Дело № 2-742/2019
УИД 12RS0001-01-2019-000838-93Решение
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н. при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии и Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к Мустафиной Н. И. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
установил:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился с иском в суд в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии и Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к Мустафиной Н. И. указывая на то, что Волжской межрайонной прокуратурой в январе 2019 года в рамках проведенных проверочных мероприятий установлен факт незаконного использования земельного участка с кадастровым номером № (площадью 1500 кв.м.), расположенного на землях Яльчинского лесничества Волжского муниципального района Республики Марий Эл (квартал 5 выдел 33), фактически в границах ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11.04.2012 № 192-р «О включении земельных участков в границы пос. Кичиер Волжского района» на основании ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и в целях расширения границ населенного пункта в границы пос. Кичиер Обшиярского сельского округа Волжского района включены 17 земельных участков категории земель - земли особо охраняемых природных территорий и объектов по перечню согласно приложению, в том числе земельный участок с кадастровым номером № площадью 5000 кв.м.
Ранее, указанный земельный участок относился и относится к особо охраняемым природным территориям, и находился в границах ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», в связи с чем, Правительство Республики Марий Эл не обладало и не обладает полномочиями по включению вышеуказанных земельных участков в границы пос. Кичиер Обшиярского сельского поселения Волжского района.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 Приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 111 значится Национальный парк «Марий Чодра», Республика Марий Эл.
В соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона №33-ФЗ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. №404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1985 № 400, Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589 в Марийской АССР создан государственный природный национальный парк «Марий Чодра» Министерства лесного хозяйства Марийской АССР на базе Мушмаринского и Кужерского мехлесхозов с предоставлением в пользование государственному природному национальному парку 36,6 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда в границах Мушмаринского мехлесхоза (32,4 тыс. га) и части Кужерского мехлесхоза (4,2 тыс. га) согласно приложению №1, с изъятием из использования Республиканского общества охотников и рыболовов части территории, закрепленной за Волжским, Звениговским, Красногорским и Красностекловарским охотничьими хозяйствами, находящейся в границах государственного природного национального парка «Марий Чодра», и ограничением отстрела и отлова животных в охранной зоне вокруг парка согласно приложению №2.
В 2004-2005 г.г. ФГУП «Центральное государственное лесоустроительное предприятие» Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - ФГУП «Центрлеспроект») проведено лесоустройство в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, «Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России (1995 г.) Основными положениями по лесоустройству национальных природных парков России (1993 7.), Основными положениями организации и ведения лесного хозяйства Республики Марий Эл (2004 г.), ведомственными нормативно-техническими документами, протоколами лесоустроительных и технических совещаний в рамках выделенного на 2004 год бюджетного финансирования.
При составлении лесоустроительного проекта по национальному парку «Марий Чодра» ФГУП «Центрлеспроект» были использованы, помимо материалов собственных полевых изысканий в рамках лесоустроительной инструкции (1995 г.), материалы, обосновывающие проектирование и создание национального парка, разработанные Всесоюзным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз».
Спорный земельный участок находился в квартале 5 выделе 33 Яльчинского лесничества Национального парка «Марий Чодра» Республики Марий Эл, что подтверждается планом лесонасаждений Яльчинского лесничества Национального парка «Марий Чодра» РМЭ (устройство 2004 г. масштаб 1:25000, общая площадь 7 705 га). Площадь выдела 33 квартала 5 Яльчинского лесничества Национального парка «Марий Чодра» составляет 11,8 га.
Согласно таксационному описанию (по состоянию на 01.01.2005 года), выполненному ФГУП «Центрлеспроект» (страница 45), выдел 33 квартала 5 Яльчинского лесничества Национального парка «Марий Чодра» имеет площадь 11,8 га, - Парковое сооружение, относится к зоне интенсивного рекреационного использования, рекреационная характеристика: тип ландшафта открытый с деревьями; класс эстетической оценки-1; санитарно-гигиеническая оценка - высокая; почва: дерново-слабоподзолистая, песчаная; подзона: учреждений отдыха, туризма и лечения.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 №404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» уполномочено осуществлять государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Зонирование территории национального парка, в том числе рекреационной зоны, относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем, информация нанесенная на План лесонасаждений Яльчинского лесничества Национального парка «Марий Чодра» РМЭ (устройство 2004 г. масштаб 1:25000, общая площадь 7 705 га), и указанная в таксационном описании (по состоянию на 01.01.2005 года), выполненному ФГУП «Центрлеспроект», является достоверной и не вызывает сомнений.
