Судья Одинцов В.В. Дело №33-34/2024
(номер дела в суде I инстанции 2-12/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 19 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К.,
судей Муращенко М.Д. и Тачахова Р.З.,
при секретаре судебного заседания Аутлевой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО1 к администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» о признании недействительными результаты межевания земельного участка и обязании установить границы земельного участка с учетом санитарно-защитной зоны отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО13, объяснения представителя Добротворской А.С. адвоката Васадзе Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение», в котором просила признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью 100 000 кв.м., категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным видом пользования «для размещения и обустройства кладбища» по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»; №, площадью 100 000 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов» с разрешенным видом пользования «для размещения и обустройства кладбища» по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»; №, площадью 71 000 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов» с разрешенным видом пользования «для размещения и обустройства кладбища» по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»; №, площадью 70 788 кв. м., категория земель «земли населенных пунктов» с разрешенным видом пользования «для размещения и обустройства кладбища» по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»; №, площадью 58 212 кв. м., категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного пользования «для размещения и обустройства кладбища» по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение», а также признать незаконными бездействия по изменению границ указанных земельных участков и обязать установить границы указанных земельных участков.
В своих требованиях истец указала, что является собственником садового дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ДНТ «Восход» <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной права собственности. С февраля 2015 года является членом ДНТ «Восход» и постоянно проживает в указанном доме. Напротив её дома и земельного участка на расстоянии 40 метров расположен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 400 000 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного пользования «для размещения и обустройства кладбища», принадлежащий администрации МО «Яблоновское городское поселение».
В октябре 2019 года администрацией МО «Яблоновское городское поселение» начаты работы по строительству кладбища на указанном земельном участке. Считает, что действия администрации являются незаконными и нарушают её права как собственника земельного участка. Земельный участок площадью 400 000 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного пользования «для размещения и обустройства кладбища» был предоставлен администрации МО «Яблоновское городское поселение» в соответствии с распоряжением главы администрации МО «Тахтамукайский район» от 06 августа 2010 года № «О предоставлении администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение». Указанный земельный участок сформирован из земель категории «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для размещения кладбища». Использование земель сельскохозяйственного назначения для ритуальных целей действующим законодательством не предусмотрено.
Решением Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» от 01 ноября 2011 № 37-13 «Об утверждении генерального плана МО «Энемское городское поселение» и обращения главы администрации «Яблоновское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок с кадастровым номером № включен в черту населенного пункта МО «Энемское городское поселение», в связи с чем изменилась категория земель вышеуказанного земельного участка с «земель сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». Расстояние между участком с кадастровым номером №, принадлежащим администрации МО «Яблоновское городское поселение» расположен на расстоянии 40 метром от дома истца, а также домов расположенных в ДНТ «Рассвет», ДНТ «Восход», ДНТ «Имени Хуаде», не имеет ограждений и не имеет уклона в сторону, противоположную от её дома.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. Следовательно, администрация МО «Яблоновское городское поселение» обязано разместить вновь создаваемое кладбище на расстоянии 300 метров от жилого дома истца.
Члены ДНТ «Рассвет», ДНТ «Восход», ДНТ «Имени Хуаде», неоднократно обращались в прокуратуру Тахтамукайского района Республики Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Министерство экономического развития Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Адыгея. Согласно ответу прокуратуры Тахтамукайского района Республики Адыгея от 03 июля 2015 года установлено, что расстояние от зоны захоронения до дачных участков составляет 120 метров, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
В связи с этим главе администрации МО «Яблоновское городское поселение 16 июня 2015 года внесено представление об устранении нарушений закона с требованием перенести погребение в установленное место.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, расстояние от границы кладбища до земельных участков ДНТ «Рассвет», ДНТ «Восход», ДНТ «Имени Хуаде» составляет от 18 до 41 метра, участок не имеет уклона в сторону, противоположную садоводческим товариществам.
В связи с изложенным истица просила признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного пользования «для размещения и обустройства кладбища» по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение», признать незаконными бездействия по изменению границ указанного земельного участка и обязать администрацию муниципальное образования «Яблоновское городское поселение» установить границы границ земельного участка с учетом санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФИО1 по доверенности Васадзе Г.В. поддержал требования.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» по доверенности Берзегов Р.А. возражал против удовлетворения требований.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» по доверенности Трахова М.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц ДНТ «Рассвет» в лице председателя Кондратюк И.В. поддержала исковые требования.
Представителя третьего лица ДНТ «Восход» ФИО8, СНТ «им. ФИО9» и ДНТ «Рассвет» ФИО10 в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.
Третьи лица администрация МО «Энемское городское поселение» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не явились.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что обстоятельством, предопределяющим дальнейший порядок использования земельного участка, предназначенного для вышеуказанных целей, является определение границ этого земельного участка с учетом сложившейся застройки территории, поскольку допущенная в этом вопросе ошибка, делает невозможным в дальнейшем соблюдение нормативов при установлении санитарно-защитных норм. Считает, что этому обстоятельству должна быть дана оценка с точки зрения положений Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Важнейшим условием существования кладбища, как объекта муниципальной инфраструктуры, является обязательное оформление границ земельного участка, при котором расположено кладбище и его кадастровый учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 30 августа 2022 года постановлено:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09 февраля 2023 года постановлено:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 30 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2023 года постановлено:
Отказать администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела ФИО1 является собственником земельного участка площадью 300 кв.м. с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения садоводства», а также садового дома площадью 57,3 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, СНТ «Восход», <адрес>.
Распоряжением главы администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» от 6 августа 2010 года № в собственность администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» предоставлен земельный участок площадью 400 000 кв.м. с кадастровым номером № категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для размещения и обустройства кладбища».
Впоследствии в результате раздела данного земельного участка выделены и поставлены на кадастровый учет земельные участки с видом разрешенного использования «для размещения и обустройства кладбища» с кадастровыми номерами: №
Данные земельные участки образуют новое кладбище пгт. Яблоновский («Христианское кладбище»).
Основанием обращения ФИО1 в суд послужило то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером №, входящий в состав кладбища, расположен на расстоянии не более 40 метров от принадлежащего ей земельного участка.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в результате проведенного осмотра территории установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не имеет ограждения, расстояние от границы кладбища до земельных участков ДНТ «Рассвет», ДНТ «Восход», ДНТ «Имени Хуаде» составляет от 18 до 41 м, на участке осуществляются захоронения, при визуальном осмотре участок не имеет уклона в сторону противоположную садоводческим товариществам.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 июля 2020 года в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» о признании недействительными результатов межевания земельного участка, о признании незаконным бездействия по изменению границ земельного участка и обязании установить границы земельного участка с учетом санитарно-защитной зоны отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам верховного суда Республики Адыгея от 06 октября 2020 года данное решение суда оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 года отменены судебные акты первой и апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.
В материалах дела имеется решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10.07.2018 г., которым удовлетворены требования по административному иску прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение», возложении обязанности принять меры к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, создании специализированной службы по вопросам похоронного дела. Указанным судебным актом на администрацию муниципального образования «Яблоновское городское поселение» возложена обязанность принять меры к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в пгт. Энем, <адрес> (кадастровые номера: №); пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №; пгт. Яблоновский, <адрес> кадастровый №; пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №; пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №, зарегистрировать описание местоположения границы каждой санитарно-защитной зоны в Едином государственном реестре недвижимости, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела также установлено, что администрацией МО «Яблоновское городское поселение» ведутся работы по приведению территории кладбища в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм (СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).
В 2012 г. разработана проектная документация, в том числе на административное здание № (2013 г.), административное здание № (2013г.), а также проектная документация - Схема планировочной организации земельного участка (2013 г.).
01.03.2017 г. получено разрешение на строительство объекта капитального строительства-«Христианское кладбище».
Администрацией МО «Яблоновское городское поселение» ведутся работы по организации подъездных путей, строительству и приведению территории кладбища в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм (СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).
В настоящее время Администрацией МО «Яблоновское городское поселение» проводятся мероприятия по установлению и постановке на государственный кадастровый учет санитарно-защитных зон кладбища, а также проводятся мероприятия по получению заключения государственной экологической экспертизы.
Муниципальные кладбища планируются к размещению на двух земельных участках:
земельный участок с кадастровым номером №, площадью 100000 кв.м. (10 Га.), категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного пользования «для размещения и обустройства кладбища», почтовый адрес ориентира: <адрес>, пгт. Энем, <адрес>;
земельный участок с кадастровым номером №, площадью 71000 кв.м. (7,1 Га.), категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного пользования «для размещения и обустройства кладбища», почтовый адрес ориентира: <адрес>, пгт. Энем, <адрес>;
Указанные участки находятся в собственности МО «Яблоновское городское поселение».
