Дело №2-210/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2018г. Солонешенский районный суд Алтайского края в составе судьи Сухаревой Т.П., при секретаре Батукаевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Солонешенского района в интересах Головиной Людмилы Владимировны, Головина Геннадия Михайловича, в интересах Коротовских Марии Ивановны к администрации Солонешенского района о признании права на получение единовременной материальной помощи, включению жилого помещения в зону затопления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солонешенского района действующий в интересах Головиной Л.В., Головина Г.М. обратился в суд с требованием к ответчику администрации Солонешенского района о признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на каждого человека, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, включить жилое помещение расположенное по адресу <адрес> в зону подтопления в период дождевого паводка в марте- апреле 2018г. на территории Солонешенского района.
Требования мотивированы тем, что истцы Головина Л.В., Головин Г.М. проживают в жилом помещении расположенном по адресу <адрес>.
По мнению истцов жилое помещение и земельный участок по адресу <адрес> результате крупномасштабного паводка в марте- апреле 2018 оказалось в зоне затопления. При обследовании жилого помещения расположенного по адресу <адрес> был составлен Акт от 15.04.2018 согласно которому установлено, что территория усадьбы, надворные постройки ( баня, погреб) затоплена полностью, водой затоплен подпол дома, в результате чего пострадало 15 мешков картофеля, овощи, соленья, водой размыт фундамент дома. Кроме того истцы были лишены возможности беспрепятственно покидать своё жилое помещение, посещать магазины и другие социальные объекты. Головины просили помощи в администрации района и сельсовета и в МЧС, сотрудники МЧС в дальнейшем производили откачку воды с надворных построек. Головины обратились с заявлением в администрацию Солонешенского района о включении в список на оказание единовременной помощи, в результате произошедшего паводка. Согласно ответа администрации Солонешенского района в удовлетворении их заявления было отказано, в связи с тем, что жилое помещение по адресу <адрес> не находился в зоне затопления. С данным ответом истцы не согласны, ссылается на ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ.
Прокурор Солонешенского района действующий в интересах Коротовских М.И. обратился в суд с требованием к ответчику администрации Солонешенского района о признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на каждого человека, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, включить жилое помещение расположенное по адресу <адрес> в зону подтопления в период дождевого паводка в марте- апреле 2018г. на территории Солонешенского района.
Требования мотивированы тем, что истец Коротовских М.И. проживает в жилом помещении расположенном по адресу <адрес>.
По мнению истцов жилое помещение и земельный участок по адресу <адрес> в результате крупномасштабного паводка в марте- апреле 2018 оказалось в зоне затопления. При обследовании жилого помещения расположенного по адресу <адрес> был составлен Акт от 15.04.2018 согласно которому установлено, что приусадебный участок затоплен полностью, в хозяйственных постройках вода, в подполе вода, пол мокрый, выше уровня пола воды не было, пострадало 5 мешков картофеля, овощи, соленья. Мебель, техника, имущество не пострадало. Со слов Коротовских М.И. в результате затопления территории участка не могла выйти из дома 26,27 марта 2018г. Коротовских М.И. обратилась с заявлением в администрацию Солонешенского района о включении в список на оказание единовременной помощи, в результате произошедшего паводка. Согласно ответа администрации Солонешенского района в удовлетворении заявления было отказано, в связи с тем, что жилое помещение по адресу <адрес> не находился в зоне затопления. С данным ответом истец не согласна, ссылается на ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ.
Определением Солонешенского районного суда от 01 августа 2018г. производство по делу по иску прокурора Солонешенского района действующего в интересах Головиной Л.В., Головина Г.М., и по иску прокурора Солонешенского района действующего в интересах Коротовских М.И. объединены в одно производство.
В судебных заседаниях помощник прокурора Солонешенского района Крутько В.А., истцы Головина Л.В., Коротовских М. И. на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснили, что 25-26 марта 2018г. в связи с таянием снегов пошел обильный поток воды с гор на их участки, труба, которая расположена через <адрес> для прохода воды не справлялась с водой и пошла через дорогу к ним на участки. Оба участка были затоплены водой полностью, затопило надворные постройки, подпол в каждом доме, размыты фундаменты, они не могли выйти во двор, уровень воды был выше колен, считают, что были нарушены условия их жизни деятельности.
Истец Головин Г.М., представитель администрации Солонешенского района, Управление по социальной защите населения по г.Белокуриха и Солонешенскому району в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истцов.
В суде установлено и подтверждено материалами дела, что Головина Л.В., Головин Г.М. являются владельцами жилого помещения по адресу <адрес>., Коротовских М.И. является владельцем жилого помещения по адресу <адрес> фактически проживают по указанным адресам, что подтверждается копиями паспортов, где имеются штампы о регистрации и данные факты сторонами не оспариваются( т.1л.д.5 обор., т.2 л.д.11-12).
Распоряжением главы администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018 на территории Солонешенского района Алтайского края введен режим « Чрезвычайной ситуации» с 10.00часов 26.03.2018 в пределах границ района исходя из складывающейся обстановки на территории района в зоне подтопления 7 населенных пунктов в которых подтоплены 485 приусадебных участков из них 150 домов, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу ст. 2 Закона N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
Согласно ст.25 Закона Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС( в ред. от 05.09.2017) « О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайной ситуации» граждане, проживающие или пребывающие на территории края, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. "ж" ст. 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.
В силу подп. "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 ( в ред. от 30.05.2018 № 627) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизни деятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» п.2 настоящих Правил осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (2(1)).
Постановлением правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018, утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Настоящий порядок подготовлен с целью предоставления следующих денежных выплат: единовременной материальной помощи в размере 10000руб. на человека; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50000 руб.на человека, за полностью утраченное имущество-100000 руб. ( п.1.1.)
Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке ( п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации( п. 2.3.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.4). Списки граждан, указанных п.2.3, 2.4 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями( л.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанных единовременной материальной и финансовых выплат в связи с наводнением в марте- апреле в Солонешенском районе необходимо наличие одновременно несколько условий:
-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, и были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; ;
- утратить полностью или частично имущество первой необходимости.
Районной комиссией по оценке причиненного ущерба, созданной в Солонешенском районе постановлением администрации района от 03.04.2018 №, Головину Г.М., Головиной Л.В., а также Коротовских М.И. было отказано в удовлетворении заявлений о включении в список, на оказание единовременной материальной помощи в связи с тем, что жилые помещения расположенные по адресу <адрес>., не находились в зоне затопления, что отражено в ответах от 10.05.2018 № и от 07.05.2018 № (т.1 л.д.6, т.2 л.д.7).
В судебном заседании доводы прокурора и истцов что жилые помещения по адресу <адрес>, находилось в зоне затопления в результате дождевого паводка в марте-апреле 2018г. в Солонешенском районе, так же не нашли своего подтверждения.
В Акте обследования домостроения по <адрес> проводимого 15.04.2018 указано, что приусадебный участок затоплен полностью, хозпостройки, погреб, баня затоплены водой. В подполе вода. Выше пола, воды не было, пострадало 15 мешков картофеля, овощи, соленья. Мебель, техника, имущество не пострадали. Размыт фундамент, акт подписан Головиной Л.В. ( т.2 л.д.8).
В Акте обследования домостроения по <адрес> проводимого 15.04.2018 указано, что приусадебный участок затоплен полностью, в хозпостройках вода, в подполе вода, намок пол, выше пола, воды не было, пострадало 5 мешков картофеля, овощи, соленья. Мебель, техника, имущество не пострадали. Акт подписан Коротовских М.И. ( т.1 л.д.7).
Приусадебные участки по адресу <адрес>, имеют смежную границу, из пояснений истцов, свидетелей следует, что вода на данные земельные участки попала в связи с таянием снегов шедших с гор, а также обильными осадками в виде дождя и мокрого снега.
Действительно приусадебные участи истцов бы затоплены водой, однако их затопление в том числе погреба, бани, надворных построек произошло не в результате чрезвычайной ситуации вводимой на территории Солонешенского района, а глубоким промерзанием земли в зимний период и ненадлежащей организации водоотведения на территории с.Солонешное. Приходя к такому выводу суд исходил из следующего.
