Решение по делу № 2-228/2024 (2-4132/2023;) от 19.09.2023

70RS0003-01-2023-006753-62

Дело № 2-228/2024 (2-4132/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2024 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи                  Гусакова А.А.,

при секретаре Беляковой Д.А.,

с участием истца Какаулиной Г.Д.,

представителя истца Таразанова А.С.,

представителя ответчика Абдуллаевой А.М.к.,

помощник судьи Абрамовой Д.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Какаулиной Галины Дмитриевны к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Томская областная клиническая больница» о признании работы во вредных условиях, обязании внести в список сотрудников, занятых на работе с вредными условиями труда, обязании начислить и уплатить страховые взносы, а также подать сведения об особых условиях труда работника,

установил:

Какаулина (Бузаева) Г.Д. обратилась в суд с иском к ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», в котором просит признать работу, выполняемую истцом в период с 17.05.2010 по настоящее время в должности - медицинская сестра процедурной кабинета химиотерапии Клинико-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», как работу во вредных условиях труда (Список № 2 Постановление Кабинета Министров от 26.01.1991 г. №10 раздел XXIV, позиция 2260000ж), занятость на которой дает право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» внести Какаулину Г.Д. в список сотрудников, занятых на работе с вредными условиями труда; обязать ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» начислить и уплатить страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.), за период работы с 17.05.2010 по настоящее время в отношении Какаулиной Г.Д.; обязать ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» подать уточняющие (корректирующие) сведения об особых условиях труда работника (специального стажа) Какаулиной Г.Д. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области за период с 17.05.2010 по день вынесения решения суда.

В обоснование иска указано, что истец в соответствии с приказом от 14.05.2010 №141-л с 17.05.2010 работает в должности медицинской сестры процедурной кабинета амбулаторной химиотерапии консультативно-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница». В настоящий момент продолжает работать в данной должности. В соответствии с должностной инструкцией, положением о кабинете амбулаторной химиотерапии, истцом в течение полного рабочего дня проводятся медицинские процедуры путем внутривенного, внутримышечного введения больным химиопрепаратов-цитостатиков по схемам, предписанными врачами гематологами консультативно-диагностической поликлиники. Характер и условия моего труда аналогичны характеру и условиям труда медицинского персонала онкологических учреждений. Кабинет амбулаторной химиотерапии ОГАУЗ ТОКБ, затем ОГАУЗ ТОКБ создан на основании приказа Департамента здравоохранения Томской области от 24.12.2007 №612 и приказа главного врача ОГУЗ ТОКБ от 28.12.2007 №246, предназначен для оказания высококвалифицированной помощи больным, проживающим на территории Томской области, а именно проведение методов противоопухолевой химиотерапии в амбулаторных условиях. 02.11.2016 в соответствии ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодателем проводилась специальная оценка условий труда рабочего места (карта № 63-9-2365-15А), согласно которой установлено, что фактический уровень вредного фактора рабочего места истца не соответствует гигиеническим нормативам, установлен подкласс условий труда 3.3. 28.11.2019 проведенной специальной оценкой условий труда рабочего места (карта №79) установлен подкласс условий труда 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет). По результатам оценки труда установлена необходимость в установлении повышенной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, проведение медицинских осмотров, а также право на досрочное назначение страховой пенсии. Однако работодатель ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» не включил истца в список сотрудников, занятых на работе с вредными условиями труда, сведения о работе по списку №2 в пенсионные органы не представлял, не оплачивал страховые взносы по дополнительным тарифам, установленными ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ, чем нарушил права истца.

В судебном заседании истец Какаулина (Бузаева) Г.Д., представитель истца Таразанов А.С. поддержали исковые требования. Истец пояснила, что была ознакомлена с результатами специальной оценки условий труда, в установленном законом порядке их не оспаривала. Медицинская сестра гематологического отделения работает с другими препаратами.

Представитель ответчика ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» - Абдуллаева А.М.к. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица Департамент здравоохранения Томской области, Государственная инспекция труда в Томской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Суд в силу положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" медицинским работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, досрочная пенсия может быть назначена на особых условиях. К таким условиям относятся достижение определенного возраста (для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет), наличие выработки на вредных работах (соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет) и страхового стажа (соответственно не менее 20 лет и 15 лет). В случае отработки на вредных работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.

