отношении АО «Самаранефтегаз» проведена внеплановая выездная проверка.

По итогам проверки составлен акт №346/4-20 от 12.102018, согласно которому проверкой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:28:0802006:3. 63:28:0802006:10 расположены по адресу: Самарская область, Пестравский район и граничат между собой. Граница проходит вдоль русла оврага. В верхней части оврага, покрытой поверхностными водами, через русло оврага проложен подземный объект АО «Самаранефтегаз» - нефтетрубопровод АГЗУ№1 Падовское - до точки врезки в сборный нефтетрубопровод АГЗУ Петрухновское ДНС Ежовское.

15.08.2018 в месте прохождения нефтепровода на границе указанных земельных участков произошел порыв трубы и излив нефти на поверхность. Кроме того, были загрязнены нефтью береговая линия у уреза воды и почва в самом русле оврага территории земельных участков с кадастровыми номерами 63:28:0802006:3. 63:28:0802006:10. Аварийной службой АО «Самаранефтегаз» было локализовано место аварии (утечка нефти была остановлена и собрана с поверхности воды), но загрязненный грунт не полностью вывезен, а засыпан плодородным слоем почвы и минеральным грунтом, снятыми с незагрязненных задернованных откосов оврага и перемещенными бульдозерами в место разлива нефтепродуктов территории вышеуказанных земельных участков. На земельном участке с кадастровым номером 63:28:0802006:3 снят задернованный плодородный слой почвы до границы пашни, что может вызвать водную эрозию, так как образовался крутой обрыв с большим уклоном. Ввиду высокой эрозионной опасности может начаться процесс разрушения почвы путем роста оврага. Привозной грунт при ликвидации аварии не использовался. В результате чего нарушен почвенный покров на земельном участке с кадастровым номером 63:28:0802006:3 на площади 2898 кв.м, в т.ч. произошло загрязнение почвы нефтепродуктами на площади - 123кв.м и нарушен почвенный покров на земельном участке с кадастровым номером 63:28:0802006:10 на площади - 1059 кв.м, в т.ч. произошло загрязнение почвы нефтепродуктами на площади – 52 кв.м.

Для анализа почвенных показателей в присутствии представителя Общества инспектором отобраны пробы почв. Взятые образцы направлены в лабораторию для проведения испытаний на агрохимические показатели, а впоследствии в ФГБУ «Орловский референтный центр Россельхознадзора» для дачи экспертного заключения по отобранным пробам. Согласно экспертному заключению № 239-18 от 12.11.2018 эксперт делает вывод, что антропогенные воздействия на почвы земель сельскохозяйственного назначения привели к ухудшению плодородия и свойств почвы, увеличению концентрации марганца, снижению производительной способности почвы и ухудшению токсикологического состояния почвы.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении №63161509 от 30.11.2018 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении №04/11-127/2018 от 14.12.2018 о привлечении к административной ответственности АО «Самаранефтегаз» по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в размере 80000 рублей.

По результатам проверки 12.10.2018 Управлением выдано предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства, которым АО «Самаранефтегаз» предписано в срок до 12.07.2019 выполнить мероприятия по приведению земельного участка с кадастровым номером 63:28:0802006:3 на площади 2898 кв.м в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и сдать постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания указанного предписания незаконным, так как оно выдано в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных полномочий, при наличии необходимых оснований и права и свободы административного истца не нарушает.

Доводы административного истца о том, что предписание является заведомо неисполнимым в установленный срок, который не соответствует требованиям действующего законодательства, правильно отклонены судом.

Пунктом 28 указанных выше Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет.

При этом в пункте 26 Правил определено, что лица, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

В соответствии с п. 120 Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев.

Пункт 121 регламента предусматривает, что в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.

Таким образом, срок исполнения в оспариваемом предписании установлен в соответствии с требованиями административного регламента и не противоречит действующим Правилам проведения рекультивации и консервации земель, которые устанавливают только максимальный срок, в течение которого должна быть проведена рекультивация, и минимальный срок, в течение которого должен быть разработан проект и начата рекультивация в случае выдачи предписания о необходимости проведения рекультивации. Учитывая, что АО «Самаранефтегаз» в установленный срок обеспечило разработку проекта рекультивации земельного участка, предусматривающего увеличение срока проведения рекультивации до 3 – 5 лет, оно вправе подать ходатайство о продлении указанного в предписании срока его исполнения.

Отказывая в удовлетворении требований, суд также правильно исходил из того, что в части требования о сдаче результатов рекультивации постоянной комиссии по вопросам рекультивации оспариваемое предписание соответствовало правовому регулированию, действовавшему на момент его вынесения.

На момент вынесения предписания действовал Приказ Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», согласно которому приемку рекультивированных участков осуществляла постоянная комиссия по вопросам рекультивации. Данный Приказ утратил силу только с 20.01.2019 в связи с изданием и вступлением в силу Приказа Минприроды России N683, Минэкономразвития России N 729 от 25.12.2018.

Доводы апелляционной жалобе о том, что положения Приказа №525/67 не могли применяться, так как в части необходимости сдачи результатов рекультивации постоянной комиссии противоречат постановлению Правительства №800, не могут служить основанием для признания предписания незаконным, поскольку назначение предписания заключается в устранении нарушения и восстановлении плодородного слоя почвы и само по себе изменение процедуры приемки рекультивированных земельных участков не должно влиять на его исполнение.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Доводы жалобы о несоответствии предписания требованиям действующего законодательства в части установленного срока проведения работ по рекультивации аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Учитывая наличие разработанного проекта рекультивации земельного участка, в случае отказа уполномоченного органа в продлении срока исполнения предписания административный истец не лишен права оспорить такой отказ.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда г.Самары от 07 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Самаранефтегаз» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-7019/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АО Самаранефтегаз
Ответчики
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (Управление Россельхознадзора по Самарской области)
Другие
Старший государственный инспектор отдела земельного надзора - Леонов Николай Леонидович
Яковенко М.Д.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
22.05.2019[Адм.] Передача дела судье
11.06.2019[Адм.] Судебное заседание
26.07.2020Передача дела судье
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее