Судья Мартынюк Т.В. Дело № 21-453/2021
(номер дела в суде первой инстанции № 12-60/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице директора производственного отделения «Южные электрические сети» филиала в Республике Коми Денерта Э.А. на постановление начальника отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 12 июля 2021 года и решение судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 26 августа 2021 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 12 июля 2021 года публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 26 августа 2021 года приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба ПАО «МРСК Северо-Запад» - без удовлетворения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице директора производственного отделения «Южные электрические сети» филиала в Республике Коми Денерта Э.А. обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшиеся постановление должностного лица административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием. В обоснование жалобы приводят доводы и дают оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, частью 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Поверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Исходя из положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в отношении объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ разработаны Правила пожарной безопасности в лесах, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614.
Указанные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами
Пунктом 45 указанных Правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
В силу пункта 26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпункту «б» пункта 27 Правил, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.04.2021 № 220 с 30 апреля 2021 года на территории Республики Коми установлено начало пожароопасного сезона.
Постановлением Правительства Республики Коми от 27.05.2021 № 260 с 27 мая 2021 года на территории МО МР «Усть-Куломский» введен особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08 мая 2020 года ПАО «МРСК Северо-Запада» в адрес ГУ «Помоздинское лесничество» направлено уведомление № МР2/5-51/102-50-2/3335 о проведении работ по созданию необходимых условий для безопасной эксплуатации высоковольтных ЛЭП, согласно которому на электросетевых объектах ВЛ 10-110 кВ, проходящих по землям ГУ «Помоздинское лесничество», в границах зон линейных объектов, в период с 01.05.2020 по 31.12.2020 будут проведены мероприятия по расчистке просек воздушных линий электропередач от древесно-кустарниковой растительности.
25.05.2021 на основании приказа главного лесничего ГУ «Помоздинское лесничество» от 30.04.2021 № 16 «О проведении патрулирования» проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого выявлено, что в полосе линии электропередач, проходящей вдоль дороги с. Помоздино - п. Диасеръя в квартале 67 выделе 27, квартале 88 выделе 2, квартале 89 выделе 34, квартале 90 выделе 18 Помоздинского участкового лесничества, ПАО «МРСК Северо-Запада» проведены мероприятия по расчистке просек воздушных линий электропередач от древесно-кустарниковой растительности. Однако в нарушение требований лесного законодательства, спиленный молодняк лиственных пород разбросан по всей площади под линией электропередач и непосредственно примыкает к стене леса.
Выявленные нарушения явились основанием для составления в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» протокола об административном правонарушении № 2/6 от 25.06.2021 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения постановления № 179 от 12 июля 2021 года о назначении Обществу административного наказания.
Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25 июня 2021 года № 2/6; уведомлением ПАО «МРСК Северо-Запада» в адрес ГУ «Помоздинское лесничество» от 08.05.2020 № МР2/5-51/102-50-2/3335; приказом ГУ «Помоздинское лесничество» от 30.04.2021 № 16 «О проведении патрулирования»; актом патрулирования территории лесного фонда № 20 от 25.05.2021 и приложенными к акту абрисами и фотографиями местоположения спиленного молодняка лиственных пород; письмом производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» в Республике Коми от 23.06.2021 об устранении выявленных нарушений в соответствии с претензионным письмом ГУ «Помоздинское лесничество» от 25.05.2021 № 60, а также иными доказательствами, получившими оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Проверяя законность постановления должностного лица и оставляя его без изменения, судья районного суда исходил из того, что обстоятельствами дела подтверждается нарушение ПАО «МРСК Северо-Запада» Правил пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами соглашается, так как нижестоящим судом имеющимся в материалах дела доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности в лесах, не установлено.
Оспаривая законность состоявшихся по делу процессуальных актов, Общество указывает на то, что ни должностным лицом, ни судом не учтены положения статей 2.9, 4.1 и 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа обжалуемых актов следует, что вопрос возможности применения положений о малозначительности был предметом рассмотрения должностного лица и нижестоящего суда, оснований, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно не выявлено. С учетом характера правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства в связи малозначительностью деяния не усматривается.
Ссылка Общества на отсутствие вредных последствий, имущественного ущерба и причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде подлежит отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являются исключительными обстоятельствами, при которых правонарушение можно признать малозначительным, и должны оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения в условиях пожароопасного сезона, поскольку объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и, как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожения имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Наличие судебной практики по аналогичным делам, при рассмотрении которых судами была применена малозначительность, на что указано в жалобе, не влечет отмену обжалуемых актов, так как приведенные в жалобе решения судов иных субъектов по аналогичным делам не носят преюдициальный характер.
Наказание Обществу назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса, с учетом характера правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличия у ПАО «МРСК Северо-Запада» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства (повторное совершение однородного правонарушения) и является обоснованным.
Приведенные в жалобе доводы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и выводов должностного лица и нижестоящего суда. Данные доводы являлись предметом рассмотрения и обоснованно отклонены как несостоятельные. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, не установлено.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № 179 от 12 июля 2021 года и решение судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 26 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице директора производственного отделения «Южные электрические сети» филиала в Республике Коми Денерта Э.А. – без удовлетворения.
Судья Н.Ю. Санжаровская