Кроме того, возможность досрочно выйти на пенсию есть у медицинских работников, имеющих стаж работы с тяжелыми условиями труда. Для этого они должны достичь возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), проработать на таких работах соответственно не менее 12,5 лет и 10 лет и иметь страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае отработки на тяжелых работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые два с половиной года такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения"), к работникам, которые могут выйти на пенсию досрочно, относит, в частности, младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях и кабинетах, в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях (в том числе в интернатах), в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений).

С учетом разъяснений, изложенных в Письмах Минтруда России от 28 сентября 1992 года N 1910-РБ, 20 октября 1992 года N 2010-РБ, право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в тяжелых условиях по указанному Списку №2 предоставлено также младшему и среднему медицинскому персоналу гематологических учреждений (подразделений) при условии постоянной занятости лечением химиопрепаратами опухолей системы крови, психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений.

В судебном заседании установлено, что Какаулина (Бузаева) Г.Д. приказом №141-л от 14.05.2010 принята на работу в консультативно-диагностическую поликлинику ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» медицинской сестрой процедурного кабинета амбулаторной химиотерапии, что подтверждается трудовой книжкой AT-V ... (т.1, л.д. 10-14).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Какаулина Г.Д. указала, что с 17.05.2010 по настоящее время работает медицинской сестрой процедурного кабинета химиотерапии Клинико-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» и постоянно занята лечением химиопрепаратами.

Вместе с тем достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истцом в материалы дела не представлено.

Согласно Приложению №5 к приказу Минздравсоцразвития №33н от 24.01.2014 «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» к перечню противоопухолевых лекарственных средств, гормонов (эстрогенов) относятся: 1) Аминобутил, 2) 5-{ [4,6-Бис(1-азиридинил)-1,3,5-тиазин-2-ил]амино}-2,2-диметил-1,3-диоксан-5-метанол; диоксадет; 3) 14-Гидроксирубомицин; 4) 3-Гидрокси-эстра-1,3,5(10)триен-17-он; эстрон; 5) Диэтиленимид 2-метилтиозолидо-3-фосфорной кислоты; имифос; 6) 2,2,6-Тридеокси-3-амино--ликсозо-4-метокси-6,7,9,11-тетраокси-9-ацето-7,8,9,10-тетрагидротетраценхинон; рубомицин; 7) 2-Хлор-N-(2-хлорэтил)-N-метилэтанамина гидрохлорид; эмбихин; 8) 17-Этинилэстра-1,3,5(10)-триендиол-3,17; этинилэстрадиол.

Из справки заведующей гематологическим отделением ОГАУЗ «ТОКБ» от 12.03.2024 следует, что в кабинете амбулаторной химиотерапии консультативно-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», где работает истец, организовано проведение нетоксической таргетной (биологической) терапии препаратами: «Бортезомиб», «Даратумумаб», «Ритуксимаб», «Полатузумаб ветодин», «Экулизумаб», «Эмицизумаб» и «Ромиплостим». Указанные препараты не являются химиопрепаратами, так как относятся к группе генно-инженерных биологических препаратов (т.1, л.д.99).

В картах специальной оценки условий труда медицинской сестры процедурного кабинета химиотерапии Клинико-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» за 2016, 2019 гг. химический фактор производственной среды также не установлен. При этом такой фактор, как следует из карты специальной оценки условий труда №4-1-03-05/14А, имеется у медицинской сестры гематологического отделения, которая, как пояснила истец, работает с другими лекарственными препаратами.

Кроме того, согласно пояснениям истца Какаулиной Г.Д., данным в судебном заседании, последняя была ознакомлена с результатами специальной оценки условий ее труда, в установленном законом порядке их не оспаривала.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

Представленные стороной истца в дело инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, выводы суда не опровергают, поскольку не содержат сведений об отнесении данных лекарственных препаратов к химиопрепаратам.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Какаулиной Галины Дмитриевны к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Томская областная клиническая больница» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

            Мотивированный текст изготовлен 26.04.2024.

