Решение по делу № 2-1569/2022 от 25.04.2022

Дело № 2-1569/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года                      г. Миасс Челябинской области    

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи            Нигматулиной А.Д.,

при секретаре                         Сулеймановой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о перерасчете досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Денисов В.Н. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР по Челябинской области) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, выраженного в ответе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) от ДАТАНОМЕР; признании незаконным и отмене решения ОПФР по Челябинской области от ДАТА НОМЕР об отказе в перерасчете пенсии; возложении обязанности на ответчика принять в целях перерасчета пенсии данные о заработной плате, содержащиеся в справке от ДАТА НОМЕР, выданной Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив АДРЕС» Управления культуры, архивов и документации АДРЕС; об обязании произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости, применив соотношение заработков - коэффициент 1,2, с ДАТА; о взыскании расходов на услуги представителя в размере 10000 руб.

В обоснование иска истец указал, что дважды обращался в пенсионный орган с заявлениями о перерасчете пенсии, в которых ему отказано на основании того, что представленная им справка подлежит проверке, а также со ссылкой на непоступление ответа на формуляр «Запрос» в компетентный орган Республики Казахстан. Пенсионный орган отказывается в добровольном порядке произвести исчисление страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения (с 30.04.2021г.) с учетом спорной справки о заработной плате от 23.06.2020г., ставя его в невыгодное положение, лишая права на выплату страховой пенсии в большем размере с даты обращения.

Истец Денисов В.Н., его представитель Пономарева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменных возражениях исковые требования не признал, просил в исковых требованиях отказать (л.д. 45-48).

Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные постановления суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

Решением Миасского городского суда АДРЕС от ДАТА исковые требования Денисова В.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе АДРЕС (межрайонное) от ДАТА НОМЕР в части не включения в специальный стаж Денисова В.Н. периодов работы в должности кочегара в Есильском КПП с ДАТА по ДАТА., в должности газоэлектросварщика в Есильском пассажирском автотранспортном предприятии с ДАТА. по ДАТА., с ДАТА. по ДАТА., периода военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.06.1984г. по ДАТА. Возложена обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе АДРЕС (межрайонное) включить в специальный стаж Денисова В.Н., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности кочегара в Есильском КПП с ДАТА по ДАТА., в должности газоэлектросварщика в Есильском пассажирском автотранспортном предприятии с ДАТА. по ДАТА., с ДАТА. по ДАТА., периода военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.06.1984г. по ДАТА. Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в АДРЕС (межрайонное) дополнительно включить в специальный стаж работы Денисова В.Н., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с ДАТА. по ДАТА и с ДАТА. по ДАТА. продолжительностью 10 месяцев 12 дней. В удовлетворении остальной части исковых требований Денисова В.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе АДРЕС (межрайонное) – отказано (л.д. 62-67).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 2, п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться исходя из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Согласно п. 51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года N 958н, необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона N 400-ФЗ).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 в соответствии с абз. 6 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

В силу части 3 статьи 2 Закона N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение от 13.03.1992), согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; трудовой стаж, приобретенный на территории государств - участников Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (специальному стажу) (ст. 1, п. 2 ст. 6 Соглашения).

Согласно пункту 10 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до ДАТА на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от ДАТА производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Распоряжения).

Судами установлено, что ДАТА Денисов В.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе АДРЕС (межрайонное) (далее - УПФР в АДРЕС (межрайонное)) с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку не учтены сведения о заработной плате за периоды с ДАТА. по ДАТА., с ДАТА. по ДАТА. в Есильском ПАТП, с ДАТА. по ДАТА. в Есильском КПП, с ДАТА. по ДАТА. в ж/д ПЧ-9 АДРЕС, с ДАТА. по ДАТА., с ДАТА. по ДАТА., с ДАТА. по ДАТА. (л.д. 29).

Истцом также представлена справка о заработной плате от ДАТА. НОМЕР выданная Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив АДРЕС» Управления культуры, архивов и документации АДРЕС за периоды с ДАТА. по ДАТА., с ДАТА. по ДАТА. в Есильском ПАТП (л.д. 28).

В перерасчете пенсии, выраженного в ответе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в АДРЕС (межрайонное) от ДАТАНОМЕР, отказано (л.д. 30-32).

В обоснование отказа пенсионный фонд сослался на необходимость проведения проверки, а также на непоступление ответа на формуляр «Запрос» в компетентный орган Республики Казахстан.

22.12.2021г. истцом повторно подано заявление о перерасчете пенсии с приложением справок о заработной плате (л.д. 33).

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от ДАТА НОМЕР об отказе в перерасчете пенсии (л.д. 34).