По сообщению Алтайского ЦГМС-филиал ФГБУ « Западно-Сибирское УГМС» в ночь 25 марта на 26 марта 2018 в с.Солонешное выпало количество осадков в виде дождя, снега - 27 мм, днем 26 марта 2018 в количестве -10 мм, среднесуточная температура ночью -0,4, днем +5,2 С. Согласно руководящему документу РД 52.27.724-2009 количество осадков от 15-49 мм относятся к категории: сильный дождь, ливневый дождь; сильные остатки, сильный мокрый снег, однако по своей интенсивности ( 27мм) и продолжительности они не достигают критерия опасного природного явления ( свыше 49мм) и поэтому как самостоятельное при родное явление не могли являться источником чрезвычайной ситуации.
В силу пунктов 3.3.4, 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие.
Затопление: Покрытие территории водой в период половодья или паводков. Зона затопления: территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды. Паводок:фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды, и вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей. Таким образом паводок – это резкое увеличение воды в реке или ином водоеме, возникающего в результате быстрого таяния снега, ледников или обильных дождей.
При этом в судебном заседании установлено, что приусадебные участки истцов по адресу <адрес>,не расположены в близи каких-то водных объектов.
Со слов Головиной Л.В.она неоднократно обращалась в администрацию района и сельсовета, что бы подняли и укрепили полотно дороги по <адрес>, поскольку она разбита и просела в связи с проездом грузовой технике и не является препятствием для воды в весенний период таяния снега.
Не установлено также в судебном заседании, что в период чрезвычайной ситуации условия жизнедеятельности истцов Головина Г.М., Головиной Л.В., а также Коротовских М.И. были нарушены.
Согласно приказа МЧС России от 30.12.2011 № 795 ( в ред. от 14.07.2016) под фактором нарушения условий жизни деятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации: невозможность проживания потерпевших в жилых помещениях, нарушение транспортного сообщения, нарушение санитарно- эпидемиологического благополучия потерпевшего.
На представленных фотографиях видно, что уровень воды не поднимался выше середины фундамента ( 20-30 см.) дома по <адрес>. При визуальном осмотре приусадебного участка по <адрес> в выездном судебном заседании 17.07.2018 следы от воды усматривается на уровне 20-30 см., на участке растут цветы и трава, в надворных постройках сырость.
Кроме того со слов истца Коротовских М.И. ее приусадебный участок был затоплен водой в период 23-25 марта 2018г. при этом чрезвычайная ситуация распоряжением главы администрации Солонешенского района вводилась с 10-00часов 26.03.2018 т.е. до введения режима ЧС на территории район.
Подтопление гаража, надворных построек, подпола, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого дела, так как указанные обстоятельства не являются основанием для получения меры государственной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Доводы истцов, что не имелся выход из домостроений и доступ на участки в связи с подтоплением, не нашли подтверждение в судебном заседании, так свидетель Свидетель №2 поясни л, что утром 26.03.2018 по просьбе истцов пришел и помогал им доставать овощи и солонину из погреба, который находился во дворе, свидетель Свидетель №1 пояснил, что он утром 26.03.2018 проезжал по <адрес>, проверял обстановку в селе и проезд был к участку истцов был возможен, эвакуации истцов не требовалось, истцы проживали в жилых помещениях, перебоев с подачей электроэнергии на продолжительный период не было. С заявлением о загрязнении земельного участка, воздуха и воды истцы не обращались. Передвижение по участку в резиновых сапогах весной, не является нарушением условий жизнедеятельности истцов.
Доводы истцов, что домостроение соседей было включено в зону затопления, в результате паводка в марте-апреле 2018 в Солонешенском районе правового значения для рассмотрения данного дела не имеет.
На основании изложенного, требования прокурора Солонешенского районадействующего в интересах Головиной Л.В., Головина Г.М., в интересах Коротовских М.И. удовлетворению не подлежат.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Солонешенского района в интересах Головиной Людмилы Владимировны, Головина Геннадия Михайловича, в интересах Коротовских Марии Ивановны к администрации Солонешенского района о признании права на получение единовременной материальной помощи, включению жилого помещения в зону затопления, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Солонешенский районный суд.
Судья Солонешенского
районного суда : Т.П.Сухарева