Председательствующий :/подпись                                                            А.А. Гусаков

Подлинный документ подшит в деле №2-228/2024 в Октябрьском районном суде г.Томска

УИД 70RS0003-01-2023-006753-62

70RS0003-01-2023-006753-62

Дело № 2-228/2024 (2-4132/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2024 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи                  Гусакова А.А.,

при секретаре Беляковой Д.А.,

с участием истца Какаулиной Г.Д.,

представителя истца Таразанова А.С.,

представителя ответчика Абдуллаевой А.М.к.,

помощник судьи Абрамовой Д.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Какаулиной Галины Дмитриевны к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Томская областная клиническая больница» о признании работы во вредных условиях, обязании внести в список сотрудников, занятых на работе с вредными условиями труда, обязании начислить и уплатить страховые взносы, а также подать сведения об особых условиях труда работника,

установил:

Какаулина (Бузаева) Г.Д. обратилась в суд с иском к ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», в котором просит признать работу, выполняемую истцом в период с 17.05.2010 по настоящее время в должности - медицинская сестра процедурной кабинета химиотерапии Клинико-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», как работу во вредных условиях труда (Список № 2 Постановление Кабинета Министров от 26.01.1991 г. №10 раздел XXIV, позиция 2260000ж), занятость на которой дает право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» внести Какаулину Г.Д. в список сотрудников, занятых на работе с вредными условиями труда; обязать ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» начислить и уплатить страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.), за период работы с 17.05.2010 по настоящее время в отношении Какаулиной Г.Д.; обязать ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» подать уточняющие (корректирующие) сведения об особых условиях труда работника (специального стажа) Какаулиной Г.Д. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области за период с 17.05.2010 по день вынесения решения суда.

В обоснование иска указано, что истец в соответствии с приказом от 14.05.2010 №141-л с 17.05.2010 работает в должности медицинской сестры процедурной кабинета амбулаторной химиотерапии консультативно-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница». В настоящий момент продолжает работать в данной должности. В соответствии с должностной инструкцией, положением о кабинете амбулаторной химиотерапии, истцом в течение полного рабочего дня проводятся медицинские процедуры путем внутривенного, внутримышечного введения больным химиопрепаратов-цитостатиков по схемам, предписанными врачами гематологами консультативно-диагностической поликлиники. Характер и условия моего труда аналогичны характеру и условиям труда медицинского персонала онкологических учреждений. Кабинет амбулаторной химиотерапии ОГАУЗ ТОКБ, затем ОГАУЗ ТОКБ создан на основании приказа Департамента здравоохранения Томской области от 24.12.2007 №612 и приказа главного врача ОГУЗ ТОКБ от 28.12.2007 №246, предназначен для оказания высококвалифицированной помощи больным, проживающим на территории Томской области, а именно проведение методов противоопухолевой химиотерапии в амбулаторных условиях. 02.11.2016 в соответствии ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодателем проводилась специальная оценка условий труда рабочего места (карта № 63-9-2365-15А), согласно которой установлено, что фактический уровень вредного фактора рабочего места истца не соответствует гигиеническим нормативам, установлен подкласс условий труда 3.3. 28.11.2019 проведенной специальной оценкой условий труда рабочего места (карта №79) установлен подкласс условий труда 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет). По результатам оценки труда установлена необходимость в установлении повышенной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, проведение медицинских осмотров, а также право на досрочное назначение страховой пенсии. Однако работодатель ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» не включил истца в список сотрудников, занятых на работе с вредными условиями труда, сведения о работе по списку №2 в пенсионные органы не представлял, не оплачивал страховые взносы по дополнительным тарифам, установленными ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ, чем нарушил права истца.

В судебном заседании истец Какаулина (Бузаева) Г.Д., представитель истца Таразанов А.С. поддержали исковые требования. Истец пояснила, что была ознакомлена с результатами специальной оценки условий труда, в установленном законом порядке их не оспаривала. Медицинская сестра гематологического отделения работает с другими препаратами.

Представитель ответчика ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» - Абдуллаева А.М.к. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица Департамент здравоохранения Томской области, Государственная инспекция труда в Томской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Суд в силу положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" медицинским работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, досрочная пенсия может быть назначена на особых условиях. К таким условиям относятся достижение определенного возраста (для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет), наличие выработки на вредных работах (соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет) и страхового стажа (соответственно не менее 20 лет и 15 лет). В случае отработки на вредных работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.

Кроме того, возможность досрочно выйти на пенсию есть у медицинских работников, имеющих стаж работы с тяжелыми условиями труда. Для этого они должны достичь возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), проработать на таких работах соответственно не менее 12,5 лет и 10 лет и иметь страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае отработки на тяжелых работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые два с половиной года такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения"), к работникам, которые могут выйти на пенсию досрочно, относит, в частности, младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях и кабинетах, в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях (в том числе в интернатах), в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений).

С учетом разъяснений, изложенных в Письмах Минтруда России от 28 сентября 1992 года N 1910-РБ, 20 октября 1992 года N 2010-РБ, право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в тяжелых условиях по указанному Списку №2 предоставлено также младшему и среднему медицинскому персоналу гематологических учреждений (подразделений) при условии постоянной занятости лечением химиопрепаратами опухолей системы крови, психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений.

В судебном заседании установлено, что Какаулина (Бузаева) Г.Д. приказом №141-л от 14.05.2010 принята на работу в консультативно-диагностическую поликлинику ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» медицинской сестрой процедурного кабинета амбулаторной химиотерапии, что подтверждается трудовой книжкой AT-V ... (т.1, л.д. 10-14).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Какаулина Г.Д. указала, что с 17.05.2010 по настоящее время работает медицинской сестрой процедурного кабинета химиотерапии Клинико-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» и постоянно занята лечением химиопрепаратами.

Вместе с тем достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истцом в материалы дела не представлено.

Согласно Приложению №5 к приказу Минздравсоцразвития №33н от 24.01.2014 «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» к перечню противоопухолевых лекарственных средств, гормонов (эстрогенов) относятся: 1) Аминобутил, 2) 5-{ [4,6-Бис(1-азиридинил)-1,3,5-тиазин-2-ил]амино}-2,2-диметил-1,3-диоксан-5-метанол; диоксадет; 3) 14-Гидроксирубомицин; 4) 3-Гидрокси-эстра-1,3,5(10)триен-17-он; эстрон; 5) Диэтиленимид 2-метилтиозолидо-3-фосфорной кислоты; имифос; 6) 2,2,6-Тридеокси-3-амино--ликсозо-4-метокси-6,7,9,11-тетраокси-9-ацето-7,8,9,10-тетрагидротетраценхинон; рубомицин; 7) 2-Хлор-N-(2-хлорэтил)-N-метилэтанамина гидрохлорид; эмбихин; 8) 17-Этинилэстра-1,3,5(10)-триендиол-3,17; этинилэстрадиол.

Из справки заведующей гематологическим отделением ОГАУЗ «ТОКБ» от 12.03.2024 следует, что в кабинете амбулаторной химиотерапии консультативно-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», где работает истец, организовано проведение нетоксической таргетной (биологической) терапии препаратами: «Бортезомиб», «Даратумумаб», «Ритуксимаб», «Полатузумаб ветодин», «Экулизумаб», «Эмицизумаб» и «Ромиплостим». Указанные препараты не являются химиопрепаратами, так как относятся к группе генно-инженерных биологических препаратов (т.1, л.д.99).

В картах специальной оценки условий труда медицинской сестры процедурного кабинета химиотерапии Клинико-диагностической поликлиники ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» за 2016, 2019 гг. химический фактор производственной среды также не установлен. При этом такой фактор, как следует из карты специальной оценки условий труда №4-1-03-05/14А, имеется у медицинской сестры гематологического отделения, которая, как пояснила истец, работает с другими лекарственными препаратами.

Кроме того, согласно пояснениям истца Какаулиной Г.Д., данным в судебном заседании, последняя была ознакомлена с результатами специальной оценки условий ее труда, в установленном законом порядке их не оспаривала.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

Представленные стороной истца в дело инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, выводы суда не опровергают, поскольку не содержат сведений об отнесении данных лекарственных препаратов к химиопрепаратам.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Какаулиной Галины Дмитриевны к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Томская областная клиническая больница» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

            Мотивированный текст изготовлен 26.04.2024.

Председательствующий :/подпись                                                            А.А. Гусаков

Подлинный документ подшит в деле №2-228/2024 в Октябрьском районном суде г.Томска

УИД 70RS0003-01-2023-006753-62

2-228/2024 (2-4132/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Какаулина (Бузаева) Галина Дмитриевна
Ответчики
ОГАУЗ "Томская областная клиническая больница"
Другие
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области
Государственная инспекция труда в Томской области
Департамент здравоохранения Томской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
Гусаков А.А.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.tms.sudrf.ru
19.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2023Передача материалов судье
20.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2023Подготовка дела (собеседование)
24.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее