Судья Разуваев А.В. дело № 33-7934/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2016 года г.Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей: Забровского Б.Д., Бабайцевой Е.А.,
при секретаре Пустовой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серафимовичского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к МКОУ Теркинская СОШ Серафимовичского района Волгоградской области, администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения
по апелляционной жалобе администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 31 марта 2016 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на оборудование здания Муниципального казенного образовательного учреждения Теркинская средняя школа Серафимовичского муниципального района Волгоградской области системой видеонаблюдения.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Теркинская средняя школа Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения Теркинская средняя школа Серафимовичского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в доход государства в размере 100 рублей.»
Заслушав доклад судьи Забровского, выслушав прокурора Мамину Н.Д., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Серафимовичского районав интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ Теркинская СОШ Серафимовичского района Волгоградской области, администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области, о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения.
В обоснование исковых требований указал, что в МКОУ Теркинская средняя школа Серафимовичского района отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой в здании, что свидетельствует о нарушении Закона «О противодействии терроризму и Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Просил обязать администрацию Серафимовичского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование на оборудование здания МКОУ Теркинская средняя школа Серафимовичского района Волгоградской области системой видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МКОУ Теркинская средняя школа Серафимовичского района Волгоградской области оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Серафимовичского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить в части возложения на администрацию Серафимовичского района Волгоградской области обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на оборудование здания Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Большовский детский сад «Светлячок» Серафимовичского муниципального района Волгоградской области системой видеонаблюдения.
Проверив материалы дела в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности».
Согласно пунктам 4, 5 статьями 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29 декабря 2011 года № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Судом при разрешении спора установлено и материалами дела подтверждено, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности установлено, что в здании МКОУ Теркинская среднеобразовательная школа Серафимовичского района Волгоградской области отсутствует система видеонаблюдения.
Согласно Уставу МКОУ Теркинская среднеобразовательная школа Серафимовичского района Волгоградской области учредителем образовательного учреждения является администрация Серафимовичского муниципального района Волгоградской области. К компетенции учредителя относится, в том числе, финансовое обеспечение выполнения функций учреждения и финансовое обеспечение образовательной деятельности.
Разрешая спор и возлагая на ответчиков обязанность по обеспечению здания МКОУ Теркинская среднеобразовательная школа Серафимовичского района Волгоградской области системой видеонаблюдения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников и иных посетителей находятся в совместном ведении, как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных требований судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованным судом доказательствами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 упомянутого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент рассмотрения дела в бюджете Серафимовичского муниципального района Волгоградской области не были предусмотрены бюджетные средства на оборудование здания МКОУ Теркинская среднеобразовательная школа Серафимовичского района Волгоградской области, при этом администрация не вправе выделить бюджетные средства муниципального района на вопросы, финансирование которых не предусмотрено расходными строками бюджета, основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
В целом приведенные администрацией Серафимовичского муниципального района Волгоградской области доводы несогласия с постановленным судом решением судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит, в связи с чем доводы жалобы признает несостоятельными.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции необоснованно установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу в отношении МКОУ Теркинская среднеобразовательная школа Серафимовичского района Волгоградской области, для оборудования здания учреждения системой видеонаблюдения, поскольку этот срок является не разумным и недостаточным для совершения всех необходимых действий по установлению системы видеонаблюдения, в том числе, с учетом установленного срока для финансирования, в связи с чем, считает необходимым решение в указанной части изменить, установив срок для оборудования здания учреждения системой видеонаблюдения для МКОУ Теркинская среднеобразовательная школа Серафимовичского района Волгоградской области - в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 31 марта 2016 года изменить в части возложения обязанности на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Теркинская среднеобразовательная школа Серафимовичского района Волгоградской области по оборудованию здания учреждения системой видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установив срок в течение которого должно быть исполнено решение суда - три месяца с момента поступления денежных средств.
В остальной части решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 31 марта 2016 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: