Дело № 3а-489/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород 3 июля 2019 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области – ФИО1,
представителей общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» – ФИО2, ФИО3,
представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании недействующими решений региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1, от 6 декабря 2018 г. № 50/31,
У С Т А Н О В И Л :
6 августа 2018 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение № 29/1 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ИНН №), г. Нижний Новгород, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода» (далее также – решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1).
Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 23 августа 2018 года № 11694-516-029/1 и опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (www.pavda-nn.ru) от 27 августа 2018 года.
Пунктом 2 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1 и Приложением к нему утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ИНН №), <адрес>, потребителям <адрес>, на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, для населения (тарифы указаны с учетом НДС) (одноставочный тариф) в размере 1854,67 руб./Гкал.
6 декабря 2018 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение № 50/31 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ИНН №), <адрес>, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода» (далее также – решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 декабря 2018 г. № 50/31).
Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 декабря 2018 г. № 50/31 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 10 декабря 2018 года № 12191-516-050/31 и опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (www.pavda-nn.ru) от 12 декабря 2018 года.
Пунктом 3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 декабря 2018 г. № 50/31 и Приложением № 2 к нему утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ИНН №), г. Нижний Новгород, потребителям г. Нижнего Новгорода, на долгосрочный период 2019 – 2021 годов для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, для населения (тарифы указаны с учетом НДС) (одноставочный тариф) в размере (руб./Гкал):
2019 год: с 1 января по 30 июня – 1854,67; с 1 июля по 31 декабря – 1891,85;
2020 год: с 1 января по 30 июня – 1891,85; с 1 июля по 31 декабря – 1937,84;
2021 год: с 1 января по 30 июня – 1937,84; с 1 июля по 31 декабря – 1988,70.
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее также – ООО «<данные изъяты>») обратилось в ФИО7 областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения предмета заявленных требований просит:
признать нормативные правовые акты – решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1, от 6 декабря 2018 г. № 50/31 недействующими с даты их принятия;
возложить на региональную службу по тарифам Нижегородской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта об установлении тарифов на тепловую энергию, учитывающего экономически обоснованные расходы;
взыскать с региональной службы по тарифам Нижегородской области понесенные ООО «<данные изъяты>» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
В обоснование административного искового заявления ООО «<данные изъяты>» указало на то, что является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей на основании договора аренды крышную газовую котельную по адресу ФИО7 <адрес>, помещение П3.
ООО «<данные изъяты>» не согласно с тарифами, утвержденными оспариваемыми нормативными правовыми актами, считает их экономически необоснованными, не позволяющими возместить затраты и обеспечить обществу нормативную прибыль, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Приводя в административном исковом заявлении расчет экономически обоснованного, по мнению ООО «<данные изъяты>», тарифа, ссылается на то, что разница между фактическими среднегодовыми расходами, необходимыми для надлежащего содержания и эксплуатации котельной (6 141 359,22 рублей), и совокупным среднегодовым оборотом денежных средств в соответствии с установленным тарифом (2 159 804 рублей) составляет 3 981 555,22 рублей. В связи с чем в настоящее время у общества образовалась задолженность перед контрагентами
По мнению административного истца, определяя размер тарифов и исчисляя необходимую валовую выручку общества, орган регулирования необоснованно не принял во внимание расчеты и документы, представленные в подтверждение следующих статей расходов:
- фонд оплаты труда (исключены из расчетов расходы на оплату труда операторов котельной и инженера);
- арендная плата (в ее составе не учтены амортизационные отчисления на оборудование котельной).
Региональная служба по тарифам Нижегородской области представила в суд отзыв и дополнения к нему, в которых просила в удовлетворении административного искового заявления ООО «<данные изъяты>» отказать.
В судебном заседании представители ООО «<данные изъяты>» ФИО2, ФИО3 просили заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, в уточнениях и дополнениях к нему.
В судебном заседании представитель региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО4 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к нему.
Представителя ФАС России, ФИО7 УФАС России в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО1, полагавшей необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, обсудив доводы административного искового заявления, уточнений и дополнений к нему, отзыва на административное исковое заявление и дополнений к нему, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что ООО «<данные изъяты>» является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию (мощность) потребителям г. Нижнего Новгорода.
Решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1, от 6 декабря 2018 г. № 50/31 ООО «<данные изъяты>» утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода, на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года, а также на долгосрочный период 2019 – 2021 годов соответственно.
Учитывая изложенное, ООО «<данные изъяты>», являющееся субъектом отношений, регулируемых вышеназванными решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области, и полагающее, что нарушены его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что подлежит прекращению производство по настоящему делу в части требований административного истца, обратившегося в суд 8 мая 2019 года, о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1.
Указанные доводы основаны на неправильном толковании положений статьи 214 КАС РФ во взаимосвязи с правовой позицией, изложенной в пунктах 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», из которых следует, что производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, срок действия которого истек, не может быть прекращено в случае, если данный нормативный правовой акт продолжает применяться к определенным видам правоотношений, а также если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца.
В материалы дела представлены акты сверки взаимных расчетов ООО «<данные изъяты>» с АО «<данные изъяты>», ПАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ТСЖ «<данные изъяты>», из которых следует, что в период действия решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1 у ООО «<данные изъяты>» перед указанными организациями образовалась задолженность, которая, как пояснили в судебном заседании представители административного истца, до настоящего времени не погашена.
Данные обстоятельства исключают возможность прекращения производства по делу в вышеназванной части и являются основанием для судебной проверки соответствующих доводов административного истца по существу.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Федеральный закон «О теплоснабжении»).
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 указанного закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Проанализировав вышеназванные нормы Федерального закона «О теплоснабжении» во взаимосвязи с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее также – Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. 1075, Основы ценообразования, Правила регулирования), Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. № 97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 7 июня 2013 г. № 163, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее также – Методические указания), статьи 38 Устава Нижегородской области, статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», статей 4, 10, 22 Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 г. № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указа Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 г. № 6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положения о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 г. № 41, Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 г. № 171, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1, от 6 декабря 2018 г. № 50/31, являющиеся нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Нижегородской области, приняты как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения в действие.
По данным основаниям данные нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверив решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1, от 6 декабря 2018 г. № 50/31 в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами, к которым среди прочих относятся обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении» методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов.
В силу положений части 1 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования, а также иными нормативными правовыми актами, включая Методические указания.
Как установлено Правилами регулирования:
цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (пункт 7);
открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования, в том числе в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 12);
в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций (пункт 14);
в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела (пункт 20);
в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, расчета цен (тарифов) для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5(2) Основ ценообразования (при отсутствии у организации установленных на расчетный период регулирования соответствующих цен (тарифов), тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года (пункт 24);
орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33).
В соответствии с положениями Основ ценообразования:
метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17).
при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа (пункт 32);
долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением установленных случаев (пункт 51);
при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71);
при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 72).
Методическими указаниями определен следующий порядок расчета цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7);
необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности (пункт 11);
определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (абзац первый пункта 12);
если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 настоящих Методических указаний, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (абзац пятый пункта 12).
Из материалов дела следует, ООО «<данные изъяты>» было создано 28 августа 2017 года, сведения о чем были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
5 октября 2017 года между ООО «<данные изъяты>» (арендатор) и ФИО9 (арендодатель) был заключен договор аренды № 1 помещения и оборудования, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование арендатору недвижимое имущество для оказания услуг по теплоснабжению и передаче горячей воды – нежилое помещение (котельная), площадью 73,1 кв.м., адрес (местоположение) объекта: <адрес>, помещение П3. Помещение и оборудование сдаются в аренду на неопределенный срок.
С заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2017 год ООО «<данные изъяты>» в орган регулирования не обращалось и такие тарифы обществу не устанавливались.