Вид разрешенного использования указанных выше земельных участков изменен с вида - для размещения и обустройства кладбища, на вид - уличнодорожная сеть (для общего пользования (уличная сеть)).
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (приобщены к материалам дела).
Кроме того, в ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что в настоящее время кладбище не функционирует, никаких захоронений на его территории не производится (кладбище закрыто для захоронений).
В соответствии с указанными нормами санитарно-защитные зоны земельных участков с кадастровыми номерами № были снижены до предполагаемых границ ДНТ «Восход» и ДНТ «Рассвет» и ДНТ «им. ФИО9»
Данные обстоятельства подтверждаются решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении санитарно-защитной зоны для объекта кладбище (2 площадки) Яблоновского городского поселения по адресу: площадка №, №, <адрес>, на восточной окраине дп. сдт. имени Хуаде; площадка №, <адрес>, на восточной окраине дп. сдт. имени Хуаде».
Санитарно-эпидемиологическим заключением от 28.07.2020 г. №, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (бланк №) и приложением к санитарно-эпидемиологическому заключению от 28.07.2020 г. № выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея и приобщенным ранее ответчиком к материалам дела.
Также в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции проведена землеустроительная экспертиза, выполненная ООО «Финэка» от 01.02.2022 г.
Согласно данному заключению экспертом было установлено, что расстояние от границы ДНТ «Восход» и ДНТ «Рассвет» до земельного участка с кадастровым номером № в точке № составляет 91,30 м., в точке №,27м. Расстояние от границы СНТ «Восход» и НСТ «Рассвет» до земельного участка с кадастровым номером № до границы ДНТ «Восход» и ДНТ «Рассвет» в точке № составляет 86,67м., в точке №,57м.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами № нормативам при установлении санитарно-защитных зон с учетом сложившейся застройки территории не соответствуют.
Суд первой инстанции критически оценил выводы заключения по результатам проведения судебной экспертизы, счел их не обоснованными по тем основаниям, что ни материалы дела, ни Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не содержат сведений о границах земельного участка (территории) ДНТ «Восход» и ДНТ «Рассвет».
В заключении по результатам экспертизы экспертом представлен каталог координат характерных (поворотных) точек границ земельных участков с кадастровыми номерами №. При этом эксперт отметил, что нет сведений о прохождении государственного кадастрового учета земельного участка под ДНТ «Восход» и ДНТ «Рассвет», с определением координат характерных (поворотных) точек границ земельного участка и присвоением кадастрового номера земельному участку (территории ДНТ «Восход» и ДНТ «Рассвет»).
Таким образом, границы земельных участков (территории) ДНТ «Восход» и ДНТ «Рассвет» не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Выводы эксперта по вопросу суда № о том, что границы земельных участков с кадастровыми номерами № нормативам при установлении санитарно-защитных зон с учетом сложившейся застройки территории не соответствуют, суд счел не обоснованными и подготовленными без учета норм действующего законодательства.
Выводы, изложенные экспертом в заключении относительно нахождения земельных участков с кадастровыми номерами №, в зоне подтоплений, по мнению суда первой инстанции, являются необоснованными, сделанными без учета норм действующего законодательства в области установления зон с особыми условиями использования территорий. В выписках из Единого государственного реестра недвижимости от 19.12.2020 г. на оба земельных участка, приобщенных ранее ответчиком к материалам дела, сведения о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории отсутствуют. Сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами № в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного выводы эксперта о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами № зоне подтоплений, суд посчитал необоснованными и произведенными без учета норм действующего законодательства в области установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе без учета норм ВК РФ (ст. 67.1), Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360 «О зонах затопления, подтопления», Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также без учета факта отсутствия решения Федерального агентства водных ресурсов об установлении зон затопления, подтопления в месте расположения земельных участков с кадастровыми номерами №
Выводы эксперта об отнесении двух не смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью 10 Га и 7,1 Га, к третьему классу опасных объектов с установлением санитарно-защитной зоны 300 м. суд также посчитал ошибочными.