В ходе проведенных прокуратурой проверочных мероприятий установлено, что в ведении ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» находился земельный участок в квартале 5 выдела 33 Яльчинского лесничества Волжского муниципального района Республики Марий Эл, который в период с 2005-2007 гг. предоставлялся в аренду РГУЗ «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением» для осуществления медицинской деятельности.
В 2011 году при проведении кадастровых работ, несмотря на фактическое отнесение указанного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий и нахождения на нем многолетних лесных насаждений породы сосна, ель, при утверждении в том числе, должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» межевых границ, допущено выбытие земельного участка с кадастровым номером № площадью 5000 кв.м. из состава границ ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», что повлекло его последующее отчуждение в пользу коммерческой организации и строительство на нем объектов недвижимости.
Распоряжением Мингосимущества РМЭ от 19.01.2012 №29 «Об образовании земельных участков при разделе земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл» из земельного участка с кадастровым номером № (площадью 5304 кв.м.) образованы земельный участок с кадастровым номером № (площадью 304 кв.м.) и земельный участок с кадастровым номером № (площадью 5000 кв.м.).
Согласно материалам проверки, из земельного участка с кадастровым номером № (площадью 5000 кв.м.) в последующем образованы земельные участки № (площадью 4100 кв.м.) и № (площадью 900 кв.м.).
В последующем земельный участок с кадастровым номером № (площадью 4100 кв.м.) разделен на 3 земельных участка с кадастровыми номерами № (площадью 600 кв.м), № (площадью 3393 кв.м.) и № (площадью 107 кв.м.).
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером № (площадью 900 кв.м.) и земельный участок с кадастровым номером № (площадью 600 кв.м.) объединены в земельный участок с кадастровым номером № (площадью 1500 кв.м.).
В период с 2005 по 2007 г.г. земельный участок с кадастровым номером № (площадью 5000 кв.м.) находился в ведении государственного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» (в дальнейшем переименовано в ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра») и предоставлялся по договору аренды республиканскому государственному учреждению здравоохранения «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением» (в дальнейшем переименовано в ГБУ РМЭ «Больница медицинской реабилитации») для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха и медицинской деятельности.
Указанный вывод подтверждается краткосрочным договором аренды земельного участка от 02.01.2005 №, согласно п.1.1. которого следует, что арендодатель - ГУ «Национальный парк «Марий Чодра» передает арендатору - РГУЗ «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением» на началах аренды земельный участок, расположенный в Яльчинском лесничестве, в квартале 5, выделе 33, площадью 4 га государственного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра»; соглашением от 29.11.2006 о внесении изменений в договор № от 2 января 2005, согласно п.1, которого срок действия договора аренды продлен до 29.12.2007 (арендная плата по указанному договору составляла 35400 руб. в год); лицензией на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка от 11.10.2006 серия NP №; пояснительной запиской Книга 1 к Проекту организации и ведения лесного хозяйства Национального парка «Марий Чодра» Республики Марий Эл, выполненным ФГУП «Центрлеспроект», в главе VI, разделе 6.1. «Архитектурно-планировочное решение территории парка» (стр. 92 абз.8, 10) которой указано, что подзона учреждений отдыха, туризма и лечения площадью 577 га, выделяется для организации лечения и отдыха в специализированных учреждениях с использованием природных ресурсов национального парка - лечебных минеральных вод и лечебных грязей. Приозерная акватория отдыха Кичиер с учреждением лечения и отдыха «Реабилитационная больница для детей и взрослых», активно используется для лечения и отдыха на базе лечебных минеральных вод и лечебных грязей; кадастровым делом объекта недвижимости №; землеустроительным делом по установлению в натуре границ земельных участков, расположенных по адресу: РМЭ, Волжский район, западнее пересечения автодороги Йошкар-Ола-Казань-Кичиер, предоставленных в постоянное пользование и аренду РГУЗ «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением» Книга 1. Пояснительная записка. Приложения г. Йошкар-Ола, 2004 г.
Из объяснения директора ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончука В.В., данного Волжской межрайонной прокуратуре от 17.12.2018, следует, что о выбытии земель особо охраняемых природных территорий, а именно выдела 33 квартала 5 Яльчинского лесничества из границ ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» стало известно в ходе проверки, проводимой органами прокуратуры, отдела федеральной службы безопасности в конце ноября 2018 года. ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, иные федеральные органы с заявлениями, письмами по уменьшению границ национального парка не обращалось. Согласия на изменение границ природного Национального парка «Марий Чодра» самим Национальным парком «Марий Чодра» не давалось.
12.07.2011 в Министерство государственного имущества Республики Марий Эл обратилось ООО «Интелкомплект+» с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5000 кв. м и предварительном согласовании места размещения базы отдыха по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, южная часть земельного участка №
В связи с поступившим заявлением министерство письмом от 13.07.2011 № обратилось в адрес администрации Волжского муниципального района с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства базы отдыха и направить в Министерство акт о выборе земельного участка, утвержденную органом местного самоуправления схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также документ, подтверждающий информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Результаты выбора земельного участка для строительства базы отдыха оформлены актом о выборе земельного участка для строительства от 21.09.2011 и заключениями государственных органов и организаций.
Постановлением администрации Волжского муниципального района 19.10.2011 № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 5000 кв. м. из земель особо охраняемых территорий и объектов. Администрацией Волжского муниципального района обеспечено информирование населения в районной газете «Волжские вести».
В вышеуказанное министерство представлены заключения Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства по недропользованию от 18.08.2011 № об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл от 22.09.2011 №, Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 21.09.2011 №.
Также представлены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, выданные ООО «Марийскгаз» от 13.10.2011 № ТУ-2857 на подключение к сетям газоснабжения, МУП «Водоканал» муниципального образования Волжский район от 01.12.2011 г. № на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, филиалом «Мариэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» от 20.10.2011 №.
По результатам рассмотрения представленных материалов о выборе земельного участка для строительства базы отдыха распоряжением названного министерства от 26.10.2011 № ООО «Интелкомплект+» предварительно согласовано место размещения базы отдыха на земельном участке ориентировочной площадью 5000 кв. м. Указанным распоряжением утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 21.09.2011.
Распоряжением Мингосимущества РМЭ от 19.01.2012 № «Об образовании земельных участков при разделе земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл» из земельного участка с кадастровым номером № (площадью 5304 кв.м.) образованы земельный участок с кадастровым номером № (площадью 304 кв.м.) и земельный участок с кадастровым номером № (площадью 5000 кв.м.).
На основании вышеуказанного распоряжения от 27.02.2012 №, 17.01.2012 проведен государственный кадастровый учет образуемого земельного участка, в результате которого ему присвоен кадастровый №.Право собственности Республики Марий Эл на земельный участок зарегистрировано 27.02.2012.
27.01.2012 Мингосимущество РМЭ и ООО «Интелкомплект+» заключили договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № для строительства гостевого дома.
03.04.2014 Мингосимущество РМЭ и ООО «Интелкомплект+» заключили договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка. Право собственности общества на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 03.06.2014 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации №
01.07.2016 Мустафиной Н.И. по договору купли-продажи у ООО «Интелкомплект+» приобретен земельный участок с кадастровым номером № (площадью 900 кв.м.) и расположенное на нем нежилое здание с кадастровым номером 12:1:3401001:118, 2-х этажное, обще площадью 106,2 кв.м.
12.10.2016 Мустафиной Н.И. по договору купли-продажи у ООО «Интелкомплект+» приобретен земельный участок с кадастровым номером № (площадью 600 кв.м.).
По информации межрайонной ИФНС России №4 по Республике Марий Эл в период с 27.03.2013 по 03.02.2016, Мустафина Н.И. являлась руководителем ООО «Интелкомплект+».
24.07.2017 земельные участки с кадастровыми номерами № (площадью 900 кв.м.) и № (площадью 600 кв.м.) объединены в земельный участок с кадастровым номером № (номер и дата государственной регистрации права №1 от 24.07.2017).
