Решение по делу № 2-2456/2019 от 05.04.2019

Дело №2-2456/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2019 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Юркевич М.А.,

при секретаре Гуляевой Н.А.,

с участием представителя ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области Тарасовой Д.М.,

представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области Тарасовой Д.М..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова Д.В. к ФСИН России, Казне РФ о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Никифоров Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице УФК по Новгородской области о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец содержался в А* Условия содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства: были нарушены требования, предъявляемые к норме площади на одного осужденного, недостаточное искусственное освещение, доступ свежего воздуха. Указанные нарушения причинили истцу нравственные страдания, в связи с чем, истец просил взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.

В судебное заседание истец Никифоров Д.В. не явился, просил рассмотреть без своего участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика ФСИН России и представитель 3-их лиц УФСИН России по Новгородской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области Тарасова Д.М., действующая на основании доверенностей, иск не признала по мотивам, изложенным в отзыве на иск, при этом заявила о пропуске истцом срока обращения в суд.

В судебное заседание представитель ответчика Минфин России в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил в иске отказать по мотиву недоказанности факта причинения вреда истцу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950г., никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ от 15 июля 1995г.) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В силу ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995г., содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, и не должны сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995г., подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Им предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Так, в силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (часть 2).Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из представленных Учреждением документов следует, что Никифоров Д.В. содержался в А* в период с ДД.ММ.ГГГГ

Естественная вентиляция в камерах осуществляется через окно. Все камеры Учреждения оборудованы принудительной (приточно-вытяжной) вентиляцией. Естественное освещение камер осуществляется через оконный проем. Все камеры, в которых содержался истец, оборудованы одним оконным проемом, размерами, позволяющими обеспечить в камере достаточное естественное освещение и доступ свежего воздуха. Размеры оконных проемов соответствуют требованиям приказа Минюста от 28.05.2001 г. № 161-ДСП «Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации».

В соответствии с п.42 приказа Минюста РФ от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры СИЗО оборудованы светильниками дневного и ночного освещения. Искусственная освещенность камер осуществлялась в дневное время двумя лампами ЛПО мощностью 36 Вт каждая, режим освещенность 16 часов, в ночное время – светильником, оборудованным лампой накаливания 60 Вт, режим освещения – 8 часов. Обозначенное освещение соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных помещений».

Камеры режимного корпуса оборудованы в соответствии с приказом МЮ РФ № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений УФСИН» решетками оконными камерными (РОК-1), установленные в оконные проемы камер с наружной стороны здания и решеткой оконной камерной (РОК-4), установленной с внутренней стороны оконных проемов камер. В камерах решетка РОК-1 имеет каркас из стальной полосы сечением 60 х12 мм. Решетчатое заполнение выполнено из стального прутка диаметром 20 мм и стальных полос сечением 60 х 12 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна не превышают 100 х 200 мм. Решетка РОК-4 состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама выполнена из стального уголка сечением 50 х 50 мм. Обрамление полотна из стального уголка сечением 40 х40 х4 мм Решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна в соответствии с действующим законодательством 50 х50 мм.

Из материалов дела следует, что камера имеет площадь 25,00 кв.м. и рассчитана на 12 спальных мест, камера имеет площадь 26,10 кв.м., рассчитана на 12 спальных места.

Как следует из справки Учреждения, в камерах, в которых содержался истец, содержалось разное количество лиц, при этом 120 дней приходящаяся на истца площадь камеры была менее 4 кв.м. (от 2 до 3,7 кв. м), а в остальное время более или равное 4 кв.м.

Таким образом, доводы истца о содержании его в ненадлежащих (стесненных) условиях нашли свое подтверждение, вышеприведенные обстоятельства ответчиками и третьими лицами не опровергнуты.

Другие доводы истца о нарушении его прав при содержании в Учреждении, судом проверены, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения.

Факт содержания истца в А* в условиях, не соответствующих установленным нормам санитарной площади камер, влечет нарушение прав истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, в том числе нормами международного права, является основанием для признания правомерными требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

В этой связи пояснения представителя ответчика ФСИН России на то, что доводы истца о причинении ему морального вреда ничем не подтверждены, несостоятельны.

Поскольку судом установлено, что объектом нарушения являются конституционные права Никифорова Д.В., гарантированные государством, в силу положений п. 3 ст. 125, ст. 1071 ГК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ ответственность перед истцом должна нести Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств, определяемого исходя из ведомственной принадлежности.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1314, Федеральная служба наказаний России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В силу п.п. 6 пункта 7 указанного Положения, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При таком положении, поскольку нарушение прав истца было допущено вследствие ненадлежащих условий его содержания в А*, являющимся учреждением, подведомственным ФСИН России, обязанность по денежной компенсации причиненного истцу морального вреда надлежит возложить на Российскую Федерацию в лице главного распорядителя бюджетных средств - ФСИН России.

Учитывая, что в результате несоблюдения условий содержания в следственном изоляторе были нарушены личные неимущественные права истца, гарантированные законом, тем самым ему причинен моральный вред, который подлежит компенсации ответчиком в лице ФСИН РФ за счет средств казны РФ.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень перенесенных истцом нравственных и физических страданий, связанных с содержанием в ненадлежащих (стесненных) условиях, характер и продолжительность нарушений его неимущественных прав, индивидуальные особенности истца.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, исходя из принципа справедливости и разумности, а также учитывая, что причиненные истцу страдания не повлекли для него каких-либо тяжких необратимых по своему характеру последствий, суд находит заявленный истцом размер компенсации морального вреда явно завышенным и определяет его в сумме 500 руб.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других материальных благ.

Довод представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском, является несостоятельным, поскольку не соответствует закону и материалам дела. Согласно п. 1 ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ. Установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд, в данном случае не применим.

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. следует отнести на счет средств местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счёт Казны Российской Федерации в пользу Никифорова Д.В. в счёт компенсации морального вреда 500 рублей.

В остальной части исковые требования Никифорова Д.В. оставить без удовлетворения.

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. следует отнести на счет средств местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Председательствующий М.А.Юркевич

Мотивированное решение составлено 13.05.2019года.

2-2456/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Никифоров Денис Владимирович
Никифоров Д.В.
Ответчики
Министерство финанслв Российской Федерации в лице УФК по Новгородской области
ФСИН России
Другие
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области
УФСИН России по Новгородской области
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
05.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2019Передача материалов судье
10.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее