РЕШЕНИЕ
14 ноября 2022 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарём Морозовой А.М.,
с участием законного представителя привлекаемого лица – председателя правления жилищно-строительного кооператива № 46 (далее – ЖСК № 46) Первова М.П. на основании протокола заседания правления от 10.06.2022,
представителя контрольного департамента администрации г. Перми Березиной А.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ЖСК № 46 Первова М.П. на постановление административной комиссии Дзержинского района г. Перми № 1335-08-2022 от 31.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (далее – Закон № 460-ПК),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Дзержинского района г.Перми № 1335-08-2022 от 31.08.2022 ЖСК № 46 признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.8.1 Закона № 460-ПК, назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с постановлением, председатель правления ЖСК № 46 Первов М.П. направила в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, ограничиться предупреждением. В обоснование жалобы указывает, что правонарушение совершено впервые, в настоящее время графическая надпись закрашена.
В судебном заседании законный представитель привлекаемого лица – председатель правления ЖСК № 46 Первов М.П. на доводах жалобы настаивал, указав о тяжелом финансовом положении, неизвещении на протокол и заседание комиссии, устранении надписи лично сразу после звонка представителя контрольного департамента.
Административная комиссия Дзержинского района г. Перми о дне слушания извещена, ходатайств не направила.
Представитель контрольного департамента администрации г. Перми Березина А.В. в судебном заседании с жалобой не согласилась, указав на надлежащее извещение и проведение работ по удалению надписей с фасада здания после истечения 10-дневного срока для их устранения.
Должностное лицо, составившее протокол – главный специалист сектора координации отдела координации контрольных органов и организации мониторинга за содержанием территории города контрольного департамента администрации г. Перми Старикова Т.М. направила возражения, согласно которым устранение несанкционированных надписей с фасада зданий возлагается на владельца зданий, а также на организации, обеспечивающие содержание зданий. Объект, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Вильвенская, д. 11, обслуживает ЖСК № 46, следовательно, обязанность по организации работ по содержанию фасада вышеуказанного объекта в нормативном состоянии и по устранению с него графических рисунков и иных изображений возлагается на ЖСК № 46.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, включая направленные материалы из административной комиссии, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 6.8.1 Закона № 460-ПК наступает за неустранение в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Законом № 460-ПК утвержден перечень должностных лиц администрации города Перми, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (постановление администрации города Перми от 17.06.2015 № 378), согласно которому должностные лица контрольного департамента администрации города Перми уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе по ст. 6.8.1 Закона № 460-ПК.
Требования к содержанию фасада зданий строений, сооружений на территории города Перми определены Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 (далее - Правила благоустройства). Правила благоустройства обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и действуют на всей территории города Перми.
Согласно 11.1 Правил владельцы зданий, строений, сооружений, а также организации, обеспечивающие содержание зданий, строений, сооружений, в установленном порядке должны обеспечивать содержание фасада зданий, строений, сооружений в исправном состоянии, надлежащую эксплуатацию зданий, строений, сооружений, проведение текущего и капитального ремонта.
В соответствии с п. 11.2.1 Правил, запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора, конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения. При содержании фасада здания, строения, сооружения должны устраняться любые повреждения фасада, включая надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства
Согласно п. 11.2.3 Правил повреждения строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов фасада здания, строения, сооружения, не влияющие на их прочностные характеристики, должны устраняться в течение 6 месяцев с момента обнаружения повреждения, иные повреждения (надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства) должны устраняться в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения повреждения. В случае повторного нанесения надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства, рекомендуется обработать места фасада здания, строения, сооружения защитными средствами, препятствующими нанесению таких повреждений.
Пунктом 11.3.1 Правил установлены требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений: фасад здания, строения, сооружения не должен иметь видимых повреждений архитектурно-конструктивных элементов, отделки и инженерных элементов, повреждений рекламных конструкций, вывесок, а также надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства. Повреждения окраски фасадов зданий не должны превышать более 1% от общей площади фасада
Установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Вильвенская, 11 осуществляет ЖСК № 46.
В ходе осмотра территории 15.06.2022 в 11:17 сотрудниками МКУ «Административно-техническая инспекция г. Перми» на фасаде здания по адресу: г. Пермь, ул. Вильвенская, 11, обнаружены надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства, о чем составлен акт осмотра территории Дзержинского района г. Перми от 15.06.2022.
15.06.2022 на адрес электронной почты ... направлено уведомление с информацией о выявленных нарушениях.
01.07.2022 в 09:56 при проведении повторного обследования территории по указанному адресу выявлено, что ЖСК № 46 допустило не устранение в срок надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства, о чем составлен акт осмотра территории Дзержинского района г. Перми от 01.07.2022.
05.07.2022 заместителем начальника Контрольного департамента администрации г. Перми Козловым И.В. на юридический адрес ЖСК № 46 направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085474267490 извещение получено адресатом 18.07.2022.
26.07.2022 главным специалистом сектора координации отдела координации контрольных органов и организации мониторинга за содержанием территории города контрольного департамента администрации г. Перми Стариковой Т.М. составлен протокол № 059-25-05/Д-04/79/22 в отсутствие привлекаемого лица.
28.07.2022 копия протокола направлена заказным письмом на юридический адрес ЖСК № 46.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80098874142816 неудачная попытка вручения 02.08.2022, возврат отправителю из-за истечения срока хранения 06.08.2022.
19.08.2022 на электронный адрес ЖСК № 46 направлено уведомление о явке на рассмотрение протокола об административном правонарушении в административную комиссию Дзержинского района г.Перми 31.08.2022 в 14:10.
Постановлением административной комиссии Дзержинского района от 31.08.2022 № 1335-08-2022 ЖСК № 46 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.8.1 Закона № 460-ПК, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановление направлено привлекаемому лицу, получено 07.10.2022.
При вынесении постановления от 31.08.2022 должностные лица административной комиссии руководствовались: протоколом об административном правонарушении от 26.07.2022 № 059-25-05/Д-04-79/22; актом осмотра от 15.06.2022; актом осмотра от 01.07.2022; фотоматериалами; информацией из ГИС ЖКХ; выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 № 486-О).
Как следует из ст. ст. 25.4 и 28.2 КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу составления протокола административный орган располагает сведениями о получении адресатом направленного ему извещения.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, но и при его отсутствии при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Вышеуказанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 26.07.2022 в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, между тем, в целях извещения на протокол направлено почтовое отправление, полученное 18.07.2022, то есть надлежащим образом извещенного о месте и времени его составления, в связи, с чем довод жалобы в указанной части удовлетворению не подлежит. Довод председателя о том, что извещение не получал, не соответствует материалам дела и трактуется судом как избранный способ защиты.
Копия протокола направлена ЖСК № 46 28.07.2022, но возвращена отправителю из-за истечения срока хранения.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.
Таким образом, исходя из исследованных документов, установлено, что привлекаемое к административной ответственности лицо было надлежащим образом извещено и о составлении протокола, и о вынесении постановления.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
ЖСК № 46 не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от привлекаемого лица, достаточных и своевременных мер для предотвращения административного правонарушения, соблюдения требований нормативного правового акта органа местного самоуправления, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному его выполнению, доказательств устранения нарушения в течение 10-дневного срока со дня его выявления не предоставлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 6.8.1 Закона № 460-ПК, вынесено административной комиссией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Рассматривая довод о замене наказания в виде штрафа на предупреждение, исхожу из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Федеральным законом № 70-ФЗ от 26 марта 2022 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены следующие изменения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям» следующего содержания: «При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере. 3. Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица».
На основании изложенного, норма в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ означает, что при рассмотрении вопроса о назначении наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Исходя из изложенного, прихожу к выводу о возможности назначения назначении наказания в виде предупреждения.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии Дзержинского района г. Перми № 1335-08-2022 от 31.08.2022 о привлечении жилищно-строительного кооператива № 46 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» изменить в части назначенного наказания, заменив административный штраф в размер 30000 рублей на предупреждение.
В остальной части жалобу председателя правления Жилищно-строительного кооператива № 46 Первова М.П. оставить без удовлетворения, постановление – без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента вручения или получения его копии.
Копия верна
Судья Е.В. Мухина