Судья: Болочагин В.Ю. адм.дело №33а-12238/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2018 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А., Шилова А.Е.,
при секретаре: Сукмановой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 20.07.2018 года по делу по административному исковому заявлению иску Коновалова А.Н., Коновалова В.А. и Коноваловой В.И. к Департаменту градостроительства г.о.Самара, об оспаривании решения,
с участием представителя административных истцов Залуцкой О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Коновалов А.Н., Коновалов В.А. и Коновалова В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением, указав, что 12.09.2017 они обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в их собственности, с кадастровым номером №. Распоряжением от 19.09.2017 им было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Решением суда от 17.07.2017 данное распоряжение признано незаконным, административного ответчика обязали устранить допущенные нарушения прав административных истцов. При новом рассмотрении распоряжением от 25.05.2018 №РД-785 Департамент вновь отказал в заключении соглашении о перераспределении земельных участков. Полагая, что распоряжение является немотивированным, в нем не конкретизированы обстоятельства, послужившие основанием для отказа, административные истцы просили признать указанное распоряжение незаконным и обязать административного ответчика принять решение по их заявлению от 12.09.2017 №СП-9/4693 о перераспределении земельных участков, а также взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Судом постановлено решение об удовлетворении административного иска. Признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы административных истцов распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 25.05.2018 г. №РД-785. На административного ответчика возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от 12.09.2017 №СП-9/4693 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит решение отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применении норм материального права. Считает, что оспариваемое распоряжение соответствует закону и права административных истцов не нарушает.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов возражала против доводов жалобы, находя решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия на основании ст. 150, ст.307 КАС РФ.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Согласно подп.3 п.1, п.2 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1166 кв.м по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: занимаемый отдельностоящим жилым домом коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
12.09.2017 административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0329003:942, находящегося в их собственности. Согласно представленной схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории предполагается образование земельного участка площадью 1 464 кв.м путем присоединения к земельному участку с кадастровым номером № прилегающего земельного участка площадью 299 кв.м.
Распоряжением от 19.09.2017 №РД-2118 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 07.12.2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20.02.2018, распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.09.2017 №РД-2118 признано не соответствующим закону.
При новом рассмотрении распоряжением от 25.05.2018 №РД-785 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцам в перераспределении земельных участков на основании пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, указав, что образование земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, возможно в качестве самостоятельного путем увеличения площади до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом.
По мнению представителя Департамента, изложенному в письменном отзыве, в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка площадью 300 кв.м и более.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом зоны Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой расположен испрашиваемый земельный участок, предельный минимальный размер земельных участков установлен в размере 300 кв.м (ст. 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61).
Проанализировав приведенные положения закона, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу, что оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не имелось, поскольку испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок площадью 299 кв.м в качестве самостоятельного не может быть образован без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется.
Доводы административного ответчика о том, что на рассматриваемой территории возможно формирование самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, вследствие чего, отказ в перераспределении земельных участков является законным, основаны на неправильном толковании применяемых при разрешении настоящего спора положений закона.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ не допускается предоставление в порядке перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых могут быть сформированы самостоятельные земельные участка, права на которые могут быть приобретены в общем порядке.
В данном случае, как верно указано судом, испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок не может быть образован в качестве самостоятельного.
Имеющаяся, по мнению ответчика, потенциальная возможность формирования самостоятельного земельного участка является только предположением. Доказательств возможности формирования на данной территории такого земельного участка, с учетом сложившегося порядка пользования и особенностей местности, административным ответчиком не представлено. Имеющаяся в деле выкопировка из ИСОГД г.о.Самара таким доказательством не является. Кроме этого из выкопировки усматривается наличие строения на земельном участке, который по утверждению ответчика может быть сформирован в качестве самостоятельного.
Административное судопроизводство осуществляется на принципах законности и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (ст. 6 КАС РФ).
Согласно ст. 9 КАС РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечивается, в том числе, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при разрешении настоящего дела судом первой инстанции полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 20.07.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о.Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи