дело № 2а-2219/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2021 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Макарчук О.Р.,
с участием представителей:
административного истца – Нургалиева А.С., на основании доверенности,
административного овтетчика – Ступицкой Ю.С., на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбатова Юрия Валерьевича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Карабейникову Павлу Вячеславовичу о признании действий незаконными, понуждении совершить определенные действия,
установил:
ФИО1 обратился в Ленинский суд <адрес> с административным иском, в котором просит: признать незаконными действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по принятию решения о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-163693/1; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление представителя ФИО1 – ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права ФИО1 на нежилое помещение площадью 138,2 кв.м. по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя выдано уведомление №КУВД-001/2021-163693/1 о приостановке регистрации права ФИО1 на нежилое помещение площадью 138,2 кв.м. по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что в отношении представленного к регистрации документа – Декларации о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №СТ № – в архиве Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> отсутствуют сведения в отношении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №СТ 14311038471, в связи с чем представленный документ не может быть рассмотрен в качестве правоустанавливающих документов. Действия по принятию данного решения административный истец считает незаконными, поскольку им было предоставлено вступившее в законную силу решение суда, которым установлено основание приобретения истцом права на указанное помещение по договору о совместном долевом участии в строительстве «Устройство подпорной стены с террасой и техническими помещениями блока «К-11» на территории Яхтенного Морского комплекса «Моби-Дик» от ДД.ММ.ГГГГ № ЧП ТПК «Моби-Дик», а также установлено законченный строительством объект считать готовым к эксплуатации согласно Декларации о готовности объекта для эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №СТ 14311038471, зарегистрированной в ГАСК <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика – Севреестра возражал против удовлетворения административного иска, полагая заявленные требования необоснованными, действия государственного регистратора законными.
Государственный регистратор ФИО2 на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Заслушав посинения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что административный истец является собственником недвижимого имущества, а именно – помещения кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора о совместном долевом участии в строительстве «Устройство подпорной стены с террасой и техническими помещениями блока «К-11» на территории Яхтенного Морского комплекса «Моби-Дик» от ДД.ММ.ГГГГ № ЧП ТПК «Моби-Дик».
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № истцу приостановлена государственная регистрация права на указанный объект, в связи с наличием запрета совершения регистрационных действий на основании постановления о наложении ареста на право требования судебного пристава-исполнителя ФИО8 №-СД от ДД.ММ.ГГГГ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, постановлено освободить принадлежащее ФИО1, на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, от ареста, наложенного постановлением о наложении ареста на право требования судебного пристава-исполнителя ФИО8 №-СД от ДД.ММ.ГГГГ МОСПОИП УФССП России по <адрес>.
Указанным решением установлено, что согласно декларации о готовности объекта для эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №СТ 14311038471, зарегистрированной в ГАСК <адрес> – законченный строительством объект считать готовым к эксплуатации.
Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административном делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратился с заявлением о государственной регистрации права на принадлежащий ему объект с приложением необходимых документов, в том числе вышеуказанного решения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя вынесено уведомление №КУВД-001/2021-163693/1 о приостановке регистрации права ФИО1 на нежилое помещение площадью 138,2 кв.м. по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что в отношении представленного к регистрации документа – Декларации о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №СТ № – в архиве Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> отсутствуют сведения в отношении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №СТ 14311038471, в связи с чем представленный документ не может быть рассмотрен в качестве правоустанавливающих документов.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу частей 1, 2 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов, а по основанию, указанному в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона. Возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов, представленных в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, не осуществляется.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административным истцом при обращении с заявлением о государственной регистрации прав на принадлежащее ему имущество был приложен пакет документов, подтверждающий право собственности истца на указанное имущество. Обременения в отношении спорного имущества были сняты на основании вступившего в законную силу судебного акта. При этом, в ходе рассмотрения дела был установлен факт готовности законченного строительством объекта к эксплуатации согласно Декларации о готовности объекта для эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ №СТ 14311038471, зарегистрированной в ГАСК <адрес>.
Таким образом, указанная Декларация являлась одним из доказательств в рамках гражданского дела, которое было оценено судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства. Заявлений о фальсификации доказательств не подавалось, доказательств обратного суду не представлено.
При указанных основаниях, отсутствие в архиве Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> сведений о выдаче указанной декларации не могло служить основанием для приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя отсутствовали законные основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-163693/1, в связи с чем административные исковые требования ФИО1 обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд считает необходимым обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление представителя ФИО1 – ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права ФИО1 на нежилое помещение площадью 138,2 кв.м. по адресу: <адрес>.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по принятию решения о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-163693/1.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление представителя Горбатова Юрия Валерьевича – Оначишич Л.М. от 11.01.2021 о государственной регистрации права Горбатова Юрия Валерьевича на нежилое помещение площадью 138,2 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 27.08.2021.