Дело № 3А-144/2018
098а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2018 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-144/2018 по административному иску Каракулова Сергея Валентиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Каракулов С.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:289, 24:11:№:389, 24:11:№:402, расположенных районе <адрес>, Емельяновского района, Красноярского края.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 01 января 2013 года для земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:289 установлена кадастровая стоимость в размере 362 439 рублей 84 копейки, а для каждого земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:389, 24:11:№:402 установлена кадастровая стоимость в размере 334 818 рублей 96 копеек.
По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «Роза ветров» и представленной в отчете № 27-2017 от 02 октября 2017 года, по состоянию на 01 января 2013 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:289 составляет 67 660 рублей, а рыночная стоимость каждого земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:389, 24:11:№:402 составляет 67 592 рубля.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:272 в размере его рыночной стоимости – 67 592 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:289 в размере его рыночной стоимости – 67 660 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:389 в размере его рыночной стоимости – 67 592 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:402 в размере его рыночной стоимости – 67 592 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Кувшинова М.В., действующая на основании доверенности, возражений относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не привела.
Представитель административного истца Каракулова С.В. – Толмачева И.Б., действующая на основании доверенности, представила письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на занятость в другом судебном процессе.
Административный истец Каракулов С.В., а также Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, администрация Никольского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца Каракулова С.В. и его представителя, а также неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, администрации Никольского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Каракулов С.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:289, 24:11:№:389, 24:11:№:402, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 января 2018 года (т. 3 л.д. 143-153).
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 07 августа 2017 года и от 24 ноября 2017 года по состоянию на 01 января 2013 года для земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:289 установлена кадастровая стоимость в размере 362 439 рублей 84 копейки, а для каждого земельного участка с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:389, 24:11:№:402 установлена кадастровая стоимость в размере 334 818 рублей 96 копеек (т. 3 л.д. 156-159).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 года № 618-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края».
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:№:272 и 24:11:№:289 общей площадью 994 кв.м и 1 076 кв.м соответственно отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: под иными объектами специального назначения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:№:389 и 24:11:№:402 каждый общей площадью 994 кв.м отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: дачное строительство.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 27-2017 от 02 октября 2017 года, выполненный ООО «Роза ветров» (оценщик Смирнова Ю.О.), в котором по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:272 составляет 67 592 рубля, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:289 составляет 67 660 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:389 составляет 67 592 рубля, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:402 составляет 67 592 рубля (т. 1 л.д. 20-250, т. 2 л.д. 1-250, т. 3 л.д. 1-127).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчета об оценке № 27-2017 от 02 октября 2017 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:272 составляет 67 592 рубля, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:289 составляет 67 660 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:389 составляет 67 592 рубля, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:402 составляет 67 592 рубля.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:289, 24:11:№:389, 24:11:№:402 должна быть определена по состоянию на 01 января 2013 года равной их рыночной стоимости в размере 67 592 рубля, 67 660 рублей, 67 592 рубля, 67 592 рубля соответственно, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения Каракулова С.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:289, 24:11:№:389, 24:11:0280201:402 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 07 декабря 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Каракулова Сергея Валентиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:272, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 67 592 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:289, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 67 660 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:389, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 67 592 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:402, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 67 592 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Датой обращения Каракулова Сергея Валентиновича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:272, 24:11:№:289, 24:11:№:389, 24:11:№:402 считать 07 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2018 года.