Волжский межрайонный прокурор РМЭ с учетом уточнения просит суд истребовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п.Кичиер, площадью 1500 кв.м., из незаконного владения Мустафиной Н. И., обязав Мустафину Н. И. передать в федеральную собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п.Кичиер, площадью 1500 кв.м. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и взыскать с ответчика Мустафиной Н. И. госпошлину.
В судебном заседании прокурор полностью поддержал исковые требования и суду дополнил, что выбытие земельного участка с кадастровым номером: № произошло в период проведения кадастровых работ по установлению границ земельного участка территории национального парка «Марий Чодра», о чем стало известно в ходе проведения прокурорской проверки.
Представитель Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Цепкина А.Е. исковые требования прокурора поддержала полностью и суду дополнила, что Национальный парк «Марий Чодра» был создан в 1985 году Постановлением Совета Министров. РСФСР от 13.09.1985 г. № 400. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 утвержден перечень объектов, которые относятся к федеральной собственности и в соответствии с первым разделом данного Постановления земли ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» относятся к федеральной собственности и не могут находится в частной собственности в связи с чем выбытие исходного земельного участка с кадастровым номером № из которого образовались остальные земельные участки, являются незаконным, в т.ч. последующие земельные участки. На законных основаниях в установленном порядке изъятие земельных участков из состава земель ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не производилось. Сведений об образовании новых земельных участков у МТУ Росимущества не имелось, так как образованием новых земельных участков занималось Министерство государственного имущества РМЭ и согласования по этому поводу с МТУ Росимущества не производилось. Исходный земельный участок с кадастровым номером: № был образован незаконно и все образованные земельные участки в последующем так же были образованы незаконно и Мустафина Н.И. не может признаться добросовестным приобретателем прав на земельный участок.
Представитель ответчика Мустафиной Н.И. Бартенев Г.А. иск не признал и суду пояснил, что Мустафина Н.И. является добросовестным приобретателем, т.к. земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Мустафиной Н.И. на основании возмездного договора. Оснований в недобросовестности приобретения данного земельного участка у Мустафиной Н.И. не имелось, так как 03.04.2014 года Мингосимущество РМЭ и ООО «Интелкомплект+» заключили договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: № данная сделка никем не оспорена и является действительной. Земельный участок с кадастровым номером: № был зарегистирован на праве собственности за РМЭ и эта запись никем не оспорена. Не доверять действиям государственных органом не имеется. Правоустанавливающие документы на земельные участки не отменены. На спорном земельном участке в настоящее время находится гостевой дом, который принадлежит на праве собственности Мустафиной Н.И. Раньше на этом спорном земельном участке у больницы находилось футбольное поле. Также представитель ответчика заявил, что истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончук В.В. исковые требования поддержал и суду пояснил, что в результате проверок выяснилось, что после образования в 1985 году Национального парка «Марий Чодра» выбывание его земельного участка не происходило. При рассмотрении дела в Верховном Суде РМЭ исследовались документы с 1966 года и было установлено, что с указанного года исключение земельных участков не происходило В 1964 году и в 1965 году предоставлялись земельные участки во временное пользование для строительства больницы. Выбытие земельного участка с кадастровым номером: № произошло в 2011 году на основании Распоряжения Мингосимущества РМЭ, о чем он узнал в рамках рассматриваемого дела в Верховном Суде РМЭ. О том, что спорный земельный участок выбыл у Национального парка узнал в ходе прокурорской проверки в 2018г.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещен надлежащее, однако в судебное заседание не явился. Отзывом на иск указал, что Национальный парк «Марий Чодра» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1985 № 400 «О создании государственного природного национального парка «Марий Чодра» в Марийской АССР».
В соответствии с указанным постановлением национальному парку предоставлены в пользование 36,6 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда в границах Мушмаринского лесхоза (32,4 тыс. га) и части Кужерского лесхоза (4,2 тыс. га).
Описание границ национального парка «Марий Чодра» дано в приложении № 1 к постановлению Совета Министров Марийской АСССР от 02.12.1985 № 589 «О создании государственного природного национального парка «Марий Чодра» (далее - Постановление № 589).
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 589 Министерству лесного хозяйства Марийской АССР с участием заинтересованных министерств и ведомств поручено разработать и осуществить в 1986-1990 годах необходимые организационно-технические мероприятия, связанные с созданием государственного природного национального парка «Марий Чодра».
Согласно пункту 3 приказа Министерства лесного хозяйства Марийской АССР от 06.12.1985 № 252 «О создании государственного природного национального парка «Марий Чодра» в Марийской АССР» отделу лесного хозяйства поручено ходатайствовать перед Минлесхозом РСФСР о получении разрешения и финансирования на составление, в том числе, картографических материалов для вновь созданного государственного природного национального парка «Марий Чодра».
В силу статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Расположение спорного земельного участка в 5 квартале Яльчинского лесничества подтверждается картой-схемой национального парка «Марий Чодра», подготовленной ФГУП «Центрлеспроект» в 2004 году.
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:369 полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, который, в свою очередь, отнесен к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов».
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.09.2016 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 178 149 787 кв.м., относящийся к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», на основании распоряжения Территориального Управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Марий Эл от 17.08.2016 №928 и акта приема-передачи земельного участка, расположенного в Волжском районе от 17.08.2016, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра»
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах национального парка «Марий Чодра», относится к землям особо охраняемых территорий и объектов и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».
Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) и пункта 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В зависимости от статуса и ведомственной принадлежности особо охраняемых природных территорий земли данных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Из смысла постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» и пункта 6 статьи 95 ЗК РФ следует, что в силу прямого указания закона земельные участки в границах национальных парков относятся к федеральной собственности.
Таким образом, спорный земельный участок находится в федеральной собственности в силу закона.
Как следует из искового заявления, земельный участок с кадастровым номером № фактически образован из земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного Министерством государственного имущества Республики Марий Эл в собственность ООО «Интелкомлект+».
Вместе с тем статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением земельных участков к изъятым из оборота либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.
Из положений пункта 4 статьи 27 ЗК РФ следует, что находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые национальными парками, изъяты из оборота.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность ООО «Интелкомплект+» и в дальнейшем отчужден в собственность Мустафиной Н.И. в нарушение установленного действующим законодательством запрета.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление №10/22), следует, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. При этом если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).
На основании изложенного Минприроды России просит удовлетворить исковые требования прокуратуры Республики Марий Эл в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства государственного имущества РМЭ о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился. Отзывом на иск указал, что согласно статье 8 Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» включение земельного участка в границы населенного пункта является его переводом из одной категории в другую, в том числе с одновременным изменением вида функционального использования участка, инициирование данной процедуры представляет собой реализацию полномочия распоряжения данным объектом недвижимости. В этой связи, по смыслу нормы статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, не всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с инициативой о включении земельных участков в границы населенного пункта, а лишь то, которое обладает распорядительными функциями в отношении земельного участка - правом управления и распоряжения данным имуществом.
Национальный парк «Марий Чодра» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1985 г. № 400 «О создании государственного природного национального парка «Марий Чодра» в Марийской АССР» на базе лесфонда. Границы национального парка «Марий Чодра» установлены при его создании в 1985 году.
Земельный участок с кадастровым номером №, который является предметом договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, от 3 апреля 2014 г. № 20/2014, согласно проекту лесоустройства расположен в выделе 33 квартала 5 Яльчинского лесничества Национального парка «Марий Чодра» и находился в зоне с особыми условиями использования территории и относится к функциональной зоне интенсивного рекреационного использования. Факт нахождения земельного участка в пределах границ Национального парка «Марий Чодра» подтверждается картографическими материалами, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 г. № 91 «Об утверждении Положения о Национальном парк «Марий Чодра» (Зарегистрировано в Минюсте России 5 апреля 2018 г. № 50637). Земельные участки национального парка переданы в постоянном (бессрочном) пользовании Национальному парку «Марий Чодра» (Устав ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденный приказом Минприроды России от 20 мая 2011 г. № 368).
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 Приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 205 5-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 111 значится Национальный парк «Марий Чодра», Республика Марий Эл.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В пункте 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации также закреплено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Согласно п.2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Из указанных фактов следует, что земельный участок с кадастровым номером № является федеральной собственностью и расположен в границах Национального парка «Марий Чодра».
Документов, подтверждающих отчуждение земельного участка с кадастровым номером № либо их предшественников или образованных в последующем из данного земельного участка, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, из федеральной собственности, не имеется. Следовательно, указанные земельные участки, выбыли из владения Российской Федерации помимо воли собственника.