31 марта 2018 года между ООО «<данные изъяты>» (арендатор) и ИП ФИО9, ИП ФИО11 (арендодатели) был заключен договор аренды № 1 помещения и оборудования, по условиям которого:
арендодатели обязуются предоставить во временное владение и пользование арендатору недвижимое имущество для оказания услуг по теплоснабжению и передаче горячей воды – нежилое помещение (котельная), площадью 73,1 кв.м., адрес (местоположение) объекта: <адрес>, помещение П3. Помещение и оборудование сдаются в аренду сроком на 10 лет (до 31 марта 2028 года);
величина арендной платы составляет 95 818,81 рублей в месяц, ее обоснование приведено в Приложении № 3 к договору.
Сведения об ограничениях (обременениях) на указанное помещение в виде аренды внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 апреля 2018 года.
8 июня 2018 года ООО «<данные изъяты>» обратилось в региональную службу по тарифам Нижегородской области с заявлениями:
об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на период2018 – 2019 годов (с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года) в размере 5 867,3011 руб./Гкал с приложением документов на 327 листах;
о выборе метода регулирования (метод экономически обоснованных расходов).
21 июня 2018 года региональная служба по тарифам Нижегородской области уведомила ООО «<данные изъяты>» об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), а также сообщила, что расчет тарифов будет выполнен методом экономически обоснованных расходов (затрат).
29 июня 2018 года региональная служба по тарифам Нижегородской области запросила у ООО «<данные изъяты>» дополнительные документы и материалы, в том числе:
отчет о фактическом фонде оплаты труда, отчислениях на социальные нужды по видам деятельности на последнюю отчетную дату согласно данным бухгалтерского учета организации;
копию коллективного договора и документов, регламентирующих выплаты стимулирующего характера на предприятии (положение об оплате труда, положение о премировании работников и руководителей);
расчет арендной платы на период регулирования, выполненный в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, с приложением копий документов (бухгалтерской отчетности) собственника объектов теплоснабжения, подтверждающих данные расчета арендной платы.
7 июля 2018 года в связи с непредставлением запрошенных документов и материалов срок рассмотрения вопроса об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) был продлен до 7 августа 2018 года.
23 июля 2018 года ООО «<данные изъяты>» представило в орган регулирования дополнительную информацию в целях обоснования предложения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на 54 листах.
30 июля 2018 года было подготовлено экспертное заключение № в-171 по предложению ООО «<данные изъяты>» об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года.
6 августа 2018 года состоялось заседание Правления органа регулирования, на которое представитель ООО «<данные изъяты>» не явился.
Как следует из протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29, на основании материалов дела об установлении тарифов и экспертного заключения величина необходимой валовой выручки при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «<данные изъяты>» потребителям от котельной, расположенной по адресу <адрес>, помещение П3, принята на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года в размере 702,801 тыс. рублей, в том числе:
расходы на выполнение работ и услуг производственного характера – 126,00 тыс. рублей;
оплата труда и отчисления на социальные нужды – 117,167 тыс. рублей;
аренда основного оборудования – 36,083 тыс. рублей.
В связи с изменением расчетного периода регулирования и отсутствием обосновывающих материалов при расчете тарифов на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года учтено снижение затрат по отдельным группам расходов, в том числе:
оплата труда рабочих – в сумме 1 080,70 тыс. рублей;
аренда основного оборудования – в сумме 658,83 тыс. рублей.
Исходя из изложенного, решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1 тариф на тепловую энергию (мощность) на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года был установлен ООО «<данные изъяты>» в размере 1854,67 руб./Гкал.
25 сентября 2018 года региональная служба по тарифам Нижегородской области уведомила ООО «<данные изъяты>» о том, что в связи с непредставлением регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) по инициативе органа регулирования открыто дело об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов). Также было сообщено, что расчет тарифов будет выполнен методом индексации установленных тарифов на период 2019 – 2021 годов.
29 ноября 2018 года было подготовлено экспертное заключение № в-616 об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО «<данные изъяты>» на первый долгосрочный период регулирования с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
6 декабря 2018 года состоялось заседание Правления органа регулирования, на которое представитель ООО «<данные изъяты>» не явился.