Таким образом, предоставленное в суд первой инстанции экспертное заключение ООО «Финэка», по мнению суда первой инстанции, не дало достоверного, полного, обоснованного и законного заключения на поставленные судом вопросы и, следовательно, не может быть принято и использовано судом как доказательство.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10.07.2018 г. административный иск прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение», возложении обязанности принять меры к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, создании специализированной службы по вопросам похоронного дела удовлетворен.
Постановленным решением на администрацию муниципального образования «Яблоновское городское поселение» возложена обязаность по принятию мер к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в пгт. Энем, <адрес> (кадастровые номера: №); пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №; пгт. Яблоновский, <адрес> кадастровый №; пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №; пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №, зарегистрировать описание местоположения границы каждой санитарно-защитной зоны в Едином государственном реестре недвижимости, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Кроме того, принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что истцом не было указано о том, каким образом наличие ошибки в межевании препятствует ей в реализации своих материальных прав либо законных интересов. Ссылка в исковом заявлении на то, что на расстоянии 40 метров от ее земельного участка расположен земельный участок с кадастровым №, площадью 400000 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного пользования «для размещения и обустройства кладбища», принадлежащий администрации МО «Яблоновское городское поселение», не свидетельствует об обратном.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции не может согласиться.
Для правильного разрешения спора судом апелляционной инстанции назначена повторная судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО Майкопское бюро независимых экспертиз «Аутас».
Из заключения ООО Майкопское бюро независимых экспертиз «Аутас» № 1 от 06.02.2024 следует:
По первому вопросу: На каком расстоянии от границ ДНТ «Восход» и НСТ «Рассвет» находятся следующие земельные участки:
земельный участок с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., для размещения и обустройства кладбища.
земельный участок с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., для размещения и обустройства кладбища.
При ответе указанный вопрос, в основу принимаются сведения о местоположении уточненных земельных участков, расположенных в кадастровых кварталах, согласно предоставленным «Роскадастром» сведениям из КПТ, в отношении которых проведено межевание и границы установлены в соответствии с требованиям земельного законодательства.
Сведения о границах земельных участков, расположенных в СНТ «им. ФИО9» в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» использованы из КПТ (кадастровый план территории) кадастрового квартала №
Сведения о границах земельных участков, расположенных в ДНТ «Восход» в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером № площадь 100 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» и земельному участку с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» использованы из КПТ (кадастровый план территории) кадастрового квартала №
Сведения о границах земельных участков, расположенных в НСТ «Рассвет» в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» и земельному участку с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» использованы из КПТ (кадастровый план территории) кадастрового квартала №
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала 01:05:3100013 в СНТ «им. ФИО9» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., для размещения и обустройства кладбища составляет 103,84 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в СНТ «им. Хуаде А.И.» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., для размещения и обустройства кладбища составляет 101,41 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в ДНТ «Восход» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 100,31 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в ДНТ «Восход» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 99,88 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в ДНТ «Восход» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 98,60 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в ДНТ «Восход» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 94,61 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в ДНТ «Восход» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 93,77 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в ДНТ «Восход» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 92,81 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в ДНТ «Восход» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 90,66 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в НСТ «Рассвет» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 92,37 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в НСТ «Рассвет» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 87,77 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в НСТ «Рассвет» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 89,42 м. (показано на схеме №)
Расстояние от юридических границ земельного участка с кадастровым номером № в границах кадастрового квартала № в НСТ «Рассвет» до юридических границ земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., «для размещения и обустройства кладбища» составляет 89,17 м. (показано на схеме №)
По второму вопросу: Соответствуют ли границы земельного участка с кадастровым номером №, площадь 100 000 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером №, площадь 71 000 кв.м., для размещения и обустройства кладбища нормативам при установлении санитарно-защитных зон с учетом сложившейся застройки территории?
Установленная санитарно-защитная зона для объекта: Кладбища (2 площадки) Яблоновского городского поселения по адресу: Площадка №, <адрес>, на восточной окраине дп.сдт. имени Хуаде, (из Приложения № к Решению № от ДД.ММ.ГГГГ том 2 листы 92-107) противоречит требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении СанПиН 2.1.288211 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", так же противоречит требованиям СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74), согласно которого для КЛАССа III - санитарно-защитная зона должна составлять 300 м.
Установленная санитарно-защитная зона для объекта: Кладбища (2 площадки) Яблоновского городского поселения по адресу: Площадка №, <адрес>, на восточной окраине дп.сдт. имени Хуаде, (из Приложения № к Решению № от ДД.ММ.ГГГГ том 2 листы 92-107) противоречит требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", так же противоречит требованиям СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74), согласно которого для КЛАССа III - санитарно-защитная зона должна составлять 100 м.
По третьему вопросу: Соответствует ли земельный участок с кадастровым номером 01:05:3116001:284, площадь 100 000 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером 01:05:3116001:486, площадь 71 000 кв.м., для размещения и обустройства кладбища экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям?
Расположение земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116001:284, площадь 100 000 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116001:486, площадь 71 000 кв.м., противоречит требованиям ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», так же противоречит требованиям Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
По четвертому вопросу: Установить наличие, либо отсутствие на расстоянии 300 метров от границ земельных участков с кадастровыми номерами 01:05:3116001:284 и 01:05:3116001:486, расположенными по адресу: <адрес>; р-н Тахтамукайский, пгт Энем, <адрес>, селитебной территории?
На расстоянии 300 метров от границ земельных участков с кадастровыми номерами №, по адресу: <адрес>; р-н Тахтамукайский, пгт Энем, <адрес>, имеется селитебная территория в виде земельных участков, на которых расположены жилые дома на территориях ДНТ «Восход», НСТ «Рассвет» и СНТ им. «Хуаде А.И.».
Поскольку эксперт, проводивший экспертизу имеет соответствующее образование и допуск к проведению подобного рода исследований, в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Выводы экспертизы подробно мотивированы со ссылкой на использованное нормативное и методическое обеспечение, оснований сомневаться в достоверности заключения судебной экспертизы в судебной коллегии не имеется.
Согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон № 221-ФЗ).
На основании части 5 статьи 4 названного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (часть 2 статьи 20 Закона № 221-ФЗ).
На основании частей 1 и 10 статьи 38 Закона № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее по тексту - Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ) землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. В случаях изменения границ объектов, землеустройство проводится в обязательном порядке (статья 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Отношения по оформлению межевого плана земельного участка урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Таким образом, межевание представляет собой установление местоположения земельного участка, которое не влечет возникновения прав и обязанностей каких-либо субъектов хозяйствования.
Результатом межевания является составление межевого плана (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ), утверждение актом органа местного самоуправления границ земельного участка, а затем представление наряду с другими документами в орган кадастрового учета для проведения кадастрового учета (статьи 16, 22 данного Федерального закона).
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеперечисленных норм права и заключения повторной судебной землеустроительной экспертизы ООО Майкопское бюро независимых экспертиз «Аутас» № 1 от 06.02.2024 установившей, что санитарно-защитная зона для объектов: Кладбища (2 площадки) Яблоновского городского поселения, Площадка № и Кладбища (2 площадки) Яблоновского городского поселения, Площадка №, противоречит требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. № 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74) и установившей, что расположение указанных земельных участков противоречит требованиям ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», с учетом того, что на расстоянии 300 метров от границ земельных участков с кадастровыми номерами №, по адресу: <адрес>; р-н Тахтамукайский, пгт Энем, <адрес>, имеется селитебная территория в виде земельных участков, на которых расположены жилые дома на территориях ДНТ «Восход», НСТ «Рассвет» и СНТ им. «ФИО9», судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом данных обстоятельств с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, 328, 329 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2022 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к администрации МО «Яблоновское городское поселение» - удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами:
- №, площадью 100 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 100 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 71 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение».
- №, площадью 70 788 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 58 212 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение».
Признать незаконными бездействия по изменению границ земельных участков с кадастровыми номерами:
- №, площадью 100 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 100 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 71 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение».
- №, площадью 70 788 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 58 212 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение».
Обязать Муниципальное образование «Яблоновское городское поселение» установить границы земельных участков с кадастровыми номерами:
- №, площадью 100 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 100 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 71 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение».
- № площадью 70 788 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение»
- №, площадью 58 212 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обустройства кладбища расположенного по адресу: <адрес>, на границе муниципальных образований «Энемского городского поселения» и «Старобжегокайскогое сельское поселение», с учетом санитарно-защитной зоны.
Взыскать с администрации МО «Яблоновское городское поселение» в пользу ФИО1 оплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Судьи М.Д. Муращенко
Р.З. Тачахов