Также, исходя из выводов, сделанных Президиумом ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № по делу № А67-4476/2010, в случае отсутствия решения органа Российской Федерации, уполномоченного на распоряжение земельными участками, о передаче спорного земельного участка в собственность или во владение и пользование субъекта Российской Федерации, изменение целевого назначения земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения не влечет за собой прекращения права федеральной собственности на них.
При таких обстоятельствах Министерство государственного имущества Республики Марий Эл считает доводы заместителя прокурора Республики Марий Эл правильными и обоснованными, возражений против удовлетворения исковых требований не имеет.
Представитель третьего лица Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ходатайством просило дела рассмотреть без его участия.
Представители третьих лиц администрации муниципального образования « Обшиярское сельское поселение» и Администрация волжского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещены надлежащее, однако в судебное заседание не явились.
Представитель ООО «Интелкомплект+» судом извещался по месту нахождения указанному в выписке из ЕГРЮЛ. Судебная повестка им была вручена 29 октября 2019 года на судебное заседание на 12 ноября 2019 года, которое было отложено на 26 ноября 2019 года. При извещении судом на судебное заседание на 26 ноября 2019 года по месту нахождения указанному адресу в выписке из ЕГРЛЮ учреждения связи указывают, что по данному адресу такая организация не находится.
Однако в соответствии с ч.2.1 ст.113 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
При таких обстоятельствах судом определено о рассмотрено дела в отсутствии представителя ООО «Интелкомплект+», поскольку общество несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52).
Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 34).
Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 35).
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 года N 6-П указано, что Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых, способов; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Кроме того, в пункте 39 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 года № 192-р «О включении земельных участков» в границы п.Кичиер Волжского района» на основании статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и в целях расширения границ населенного пункта включены в границы п.Кичиер Обшиярского сельского округа Волжского района земельные участки категории земель - земли особо охраняемых территорий по перечню согласно приложению, всего 17 земельных участков, в том, числе земельный участок с кадастровым номером №
Решением Верховного суда Республики Марий Эл от 05 апреля 2019 года по делу № 3а-15/2019 Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 года № 192-р «О включении земельных участков» в границы п.Кичиер Волжского района» признано не действующим со дня принятия.
Апелляционным определением Верховного суда Российской федерации по делу № 12-АПА19-1 от 29 августа 2019 года указанное решение Верховного суда Республики Марий Эл оставлено без изменения, жалоба заинтересованного лица без удовлетворения.
В соответствии с ч.2 чт.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Данным решением установлено, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1985 года № 400 принято предложение Совета Министров Марийской АССР о создании государственного природного национального парка «Марий Чодра» Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе Мушмаринского и Кужерского лесхозов этого Министерства с предоставлением в пользование государственному природному национальному парку «Марий Чодра» 36,6 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда в границах названных лесхозов.
Министерству лесного хозяйства РСФСР и Совету Министров Марийской АССР поручено с участием заинтересованных министерств и ведомств осуществить в 1985-1987 годах необходимые организационно-технические мероприятия, связанные с созданием государственного природного национального парка «Марий Чодра». В соответствии с данным Советом Министров Марийской АССР принято постановление от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании государственного природного национального парка «Марий Чодра» с предоставлением в пользование 36,6 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда в границах Мушмаринского и Кужерского лесхозов. Данным постановлением описаны границы национального парка и границы охранной зона, утверждено положение о государственном природном национальном парке «Марий Чодра».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 111 значится национальный парк «Марий Чодра», Республика Марий Эл.
Согласно материалам лесоустройства спорные земельные участки с кадастровыми номерами: № находятся в квартале 17, выдел 24 Мушмаринского лесхоза (устройство 1966 года), квартале 5, выделы 42, 43 Яльчинского лесничества (устройство 1977 года), квартале 5, выделы 41, 30 Яльчинского лесничества (устройство 1984 года), квартале 5, выдел 33 Яльчинского лесничества (устройство 1994 года), квартале 5, выделы 33, 66 Яльчинского лесничества (устройство 2004 года) (т. 1, л.д. 212-219). Данные сведения содержатся в материалах проекта организации и ведения лесного хозяйства национального парка «Марий Чодра» Республики Марий Эл, пояснительная записка, книга 1, 2004 - 2005 годы.
Согласно Положению о национальном парке «Марий Чодра», утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 года № 91 (зарегистрировано в Минюсте России 5 апреля 2018 года, № 50637), 5 квартал Яльчинского лесничества в полном объеме входит в рекреационную функциональную зону национального парка.
Территориально указанные земли находятся в границах муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, в непосредственной близости от озера Кичиер.
В настоящее время часть территории национального парка «Марий Чодра» в пределах границ Волжского муниципального района Республики Марий Эл сформирована в виде земельного участка с кадастровым номером № (выписки из ЕГРН - т. 2, л.д. 215, 225-229, кадастровое дело - т. 3). Ранее данный земельный участок носил кадастровый №.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером: № относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения (в полном объеме входит в рекреационную функциональную зону национального парка), является федеральной собственностью, находится в ведении Российской Федерации и расположен в границах ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».
При этом земельный участок с кадастровым номером:№, расположенный РМЭ, Волжский район, в южной части кадастрового квартала, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для строительства гостевого дома, площадью 5000 кв.м. образован при разделе земельного участка с кадастровым номером:№, расположенный РМЭ, Волжский район, пересечение автодорог Йошкар-Ола-Казань-Кичиер, примерно в 800 м. по направлению на запад, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - рекреационное и оздоровительное назначение, площадью 5304 кв.м. на основании распоряжения Министерства государственного имущества РМЭ от 19 января 2012 года № 29.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером:№ на основании постановления администрации Волжского муниципального района от 27 мая 2011 года № 335 был предоставлен Министерству государственного имущества РМЭ из земель особо охраняемых территории и объектов безвозмездное срочное пользование на срок до 1 года с 27 мая 2011 года по 25 мая 2012 года, что также подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 27 мая 2011 года и договором № 1 безвозмездного срочного пользования земельным участком от 27 мая 2011 года ( л.д.38-40 т.1) и зарегистирован на праве собственности за Республикой Марий Эл.
Из кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером: № ( л.д.23-35 т.1) следует, что данный земельный участок является земельным участком №- спортивная площадка РГУЗ «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением», находившееся у последнего на праве аренды по договору № аренды земельного участка от 02 января 2005 года, заключенного с ГУ «Национальный парк «Марий Чодра».
Из данного договора и дополнительных соглашений к договору следует, что РГУЗ «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением» получила у ГУ «Национальный парк «Марий Чодра» на праве аренды земельный участок, расположенный в ГУ «Национальный парк «Марий Чодра», Яльчинское лесничество, в квартале 5, выдел 33, площадью 4,0 га (л.д.89-96 т.1).
Из землеустроительного дела по установлению в натуре границ земельных участков, расположенных по адресу: РМЭ, Волжский район, западнее пересечения автодороги Йошкар-Ола-Казань-Кичиер, предоставленных в постоянное пользование и аренду РГУЗ «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением» за 2004 год следует, что земельный участок площадью 47966 кв.м., который состоит из земельного участка, полученного по вышеуказанного договору аренды и из земельного участка под жилищным строительством для сотрудников санатория -профилактория «Строитель» разделен на четыре земельных участка, в т.ч. на земельный участок № ( спортивная площадка) площадью 5304 кв.м. ( л.д. 104-123 т.1).
Далее Распоряжением Министерства государственного имущества РМЭ № 29 от 19 января 2012 года при разделе земельного участка с кадастровым номером: № образованы два земельных участка с кадастровыми номерами № площадью 304 кв.м. и № площадью 5000 кв.м., расположенный в южной части кадастрового квартала, категория земли- земли особо охраняемой территорий и объектов, разрешенное использование- для строительства гостевого дома и зарегистирован на праве собственности за Республикой Марий Эл.
Распоряжением Министерства государственного имущества РМЭ № от 27 января 2012 года земельный участок с кадастровым номером: № предоставлен ООО «Интелкомплект+» в аренду для строительства гостевого дома на срок пять лет с 27 января 2012 года до 27 января 2017 года, что также подтверждается договором аренды №-Р от 27 января 2012 года, актом приема - передача земельного участка в аренду (л.д.67-76 т.1).
Распоряжением Министерства государственного имущества РМЭ № от 19 марта 2014 года земельный участок с кадастровым номером: № предоставлен ООО «Интелкомплект+» в собственность в связи с тем, что на участке расположено здание, находящееся в собственности ООО «Интелкомплект+», что также подтверждается договором купли-продажи от 03 апреля 2014 года и актом приема-передачи земельного участка от 07 апреля 2014 г. ( л.д.77-81 т.1).
Согласно договора купли-продажи от 01 июля 2016 года ООО «Интелкомплект+» продало, а Мустафина Н.И. купила земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: РМЭ, Волжский район, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гостевого дома, общая площадь 900 кв.м. и расположенное на указанном выше земельном участке нежилое здание с кадастровым номером № 2-х этажное, общей площадью 106, 2 кв.м. адрес объекта : РМЭ, <адрес>.
Согласно договора купли-продажи от 12 октября 2016 года ООО «Интелкомплект+» продало, а Мустафина Н.И. купила земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РМЭ, Волжский район, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гостевого дома, общая площадь 600 кв.м.
Из межевых дел и письма Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по РМЭ от 21.11.2019 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером: № преобразован на земельные участки №. Земельный участок с кадастровым номером № образован путем преобразования земельных участков с кадастровыми номерами №
Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером: № и из межевого плана от 14 июня 2017 года следует, что объединены земельные участки с кадастровыми № и № в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером: № площадью 1500 кв.м. и в настоящее время принадлежит на праве собственности Мустафиной Н.И.
Проанализировав вышеуказанные доказательства в совокупности суд пришел к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером: № является частью земельного участка РГУЗ «Республиканская больница восстановительного лечения с детским санаторным пульмонологическим отделением», которая была получена в аренду от ГУ «Национальный парк «Марий Чодра», соответственно расположен в границах ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения, является федеральной собственностью, находится в ведении Российской Федерации и не подлежит отчуждению.
В пункте 1 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 94, пунктами 1, 6 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли национальных парков. Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ранее принятым законодательством земли национальных парков также были отнесены к федеральной собственности (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года
№ 3020-1 (ред. от 24 декабря 1993 года) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункт 1, приложение 1).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
В силу положений подпункта «б» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с п.2 ст.12 ФЗ №33 земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Поскольку спорный земельный участок является федеральной собственностью, то администрация Волжского муниципального района РМЭ, Министерство государственного имущества Республики Марий Эл не имели право распоряжаться данным земельным участком и соответственно ООО «Интелкомплект+», а в последующем Мустафина Н.И. не могут являться собственниками спорного земельного участка, поскольку участок выбыл из владения собственника Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области помимо воли последнего, никаких действий, направленных на отчуждение спорного земельного участка третьим лицам и ответчику не совершалось.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что вышеуказанные сделки и государственная регистрация прав на спорный земельный участок не оспорены, поскольку в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ); когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
При этом суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика Мустафиной Н.И. Бартенева Г.А. о том, что пропущен срок исковой давности.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются указанным Кодексом и иными законами.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" судам разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств должно было узнать о таком нарушении права.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки в январе 2019 года был установлен факт незаконного использования спорного земельного участка, расположенного на землях Яльчинского лесничества квартал 5, выдел 33 в фактических границах ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».
Следовательно, истец узнал о возможном нарушении прав Российской Федерации на участки национального парка в ходе прокурорской проверки в 2018 году. Сведений о том, что истец узнал или должен был узнать ранее не установлено, поскольку распоряжение спорным земельным участком было осуществлено без ведома и участия государственных органов уполномоченных представлять интересы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ следует с ответчика Мустафиной Н.И. взыскать в доход городского округа «Город Волжск» государственной пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковое заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии и Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к Мустафиной Н. И. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения удовлетворить.
Истребовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п.Кичиер, площадью 1500 кв.м., из незаконного владения Мустафиной Н. И., обязав Мустафину Н. И. передать в федеральную собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п.Кичиер, площадью 1500 кв.м. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения в ЕГРН.
Взыскать с Мустафиной Н. И. в доход бюджета городского округа «Город Волжск» государственной пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.Н.Малышева
Решение в окончательной форме
составлено 03 декабря 2019 года