Как следует из протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 декабря 2018 г. № 50, на основании материалов дела об установлении тарифов и экспертного заключения величина необходимой валовой выручки ООО «<данные изъяты>», принятая при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов на первый долгосрочный период регулирования с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года составила:
на 2019 год – 2 129,53 тыс. рублей, из которых операционные (подконтрольные) расходы – 680,68 тыс. рублей, неподконтрольные расходы – 193,76 тыс. рублей, из которых арендная плата – 108,25 тыс. рублей;
на 2020 год – 2 176,81 тыс. рублей, из которых операционные (подконтрольные) расходы – 696,79 тыс. рублей, неподконтрольные расходы – 195,78 тыс. рублей, из которых арендная плата – 108,25 тыс. рублей;
на 2021 год – 2 237,54 тыс. рублей, из которых операционные (подконтрольные) расходы – 717,41 тыс. рублей, неподконтрольные расходы – 198,37 тыс. рублей, из которых арендная плата – 108,25 тыс. рублей.
Также в данном протоколе указано на то, что технологические потери не утверждены в связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке нормативов. Нормативны запасов топлива на источниках тепловой энергии не устанавливались. Инвестиционная программа в установленном законодательством порядке не утверждена. В связи с тем, что организация не представила предложение по статьям затрат необходимой валовой выручки, во включении в цены (тарифы) каких-либо расходов отказано не было.
Исходя из изложенного, решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 декабря 2018 г. № 50/31 тарифы на тепловую энергию (мощность) на долгосрочный период 2019 – 2021 годов были установлены ООО «<данные изъяты>» в размере (руб./Гкал):
2019 год: с 1 января по 30 июня – 1854,67; с 1 июля по 31 декабря – 1891,85;
2020 год: с 1 января по 30 июня – 1891,85; с 1 июля по 31 декабря – 1937,84;
2021 год: с 1 января по 30 июня – 1937,84; с 1 июля по 31 декабря – 1988,70.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ООО «<данные изъяты>» исходит из того, что установленные тарифы являются экономически необоснованными, поскольку органом регулирования не учтены расходы регулируемой организации по статьям фонд оплаты труда (исключены из расчетов расходы на оплату труда операторов котельной и инженера) и арендная плата (в ее составе не учтены амортизационные отчисления на оборудование котельной).
Оценив указанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные им требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Как следует из рабочего проекта крышной котельной жилого <адрес> двумя котлами De Dietrich GT 410 общей тепловой мощностью 1,08 МВт по <адрес>, указанная котельная является автоматизированной (общекотельная автоматика и автоматика безопасности котлов предусматривает отключение подачи газа и прекращение подачи газа на горелки при достижении определенных предельных значений параметров (установок защиты), прибор SEITRON осуществляет контроль содержания метана и непрерывный контроль содержания окиси углерода с сигнализацией о превышении порогов концентрации и отсечкой подачи топлива к котлам).
Состав и численность обслуживающего персонала котельной – 6 человек, а именно:
ответственный за безопасную эксплуатацию газового хозяйства с правом розжига горелок автоматизированных котлов – 1 человек;
слесарь КИПиА с правом розжига горелок автоматизированных котлов – 1 человек;
диспетчер автоматизированной котельной – 4 человека.
В рамках тарифной кампании 2018 года по предложению ООО «<данные изъяты>» сумма затрат по оплате труда на период с 1 июля по 31 декабря 2018 года составила 1 170,00 тыс. рублей, в том числе:
фонд оплаты труда основного производственного персонала – 450,00 тыс. рублей при штатной численности 3 человека (операторы котельной);
фонд оплаты труда административно-управленческого персонала – 720,00 тыс. рублей при штатной численности 3 человека (директор, главный бухгалтер, инженер).
В целях обоснования указанных затрат регулируемой организацией представлены (с учетом дополнительных документов и материалов):
копия приказа об утверждении штатного расписания;
копия штатного расписания со штатной численностью 6 человек;
справка организации о выплате заработной платы;
расчет фонда оплаты труда организации на регулируемый период.