Пенсионный орган располагал такой справкой о заработной плате как на момент принятия отказа в перерасчете пенсии, выраженного в ответе УПФР в АДРЕС (межрайонное) от ДАТА НОМЕР, так и на момент принятия решения ОПФР по АДРЕС от ДАТА НОМЕР об отказе в перерасчете пенсии.

Суд полагает, что при поступлении заявления о перерасчете пенсии, ответчик обязан был произвести перерасчет пенсии с момента первоначального заявления (ДАТА) с учетом справки о заработной плате от ДАТА. НОМЕР, выданной Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив АДРЕС» Управления культуры, архивов и документации АДРЕС.

Довод ответчика, изложенный в письменных возражениях, об отсутствии справки о заработной плате о невозможности перерасчета пенсии в сторону увеличения ввиду того, что истцом ранее такая справка не предоставлялась не основан на нормах закона.

Такой довод свидетельствует о формальном подходе пенсионного органа к осуществлению возложенных на него государством социально значимых функций в сфере обязательного социального страхования, пенсионного обеспечения, который не направлен на защиту законных прав и интересов получателя пенсии.

На основании ч. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДАТА N 21-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В силу положений п. 8 ч. 6 ст. 7 Федерального закона N 21-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, могут быть затребованы у гражданина.

Поскольку документы о заработке в силу положений законодательства предоставляются в пенсионный орган самим истцом, назначение пенсии и ее выплата осуществляются на основе представленных заявителем документов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

По правилу ч. 3 ст. 23 Закона N 400-ФЗ, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, при предоставлении недостающих документов в течение трех месяцев со дня обращения за страховой пенсией, днем обращения за ней считается дата подачи соответствующего заявления.

Обращение за перерасчетом пенсии с предоставлением дополнительных документов в более поздние сроки, влечет обязанность пенсионного органа произвести такой перерасчет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое заявление.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 400-ФЗ, устанавливая порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, обеспечивает тем самым возможность реализации их пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению, способствует своевременному принятию соответствующего правоприменительного решения и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определения КС РФ от 29.05.2019 г. N 1281-О, от 17.07.2018 N 1915-О).

Вместе с тем, какие-либо разъяснения пенсионным органом в адрес истца не направлялись, в направленных уведомлениях сведения о предоставлении такой справки отсутствуют (л.д. 126, 127, 143-144, 145).

Кроме того, согласно ответу ОПФР по Челябинской области от ДАТА. отношение заработной платы с учетом справки о заработной плате от ДАТА. НОМЕР Д-12, представленных Денисовым В.Н. ДАТА. в пенсионный орган, равно 1,2 (л.д. 89).

Также ответчиком не учтено, что в соответствии с п. 10 Решения Совета Евразийской экономической комиссии
от ДАТА N 122
"О Порядке взаимодействия между уполномоченными органами,
компетентными органами государств–членов Евразийского
экономического союза и Евразийской экономической
комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном
обеспечении трудящихся государств–членов Евразийского
экономического союза от ДАТА" компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до ДАТА без направления формуляра "Запрос".

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец дважды обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии (ДАТА. и ДАТА.) на основании документов, которые имелись в распоряжении у ответчика на даты принятия решений об отказе в перерасчете пенсии, в связи с чем отказы ответчика в перерасчете страховой пенсии от ДАТА ДАТА, от ДАТА НОМЕР являются незаконными, а за назначенная Денисову В.Н. страховая пенсия по старости подлежит перерасчету, применяя соотношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с применением повышенного соотношения к заработной плате - коэффициента 1,2.

В письменных возражениях ОПФР по АДРЕС приводит довод о том, что требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ Денисовым В.Н. приобретена со дня вступления в законную силу решения Миасского городского суда АДРЕС от 02.04.2021г., то есть с ДАТА.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

При наличии специального стажа на работах по Списку НОМЕР продолжительностью ... лет ... месяцев ... дней право на назначение страховой пенсии у истца возникло по достижении им ... лет, а именно с ДАТА.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).

Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

Суд отклоняет довод как несостоятельный, поскольку вступившее в законную силу решение Миасского городского суда Челябинской области от 02.04.2021г. не является документом, подтверждающим какие-либо отдельные периоды работы истца, а является судебным актом, обязательным к исполнению всеми лицами на всей территории Российской Федерации, которым суд в установленном законом порядке признал незаконность принятого УПФР в г. Миассе Челябинской области решения по невключению в специальный стаж истца периоды работы, а также периоды военной службы по призыву. Нарушенные пенсионным органом права истца судом восстановлены. В этом случае у истца изначально в силу действующего пенсионного законодательства возникло право на включение таких периодов в специальный стаж. Данное право является неотъемлемым и принадлежит истцу вне зависимости от факта его признания, либо не признания соответствующими органами и должностными лицами, а именно территориальным органом Пенсионного фонда России.

