УИД 10RS0013-01-2020-000509-25 Дело №2а-350/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора (далее - прокурор), действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, на основании обращений граждан, были обнаружены несанкционированные свалки мусора. Ссылаясь на нарушения норм Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», прокурор просил обязать администрацию Прионежского муниципального района РК ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на землях общего пользования в п.... Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района РК; две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отработанных автомобильных шин в границах земельного участка с кадастровым номером №, собственность на который не разграничена.
Уточнившись с требованиями, прокурор просил суд возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов с координатами ...С.Ш., ...В.Д. на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на землях общего пользования в п. ... Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района РК, две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отработанных автомобильных шин с координатами ...С.Ш., ...В.Д.; ...С.Ш., ...В.Д. в границах земельного участка с кадастровым номером №, собственность на который не разграничена.
Определением Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г. суд перешел на рассмотрение иска прокурора по правилам административного судопроизводства.
Прокурор Миронова Д.Ю. в судебном заседании иск поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным, пояснив, что администрация Прионежского муниципального района РК является надлежащим ответчиком в силу Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представитель административного ответчика администрации Прионежского муниципального района РК А., действующий по доверенности, иск не признал, заявил об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии РК Б., действующий по доверенности, в судебном заседании иск прокурора поддержал.
Представитель заинтересованного лица РО ООГО ДОСААФ России по РК В., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что учреждением предпринимались неоднократные попытки по оформлению земельного участка с кадастровым номером №, в постоянное бессрочное пользование, а в дальнейшем и в собственность, но администрацией района было отказано.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений РК, ООО «Автоспецтранс» в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте слушания дела. ООО «Автоспецтранс» в своем отзыве указал на законность и обоснованность требований прокурора, поскольку несанкционированные свалки расположены на территориях общего пользования Прионежского муниципального района, что означает отсутствие прав на данные земельные участки третьих лиц. Министерство в своем же отзыве указало, что осуществляет функции по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, но не наделено правами по распоряжению, пользованию данными земельными участками, а также их содержанию.
Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующим выводам.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Пункт 1 ст.3.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз.4 и 8 ст.42 Земельного кодека РФ).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп.2 п.2 ст.13 Земельного кодека РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст.4 названного закона).
Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз.2 п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации полномочий Управления Росреестра по РК совместно с Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, государственным инспектором РК по использованию и охране земель хх.хх.хх г. проведено обследование земельных участков, расположенных на территории Прионежского муниципального района. По результатам обследования установлено, что на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Указанная свалка расположена на землях общего пользования п..... В южной части земельного участка с кадастровым номером № выявлены две несанкционированные свалки бытовых отходов. Земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», имеет вид разрешенного использования «для размещения аэродрома». Согласно сведениям ЕГРН вышеназванный земельный участок в соответствии с государственным актом о праве на землю от хх.хх.хх г. № был передан в постоянное (бессрочное) пользование авиационному спортивному клубу ДОСААФ, который был ликвидирован и прекратил свою деятельность хх.хх.хх г. На свалках размещены следующие виды отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; шины автомобильные отработанные; отходы из жилищ крупногабаритные; отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев. При осмотре в составе отходов не выявлено предметов (документов, чеков и т.п.), позволяющих определить их принадлежность. Данные обстоятельства изложены в соответствующих справках от хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. с фотоматериалами.
Наличие свалок представителем ответчика не оспаривается.
В ответ на обращение прокурора по вопросу ликвидации несанкционированных свалок на территории Прионежского муниципального района, администрация в своем письме от хх.хх.хх г. указала, что не допускается возложение на органы местного самоуправления муниципального района всей полноты бремени несения финансовых затрат на осуществление необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий (ликвидации несанкционированных свалок) без четкого определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных районов в указанной сфере, т.е. возложенные на органы местного самоуправления района обязанности возмещения расходов на ликвидацию несанкционированной свалки за счет средств местного бюджета, является недопустимым. Ликвидация несанкционированных свалок на земельных участках, собственность на которые не разграничена, не относится к компетенции администрации Прионежского муниципального района РК.
Доводы, изложенные в письме, в судебном заседании подтвердил представитель административного ответчика А.
Представитель РО ООГО ДОСААФ России по РК В. в судебном заседании указал, что администрация района после многочисленных попыток по переоформлению земельного участка с кадастровым номером № в пользование и в собственность хх.хх.хх г. запретила учреждению пользоваться спорным участком, о чем свидетельствуют представленные в дело письменные материалы.
Как следует из материалов дела, документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, материалы дела не содержат. Зарегистрированные права на указанные земельные участки отсутствуют.
В соответствии с подп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В силу ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с п.18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Следовательно, если лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям не разграниченной собственности - лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.
Вышеуказанное свидетельствует, что администрация района, уклоняясь от решения вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в не организации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Таким образом, администрация Прионежского муниципального района РК является надлежащими ответчиком по делу, и на нее должна быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов с координатами ...С.Ш., ...В.Д. на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на землях общего пользования в п.... Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района РК; две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отработанных автомобильных шин с координатами ...С.Ш., ...В.Д.; ...С.Ш., ...В.Д. в границах земельного участка с кадастровым номером №, собственность на который не разграничена.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства суд
р е ш и л:
иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов с координатами ...С.Ш., ...В.Д. на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, на землях общего пользования в п. ... Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района РК.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отработанных автомобильных шин с координатами ...С.Ш., ...В.Д.; ...С.Ш., ...В.Д. в границах земельного участка с кадастровым номером №, собственность на который не разграничена.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 10 августа 2020 года.