Как следует из экспертного заключения от 30 июля 2018 года № в-171, органом регулирования принят к расчетам фонд оплаты труда административно-управленческого персонала (директор и главный бухгалтер) на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года в размере 89,304 тыс. рублей, определенный исходя из среднего уровня заработной платы в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (11 163 рублей в месяц).
В связи с тем, что крышная котельная является автоматизированной, и между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор от 13 октября 2017 года № № на техническое обслуживание и обслуживание оборудования котельной, величина платы труда операторов котельной (3 человека) и инженера (1 человек) исключена из расчета тарифа в связи с экономической необоснованностью.
Впоследствии в рамках тарифной компании на долгосрочный период регулирования 2019 – 2021 годов, ввиду не предоставления ООО «<данные изъяты>» предложения об установлении цен (тарифов) с обосновывающими материалами органом регулирования расходы на оплату труда определены в размере 274,07 тыс. рублей из расчета 2 единиц административно-управленческого персонала с учетом индексов-дефляторов в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития на 2019 год и плановый период 2020 – 2023 годов.
Суд не усматривает нарушений со стороны органа регулирования при расчете расходов ООО «<данные изъяты>» по статье «фонд оплаты труда» и полагает, что применительно к обстоятельствам настоящего дела и представленным регулируемой организацией в материалы дела об установлении тарифов документам и обосновывающим материалам расходы по данной статье в вышеназванном размере являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.
Оснований для принятия их в предложенном ООО «<данные изъяты>» размере у региональной службы по тарифам Нижегородской области, действовавшей в соответствии с требованиями Правил регулирования, Основ ценообразования и Методических указаний, не имелось.
Так, поскольку в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы отсутствуют должности административно-управленческого персонала (директора и главного бухгалтера), коллективных договоров и документов, регламентирующих выплаты стимулирующего характера на предприятии (положение об оплате труда, положение о премировании работников и руководителей) организацией представлено не было, а фактический объем фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования отсутствовал (тарифное регулирование осуществлялось впервые), расчет фонда заработной платы в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с применением индексов-дефляторов в данном случае требованиям пункта 42 Основ ценообразования не противоречит.
Суд приходит к выводу об обоснованности исключения органом регулирования из расчетов фонд оплаты труда 3 операторов котельной и 1 инженера в силу следующего.
В материалы дела об установлении тарифов ООО «<данные изъяты>» был представлен договор от 13 октября 2017 года № №, заключенный между ООО «<данные изъяты>» (заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (исполнитель), по условиям которого:
заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию и эксплуатации оборудования котельной, находящейся по адресу: <адрес>, помещение П3 (пункт 1.1);
перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и эксплуатации, указан в акте приемки оборудования на техническое обслуживание и эксплуатацию (пункт 1.2, Приложение №);
техническое обслуживание включает в себя: плановые работы по обслуживанию оборудования котельной и ремонту оборудования; внеплановые работы по срочным вызовам заказчика, а также внеплановый ремонт оборудования; общая проверка работоспособности оборудования, эксплуатируемого в составе котельной; проверка отсутствия внешних повреждений котельной, проверка функционирования защитных устройств, КИП и автоматики безопасности котельной (пункт 1.3);
эксплуатация котельной включает в себя: безопасную эксплуатацию газового оборудования котельной, автоматики безопасности и регулирования котельной, узла учета расхода газа, внутреннего газопровода (от первого по ходу газа запорного устройства до горелок котлов); круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание; снятие и передача показаний с приборов учета газа, тепла, воды и электрической энергии; заправка установки ХВО реагентами, контроль уровня реагента в установке; подготовка котельной к отопительному сезону; ведение необходимой эксплуатационно-технической документации (пункт 1.4);
плановые работы по обслуживанию указаны в графике технического обслуживания и эксплуатации оборудования котельной (пункт 1.5, Приложение №);
стоимость услуг по договору составляет 31 500 рублей в месяц (пункт 2.5).
Обязанности исполнителя определены в разделе 3.1, а обязанности заказчика – в разделе 3.2 договора.
Проанализировав содержание указанного договора, орган регулирования обоснованно посчитал расходы по нему экономически обоснованными и учел их в полном объеме в рамках статьи затрат «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» как на 2018 год, так и на долгосрочный период регулирования 2019 – 2021 годов.
Одновременно, орган регулирования правомерно исключил из расчетов расходы на оплату труда 3 операторов котельной и 1 инженера, поскольку работы по договору от 13 октября 2017 года № № являются достаточными для функционирования автоматизированной котельной в штатном режиме и обеспечения теплоснабжения потребителей, они исключают необходимость постоянного присутствия в автоматизированной котельной производственного персонала, в связи с чем одновременный учет расходов как по договору от 13 октября 2017 года № №, так и по оплате труда вышеназванных сотрудников являлся бы экономически необоснованным.
Соглашаясь с такой позицией региональной службы по тарифам Нижегородской области, суд учитывает, что должностные инструкции операторов котельной и инженера (ответственного за газовое хозяйство) в материалы дела об установлении тарифов не представлялись, они были представлены лишь в суд. При этом содержащиеся в указанных должностных инструкциях права и обязанности сотрудников, по мнению суда, являются идентичными по отношению к правам и обязанностям исполнителя по договору от 13 октября 2017 года № №.
Кроме того, в материалы дела об установлении тарифов ООО «<данные изъяты>» был представлен приказ от 9 октября 2017 года № 3 о назначении ответственного за газовое и тепловое хозяйство, в соответствии с которым ответственным за исправное состояние и эксплуатацию газового и теплового оборудования назначен генеральный директор общества ФИО10 (л.д. 280 т. 3).
При таких обстоятельствах, поскольку расходы на оплату труда директора организации органом регулирования были учтены, одновременный учет расходов на оплату труда инженера (ответственного за газовое хозяйство) являлось бы также экономически необоснованным.
Заслуживают внимания и объяснения представителей ООО «<данные изъяты>», данные в судебном заседании, о том, что с весны 2018 года и до настоящего времени котельная функционировала и продолжает функционировать в штатном режиме, обеспечивает теплоснабжением потребителей в отсутствие в организации как операторов котельной, так и инженера.
Учитывая изложенное, доводы административного истца о необоснованном занижении органом регулирования величины необходимой валовой выручки организации по статье расходов «Фонд оплаты труда» в рамках настоящего дела своего подтверждения не нашли.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включается арендная плата.
Как установлено пунктом 45 Основ ценообразования, арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В рамках тарифной кампании 2018 года по предложению ООО «<данные изъяты>» сумма затрат по статье «Расходы по арендной плате» на период с 1 июля по 31 декабря 2018 года составила 694,913 тыс. рублей, в их состав, в том числе, включена арендная плата крышной котельной в соответствии с заключенным с ИП ФИО9, ИП ФИО11 договором аренды от 31 марта 2018 года № 1.
В целях обоснования указанных затрат регулируемой организацией представлены (с учетом дополнительных документов и материалов):
договор аренды от 31 марта 2018 года № 1, в соответствии с Приложением № 3 к которому («Обоснование расчета размера арендной платы»), размер арендной платы определен в размере 95 818,81 рублей в месяц, из которых: экономически обоснованная цена на амортизацию основных средств (с учетом уценки) (Приложение № 4 к договору) – 87 146,40 рублей; налог по УСН 6% - 5 228,78 рублей; налог по УСН 1% - 871,46 рублей, налог на имущество – 2 572,17 рублей;
оборотно-сальдовые ведомости ИП ФИО9, ИП ФИО11 по сч. 01 за 2017 год сч. 02 за 2018 год.
Как следует из экспертного заключения от 30 июля 2018 года № в-171, органом регулирования величина арендной платы определена из остаточной стоимости крышной котельной и из срока ее полезного использования 60 лет (720 месяцев), которые в отсутствие инвентарных карточек ИП ФИО9 и ИП ФИО11 взяты из представленной самой регулируемой организацией в материалы дела об установлении тарифов инвентарной карточки учета основных средств предыдущего собственника котельной ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».
В соответствии с данной инвентарной карточкой крышная котельная со всем находящимся в ней оборудованием является единым объектом учета основных средств со сроком полезного использования 720 месяцев, с балансовой стоимостью на момент продажи (30 октября 2017 года) 5 195 932,16 рублей, с ежемесячной амортизацией 9 182,39 рублей (л.д. 284 – 286 т. 3).
Учитывая данные обосновывающие материалы величина арендной платы была учтена при расчете тарифов на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года в размере 36,083 рублей.
Впоследствии в рамках тарифной компании на долгосрочный период регулирования 2019 – 2021 годов, ввиду не предоставления ООО «<данные изъяты>» предложения об установлении цен (тарифов) с обосновывающими материалами органом регулирования расходы по арендной плате определены в размере 108,249 тыс. рублей (5 195 932,16 рублей / (720 месяцев – 144 месяца) = 9 020,72 тыс. рублей в месяц).
Суд также не усматривает нарушений со стороны органа регулирования при расчете данных расходов ООО «<данные изъяты>» и полагает, что применительно к обстоятельствам настоящего дела и представленным регулируемой организацией в материалы дела об установлении тарифов документам и обосновывающим материалам расходы по данной статье в вышеназванном размере являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.
Оснований для принятия их в предложенном ООО «<данные изъяты>» размере у региональной службы по тарифам ФИО7 <адрес>, действовавшей в соответствии с требованиями Правил регулирования, Основ ценообразования и Методических указаний, не имелось.
Так, согласно оборотно-сальдовых ведомостей ИП ФИО9, ИП ФИО11 по сч. 01 за 2017 год сч. 02 за 2018 год котельная со всем находящимся в ней оборудованием поставлена на баланс как единый объект основных средств без разделения на составляющие, что вопреки позиции административного истца исключает возможность применения иных сроков полезного использования оборудования котельной.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что у ИП ФИО9, ИП ФИО11 отсутствуют аналитические данные бухгалтерского учета о порядке начисления амортизации по котельной, инвентарные карточки учета основных средств в отношении котельной. Такие документы не были представлены ООО «<данные изъяты>» ни в материалы дела об установлении тарифов, ни в суд.
Следовательно, использование в расчетах бухгалтерской документации (карточки учета основных средств) предыдущего собственника котельной ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» и произведенные с ее использованием расчеты в данном случае соответствует принципу возмещения арендодателю амортизации как составной части экономически обоснованного уровня арендной платы.
Поскольку суммы налогов, уплачиваемых ИП ФИО9, ИП ФИО11 при применении упрощенной системе налогообложения по ставкам 6% и 1%, не связаны с владением имуществом, переданным в аренду (котельной), то в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования включению в экономически обоснованный уровень арендной платы они не подлежат.
Доказательств уплаты ИП ФИО9, ИП ФИО11 налога на имущество физических лиц в отношении котельной, исчисленного в порядке пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, не было представлено ни в материалы дела об установлении тарифов, ни в суд,
При таких обстоятельствах, определение органом регулирования затрат ООО «<данные изъяты>» по статье «Расходы по арендной плате» в размере, не превышающем ее экономически обоснованный уровень (в размере возмещения амортизации), в полной мере соответствует положениям пункта 45 Основ ценообразования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1, от 6 декабря 2018 г. № 50/31 в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы ООО «<данные изъяты>», которое имело возможность представить в орган регулирования необходимый комплект документов для расчета спорных статей расходов в желаемом размере, но распорядилось этим правом по своему усмотрению. Кроме того, регулируемая организация не лишена возможности поставить вопрос о возмещении понесенных ей экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) (в случае если они документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности) при корректировке тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2020 год.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ООО «<данные изъяты>» о признании недействующими решений региональной службы по тарифам Нижегородской области от 6 августа 2018 г. № 29/1, от 6 декабря 2018 г. № 50/31 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2018 ░. № 29/1, ░░ 6 ░░░░░░░ 2018 ░. № 50/31 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ 2019 ░░░░