По заявленным требованиям о взыскании расходов на услуги представителя установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, также относятся необходимые расходы, произведённые сторонами в рамках разрешённого судом гражданского спора (ст. 94 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» предусмотрено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Таким образом, расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны. Законом предусмотрено, что сторона, заявляющая такое требование, обязана представить доказательства несения данных судебных издержек, а также подтверждающие связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

Исходя из разъяснений, изложенных в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).

Однако, как следует из разъяснений абзаца 2 пункта 21 указанного постановления положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.

Требования о признании решения незаконным, обязании включить периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости относятся к требованию неимущественного характера.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13).

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Часть 3 статьи 67 ГПК РФ предусматривает, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В подтверждение доводов истцом представлены: договор на оказание юридических услуг от ДАТА., расписка от ДАТА. на сумму 10000 руб., акт об оказанных услугах от ДАТА. (л.д. 39-40, 40/оборот, 142).

Как следует из материалов дела, по договору на оказание юридических услуг от ДАТА., заключенному между Пономаревой Е.А. и Денисовым В.Н., заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию заказчику комплекса юридических услуг по представительству интересов заказчика в Миасском городском суде Челябинской области по исковому заявлению Денисова В.Н. к ОПФР по Челябинской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении на ОПФР по Челябинской области обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости (п. 1.1 договора).

В силу п. 1.2 договора в целях оказания услуг по настоящему договору исполнитель обязуется: изучить представленные заказчиком документы; изучить законодательство и судебную практику в рамках указанного дела; консультировать заказчика по всем вопросам, связанным с действующим законодательством Российской Федерации, в рамках указанного дела; составить и подать исковое заявление; осуществлять представительство интересов заказчика в судебных заседаниях по настоящему делу; составлять иные процессуальные документы в рамках настоящего дела.

Стоимость юридической помощи в рамках настоящего договора составляет 10000 руб. (п. 3.1 договора).

Из материалов дела следует, что исковое заявление подготовлено и подано ДАТА, направлено ходатайство об ознакомлении с делом и осуществлено ознакомление с делом, представительство интересов истца осуществлялось в двух судебных заседаниях ДАТАг., ДАТАг. (л.д. 4-10, 82-83, 140,148-150).

Также суд учитывает позицию ОПФР по АДРЕС, который заявил в отзыве о несоразмерности и необоснованности заявленных требований, а также сведения, предоставленные Южно-Уральской торгово-промышленной палатой по запросу суда, согласно которым стоимость юридических услуг в судах общей юрисдикции АДРЕС составила: устные консультации – 800 руб., письменные консультации – 1200 руб., составление иска – 3 000 руб., составление апелляционной, кассационной, надзорной жалоб – 4 000 руб., подготовка отзыва на иск, апелляционную, кассационную жалобы – 3300 руб., представительство в суде первой инстанции – 2 700 руб. за одно заседание, в апелляционной и кассационной инстанциях – 3 400 руб. за одно заседание, составление ходатайств и других процессуальных документов – 1 000 руб. (л.д. 141).

Учитывая характер оказанных услуг, объем защищаемого права и проделанной работы, представление документов, подтверждающих оплату этих расходов, судом с учетом принципов разумности и справедливости размер подлежащих взысканию судебных расходов по оплате услуг представителя определяется в размере 10000 рублей, в том числе за: устные консультации – 600 рублей, составление иска – 3000 рублей, составление ходатайства – 1000 рублей, представительство в суде первой инстанции - 5400 рублей (2700 руб. х 2 заседания).

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением иска в полном объеме с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Денисова Владимира Николаевича, СНИЛС ..., к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, ОГРН НОМЕР, о перерасчете досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным отказ в перерасчете пенсии, выраженный в ответе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) от ДАТА НОМЕР.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от ДАТА НОМЕР об отказе в перерасчете пенсии.

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, ОГРН НОМЕР, принять в целях перерасчета пенсии Денисову Владимиру Николаевичу данные о заработной плате, содержащиеся в справке от ДАТА. НОМЕР, выданной Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив Есильского района» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области.

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, ОГРН НОМЕР, произвести перерасчет назначенной Денисову Владимиру Николаевичу страховой пенсии по старости, применив соотношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с применением повышенного соотношения к заработной плате - коэффициента 1,2, с ДАТА

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, ОГРН НОМЕР, в пользу Денисова Владимира Николаевича расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, ОГРН НОМЕР, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий                 А.Д. Нигматулина

Мотивированное решение суда составлено 27 июня 2022 года.

2-1569/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Денисов Владимир Николаевич
Ответчики
ГУ-ОПФР по Челябинской области
Другие
Пономарева Елена Анатольевна
Суд
Миасский городской суд Челябинской области
Судья
Нигматулина Альбина Дамировна
Дело на странице суда
miass.chel.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2022Передача материалов судье
27.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее