Решение по делу № 2-2019/2022 от 21.06.2022

УИД 04RS0021-01-2022-003046-29

Гр.дело №2-2019/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя обязать Администрацию ... в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов

с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 1428,14 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530623,67

4141091,97

2

530644,62

4141105,7

3

530676,7

4141100,34

4

530680,23

4141138,55

5

530609,83

4141105,54

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 775,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530506,55

4141077,06

2

530466,65

4141061,85

3

530479,76

4141041,41

4

530497,33

4141044,78

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011223 на неразграниченной территории, площадью 289,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

533481,84

4151472,57

2

533466,53

4151472,19

3

533467,22

4151455,75

4

533480,54

4151448,67

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной проверкой выявлены факты несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на пустыре примерно в 300 м. к востоку от здания ...б ..., на пустыре примерно в 270 м. к востоку от здания ...б ..., вблизи ....

Скопление твердых коммунальных отходов представлено в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочее.

Территории, на которых расположены несанкционированные выявленные свалки, не выделены в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально – определенного объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления.

Непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель прокурора ... Михалева Т.С. требования, изложенные в иске поддержала по указанным в нем доводам.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации ... не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, ранее в судебном заседании представитель Администрации ... Ардонова А.В., действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на их необоснованность, представила суду письменное возражение, доводы которого поддержала в судебном заседании.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «ЭкоАльянс» Васильева М.П., действующая на основании доверенности, указала на обоснованность требований прокурора, региональный оператор осуществляет ликвидацию несанкционированных свалок в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, о существовании несанкционированной свалки региональному оператору стало известно из иска прокурора, прокурор, реализуя свои полномочия обратился в суд.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Ласая Л.И., действующая на основании доверенности пояснила, что иск прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Дело рассмотрено судом по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен полномочиями на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду ликвидацию ее последствий.

Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронении твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образованиях осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ ...-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения) отходы производства отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В ч. 3 ст. 8 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в ..." от ДД.ММ.ГГГГ N 1254-IV предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Согласно п. 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 393 собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Из материалов дела следует, что прокуратурой ... проведена проверка с привлечением специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, в ходе которой установлены факты несанкционированного размещения отходов на земельных участках, что подтверждается справкой экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Скопление твердых коммунальных отходов представлено в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочее.

Факт наличия несанкционированных свалок подтверждается представленными суду фототаблицами, справкой о результатах спутниковой геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ.

Ведущим специалистом – экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по РБ с участием старшего помощника прокурора ... Михалевой Т.С. ДД.ММ.ГГГГ была проведена спутниковая геодезическая съемка границ земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, определены координаты характерных точек границ свалок мусора на местности с применением спутникового геодезического GNSS-приемника Hiper-SR, Leica GR 10, в подтверждение чему в материалы дела представлена справка о результатах спутниковой геодезической съемки, ситуационный план мест несанкционированного размещения отходов, фототаблица.

Исходя из указанной справки, несанкционированные свалки выявлены на территории нескольких земельных участков, в том числе на следующих земельных участках:

- земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 1428,14 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530623,67

4141091,97

2

530644,62

4141105,7

3

530676,7

4141100,34

4

530680,23

4141138,55

5

530609,83

4141105,54

- земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 775,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530506,55

4141077,06

2

530466,65

4141061,85

3

530479,76

4141041,41

4

530497,33

4141044,78

- земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 03:24:011223 на неразграниченной территории, площадью 289,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

533481,84

4151472,57

2

533466,53

4151472,19

3

533467,22

4151455,75

4

533480,54

4151448,67

По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что указанные свалки расположены в границах кадастровых кварталов 03:24:011223 и 03:24:011806, территория является неразграниченной.

Суд не усматривает оснований не доверять координатам, указанным в справке, поскольку координаты определены уполномоченным должностным лицом, средствами измерений, имеющими свидетельства о поверке.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ...-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

В ходе проверки прокурором собственник отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, не установлен.

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных выше земельных участках, в материалы дела не представлены.

В соответствии с п.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Указанный вывод подтверждается позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ...-КГ15-13318.

Несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории городского округа «Город –Улан-Удэ, которые являются неразграниченными, ответственность по надлежащему содержанию, земельных участков возлагается на Администрацию ....

Органы местного самоуправления, вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Наличие несакционированных свалок отходов свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации ... за соблюдением правил благоустройства, о также ненадлежащем земельном контроле.

Правообладатели земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Согласно пунктов 1.1, 2.1 Положения об Администрации ..., утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ..., Администрация ... является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «...», который осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.

Пунктом 4 статьи 4 Устава ..., утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ..., к вопросам местного значения города отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Таким образом, Администрация ... является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника земельных участков в кадастровых кварталах 03:24:011223 и 03:24:011806.

В нарушение вышеуказанных требований закона Администрацией ... не приняты меры по ликвидации свалок отходов. Отходы размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения.

Указанные в иске прокурора несанкционированные свалки не входят в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами, что следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия представленного на запрос суда.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Ненадлежащее исполнение требований природоохранного законодательства влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами.

Непринятие мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов препятствует реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», направленных на улучшение качества жизни граждан и создание эффективной системы по обращению с отходами производства и потребления.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, возлагает на Администрацию ... обязанность принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с земельных участков, относящихся к неразграниченной территории.

Доводы, изложенные в письменном возражении представителя Администрации ..., суд находит необоснованными, учитывая вышеизложенное и не принимает их во внимание.

В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ... Республики Бурятия удовлетворить.

Возложить на Администрацию ... (ИНН 0323076085) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 1428,14 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530623,67

4141091,97

2

530644,62

4141105,7

3

530676,7

4141100,34

4

530680,23

4141138,55

5

530609,83

4141105,54

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 775,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530506,55

4141077,06

2

530466,65

4141061,85

3

530479,76

4141041,41

4

530497,33

4141044,78

с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011223 на неразграниченной территории, площадью 289,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

533481,84

4151472,57

2

533466,53

4151472,19

3

533467,22

4151455,75

4

533480,54

4151448,67

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Советский районный суд ....

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Наумова

УИД 04RS0021-01-2022-003046-29

Гр.дело №2-2019/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя обязать Администрацию ... в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов

с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 1428,14 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530623,67

4141091,97

2

530644,62

4141105,7

3

530676,7

4141100,34

4

530680,23

4141138,55

5

530609,83

4141105,54

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 775,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530506,55

4141077,06

2

530466,65

4141061,85

3

530479,76

4141041,41

4

530497,33

4141044,78

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011223 на неразграниченной территории, площадью 289,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

533481,84

4151472,57

2

533466,53

4151472,19

3

533467,22

4151455,75

4

533480,54

4151448,67

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной проверкой выявлены факты несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на пустыре примерно в 300 м. к востоку от здания ...б ..., на пустыре примерно в 270 м. к востоку от здания ...б ..., вблизи ....

Скопление твердых коммунальных отходов представлено в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочее.

Территории, на которых расположены несанкционированные выявленные свалки, не выделены в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально – определенного объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления.

Непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель прокурора ... Михалева Т.С. требования, изложенные в иске поддержала по указанным в нем доводам.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации ... не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, ранее в судебном заседании представитель Администрации ... Ардонова А.В., действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на их необоснованность, представила суду письменное возражение, доводы которого поддержала в судебном заседании.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «ЭкоАльянс» Васильева М.П., действующая на основании доверенности, указала на обоснованность требований прокурора, региональный оператор осуществляет ликвидацию несанкционированных свалок в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, о существовании несанкционированной свалки региональному оператору стало известно из иска прокурора, прокурор, реализуя свои полномочия обратился в суд.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Ласая Л.И., действующая на основании доверенности пояснила, что иск прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Дело рассмотрено судом по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен полномочиями на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду ликвидацию ее последствий.

Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронении твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образованиях осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ ...-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения) отходы производства отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В ч. 3 ст. 8 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в ..." от ДД.ММ.ГГГГ N 1254-IV предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Согласно п. 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 393 собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Из материалов дела следует, что прокуратурой ... проведена проверка с привлечением специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, в ходе которой установлены факты несанкционированного размещения отходов на земельных участках, что подтверждается справкой экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Скопление твердых коммунальных отходов представлено в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочее.

Факт наличия несанкционированных свалок подтверждается представленными суду фототаблицами, справкой о результатах спутниковой геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ.

Ведущим специалистом – экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по РБ с участием старшего помощника прокурора ... Михалевой Т.С. ДД.ММ.ГГГГ была проведена спутниковая геодезическая съемка границ земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, определены координаты характерных точек границ свалок мусора на местности с применением спутникового геодезического GNSS-приемника Hiper-SR, Leica GR 10, в подтверждение чему в материалы дела представлена справка о результатах спутниковой геодезической съемки, ситуационный план мест несанкционированного размещения отходов, фототаблица.

Исходя из указанной справки, несанкционированные свалки выявлены на территории нескольких земельных участков, в том числе на следующих земельных участках:

- земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 1428,14 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530623,67

4141091,97

2

530644,62

4141105,7

3

530676,7

4141100,34

4

530680,23

4141138,55

5

530609,83

4141105,54

- земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 775,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530506,55

4141077,06

2

530466,65

4141061,85

3

530479,76

4141041,41

4

530497,33

4141044,78

- земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 03:24:011223 на неразграниченной территории, площадью 289,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

533481,84

4151472,57

2

533466,53

4151472,19

3

533467,22

4151455,75

4

533480,54

4151448,67

По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что указанные свалки расположены в границах кадастровых кварталов 03:24:011223 и 03:24:011806, территория является неразграниченной.

Суд не усматривает оснований не доверять координатам, указанным в справке, поскольку координаты определены уполномоченным должностным лицом, средствами измерений, имеющими свидетельства о поверке.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ...-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

В ходе проверки прокурором собственник отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, не установлен.

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных выше земельных участках, в материалы дела не представлены.

В соответствии с п.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Указанный вывод подтверждается позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ...-КГ15-13318.

Несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории городского округа «Город –Улан-Удэ, которые являются неразграниченными, ответственность по надлежащему содержанию, земельных участков возлагается на Администрацию ....

Органы местного самоуправления, вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Наличие несакционированных свалок отходов свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации ... за соблюдением правил благоустройства, о также ненадлежащем земельном контроле.

Правообладатели земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Согласно пунктов 1.1, 2.1 Положения об Администрации ..., утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ..., Администрация ... является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «...», который осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.

Пунктом 4 статьи 4 Устава ..., утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ..., к вопросам местного значения города отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Таким образом, Администрация ... является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника земельных участков в кадастровых кварталах 03:24:011223 и 03:24:011806.

В нарушение вышеуказанных требований закона Администрацией ... не приняты меры по ликвидации свалок отходов. Отходы размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения.

Указанные в иске прокурора несанкционированные свалки не входят в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами, что следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия представленного на запрос суда.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Ненадлежащее исполнение требований природоохранного законодательства влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами.

Непринятие мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов препятствует реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», направленных на улучшение качества жизни граждан и создание эффективной системы по обращению с отходами производства и потребления.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, возлагает на Администрацию ... обязанность принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с земельных участков, относящихся к неразграниченной территории.

Доводы, изложенные в письменном возражении представителя Администрации ..., суд находит необоснованными, учитывая вышеизложенное и не принимает их во внимание.

В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ... Республики Бурятия удовлетворить.

Возложить на Администрацию ... (ИНН 0323076085) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 1428,14 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530623,67

4141091,97

2

530644,62

4141105,7

3

530676,7

4141100,34

4

530680,23

4141138,55

5

530609,83

4141105,54

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011806 на неразграниченной территории, площадью 775,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

530506,55

4141077,06

2

530466,65

4141061,85

3

530479,76

4141041,41

4

530497,33

4141044,78

с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 03:24:011223 на неразграниченной территории, площадью 289,61 кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03

X

Y

1

533481,84

4151472,57

2

533466,53

4151472,19

3

533467,22

4151455,75

4

533480,54

4151448,67

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Советский районный суд ....

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Наумова

2-2019/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
ООО "Экоальянс"
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Наумова Анна Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2022Подготовка дела (собеседование)
13.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее